СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Денисова А.Г. 1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное сознание является феноменом интегративного характера, с одной стороны, обусловленное качеством социальных взаимодействий, отношений, глубинными и развивающимися представлениями о себе, с другой стороны, определяющее характер социальных взаимодействий и отношений людей [Маланчук, 2014].

Мы исследовали развивающееся социальное сознание детей раннего возраста (1-3 года), представленное конфигурациями социальных представлений (см. другую нашу статью в материалах данного форума). Для этого на основе психолого-лингвистического анализа и анализа форм речи речевых продуктов старших дошкольников в их диалогах и ситуациях автокоммуникации мы выделили 121 социальное представление.

Для проведения исследования мы использовали материалы, составляющие базу данных форм речи детей дошкольного возраста И.Г. Маланчук [Маланчук, 2005]. Из 6200 единиц речи для проведения исследования была сформирована случайная выборка N=320 (по 160 единиц речи мальчиков и девочек раннего детского возраста). Для каждой единицы речи определялся спектр эксплицированных и имплицитных социальных представлений.

В результате первичного анализа социальных представлений по представленной выше технологии, а также анализа данных с помощью метода экспертных оценок был получен список социальных представлений, характерных для данного возраста детей:

Список включает 121 социальное представление:

СП1 – Я откликающийся;

СП2 – Я говорящий и слушающий одновременно;

СП3 – Я говорящий;

СП4 – Я субъект познавательной активности;

СП5 – Я носитель собственной активности;

СП6 – Я, готовый к сотрудничеству;

СП7 – Я владелец объекта;

СП8 – Я владелец информации;

СП9 – Я организатор игры;

СП10 – Игра имеет содержание;

СП11 – Информация запускает игровой режим;

СП12 – Я компетентен в понимании ситуации;

СП13 – Я компетентен в оценке свойств объекта;

СП14 – Я компетентен / некомпетентен действовать с предметом /

объектом самостоятельно;

СП15 – Я компетентен в роли;

СП16 – Я компетентен распознавать свою эмоцию;

СП17 – Я компетентен / некомпетентен распознавать эмоцию другого;

СП18 – Значимый взрослый более компетентен, чем я;

СП19 – Школьник более компетентен, чем я;

СП20 – Могу управлять своим поведением;

СП21 – Могу управлять своими эмоциями;

СП22 – Могу управлять поведением другого;

СП23 – Могу влиять на эмоцию другого;

СП24 – Могу управлять другим за счет информации;

СП25 – Могу управлять другим за счет приведения аргументов;

СП26 – Могу управлять ситуацией;

СП27 – Могу инициативно организовать ситуацию;

СП28 – Могу придавать социальную значимость объекту, субъекту;

СП29 – Могу придавать социальную значимость своим действиям;

СП30 – Могу за счет этого позиционироваться (объекты, субъекты, действия), намеренно менять свой статус;

СП31 – Могу не соглашаться с мнением другого / значимого взрослого;

СП32 – Могу не быть адресатом речи другого;

СП33 – Могу прогнозировать ситуацию;

СП34 – Могу репрезентироваться как маленький/большой;

СП35 – Могу манипулировать образом себя от маленького до большого;

СП36 – Могу оценивать взрослого;

СП37 – Поступки определяют оценку;

СП38 – Могу организовать совместное действие;

СП39 – Могу не сотрудничать с человеком, не откликаться;

СП40 – Перспектива от себя;

СП41 – Мать социально значимый объект;

СП42 – Мать откликающаяся;

СП43 – Мать удовлетворяет потребности;

СП44 – Мать готовая к сотрудничеству;

СП45 – Мать защищает ребенка;

СП46 – Компетентность матери;

СП47 – Отец – социально значимый объект;

СП48 – Бабушка – социально значимый объект;

СП49 – Дедушка – социально значимый объект;

СП50 – Значимый взрослый всегда слышит;

СП51 – Значимый взрослый как откликающийся;

СП52 – Значимый взрослый, готовый к сотрудничеству;

СП53 – Значимый взрослый управляет моим поведением;

СП54 – Значимый взрослый должен всегда что-то давать ребенку;

СП55 – Информацию от значимого взрослого требуется принимать и ею руководствоваться;

СП56 – Эффективно использовать понятные взрослым категории;

СП57 – Дети как социально значимый объект;

СП58 – Другой ребенок как откликающийся;

СП59 – Нужно привлечь внимание;

СП60 – Для привлечения внимания нужно назвать по имени, обратится;

СП61 – Нужно дать пояснение;

СП62 – Требуется представиться другому в коммуникации;

СП63 – Тело, одежда как репрезентанты Я;

СП64 – Элементы лица как социально-значимые при знакомстве;

СП65 – Можно обманывать;

СП66 – Нужно ориентировать другого в своих действиях;

СП67 – Нужно предупредить другого;

СП68 – Нужно получить разрешение;

СП69 – Имя есть у каждого;

СП70 – Нет человека - значит некому сказать;

СП71 – У разных людей разные точки зрения;

СП72 – Точка зрения матери значима;

СП73 – Представление о своей эмоции;

СП74 – Представление об эмоции другого;

СП75 – Представление о физическом состоянии другого;

СП76 – Представление о своих желаниях;

СП77 – Представление о желаниях и намерениях другого;

СП78 – Представление о пространстве возможного присутствия;

СП79 – Представление о социальных нормах;

СП80 – Представление о роли;

СП81 – Роль требует реализации специфических характеристик и поведения;

СП82 – Представление о социальном ритуале;

СП83 – Социально значимый объект;

СП84 – Социально значимые характеристики и свойства объекта (предмета);

СП85 – Мои социально значимые характеристики и свойства;

СП86 – Социально значимые характеристики и свойства другого;

СП87 – Социально значимые отношения;

СП88 – Значимые атрибуты детского мира;

СП89 – Значимые атрибуты взрослого мира;

СП90 – Мир детей и мир взрослых (представление о взаимодействии этих миров);

СП91 – Поведение другого может изменить ситуацию;

СП92 – Поведение другого может влиять на мою эмоцию;

СП93 – Требуется контроль эмоций;

СП94 – Эмоция может не быть адресована конкретному человеку;

СП95 – Плохое это то, что вызывает у меня негативную эмоцию;

СП96 – Необходимо объяснять свои эмоции;

СП97 – Значимость маленьких существ для меня;

СП98 – Мама есть у всех;

СП99 – У ребенка всегда есть родители;

СП100 – Представление о принадлежности к семье;

СП101 – Можно оказаться не ребёнком своих родителей по каким-то характеристикам;

СП102 – Иерархия между мамой и бабушкой;

СП103 – Мир женщин и мир мужчин, девочек и мальчиков;

СП104 – Границы между миром мужчин и женщин;

СП105 – Представление о своей половой принадлежности;

СП106 – Ситуация определяет мои действия;

СП107 – Человек может не контролировать ситуацию;

СП108 – Представление о существовании запрета;

СП109 – Представление о причине запрета;

СП110 – Для преодоления запретов нужны аргументы;

СП111 – Запрет отца сильнее запрета матери;

СП112 – Жест имеет значение;

СП113 – Деньги, функция денег, деньги должны быть;

СП114 – Живым и неживым объектам можно приписывать антропоморфную активность;

СП115 – Можно произвольно наделять предмет другим значением;

СП116 – Объекты могут причинять вред;

СП117 – Объекты нужно контролировать;

СП118 – Нет того, кого/чего не вижу;

СП119 – Вещи перестают иметь для меня ценность;

СП120 – Старые вещи выбрасывают;

СП121 – Фотография как носитель социальной информации о значимых людях.

Выделены следующие типы социальных представлений: представления о себе, другом, об отношениях между партнерами по коммуникации, параметрах ситуации с участием ребенка, о третьих лицах и социально значимых предметах реальности, а также в рамках образов себя и другого – параметры осмысления психологического и социально-психологического уровней себя и другого: эмоциональный, интенциональный, действий и поведения, речевого поведения, ментальный.

Список литературы

Маланчук И.Г. База данных детских текстов (1–7,5 лет). Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.

Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учеб. пособие. Красноярск, 2014.

Просмотров работы: 619