Мы исследовали развивающееся социальное сознание детей раннего возраста (1-3 года), представленное конфигурациями социальных представлений (см. другую нашу статью в материалах данного форума). Для этого на основе психолого-лингвистического анализа и анализа форм речи речевых продуктов старших дошкольников в их диалогах и ситуациях автокоммуникации мы выделили 121 социальное представление.
Для проведения исследования мы использовали материалы, составляющие базу данных форм речи детей дошкольного возраста И.Г. Маланчук [Маланчук, 2005]. Из 6200 единиц речи для проведения исследования была сформирована случайная выборка N=320 (по 160 единиц речи мальчиков и девочек раннего детского возраста). Для каждой единицы речи определялся спектр эксплицированных и имплицитных социальных представлений.
В результате первичного анализа социальных представлений по представленной выше технологии, а также анализа данных с помощью метода экспертных оценок был получен список социальных представлений, характерных для данного возраста детей:
Список включает 121 социальное представление:
СП1 – Я откликающийся;
СП2 – Я говорящий и слушающий одновременно;
СП3 – Я говорящий;
СП4 – Я субъект познавательной активности;
СП5 – Я носитель собственной активности;
СП6 – Я, готовый к сотрудничеству;
СП7 – Я владелец объекта;
СП8 – Я владелец информации;
СП9 – Я организатор игры;
СП10 – Игра имеет содержание;
СП11 – Информация запускает игровой режим;
СП12 – Я компетентен в понимании ситуации;
СП13 – Я компетентен в оценке свойств объекта;
СП14 – Я компетентен / некомпетентен действовать с предметом /
объектом самостоятельно;
СП15 – Я компетентен в роли;
СП16 – Я компетентен распознавать свою эмоцию;
СП17 – Я компетентен / некомпетентен распознавать эмоцию другого;
СП18 – Значимый взрослый более компетентен, чем я;
СП19 – Школьник более компетентен, чем я;
СП20 – Могу управлять своим поведением;
СП21 – Могу управлять своими эмоциями;
СП22 – Могу управлять поведением другого;
СП23 – Могу влиять на эмоцию другого;
СП24 – Могу управлять другим за счет информации;
СП25 – Могу управлять другим за счет приведения аргументов;
СП26 – Могу управлять ситуацией;
СП27 – Могу инициативно организовать ситуацию;
СП28 – Могу придавать социальную значимость объекту, субъекту;
СП29 – Могу придавать социальную значимость своим действиям;
СП30 – Могу за счет этого позиционироваться (объекты, субъекты, действия), намеренно менять свой статус;
СП31 – Могу не соглашаться с мнением другого / значимого взрослого;
СП32 – Могу не быть адресатом речи другого;
СП33 – Могу прогнозировать ситуацию;
СП34 – Могу репрезентироваться как маленький/большой;
СП35 – Могу манипулировать образом себя от маленького до большого;
СП36 – Могу оценивать взрослого;
СП37 – Поступки определяют оценку;
СП38 – Могу организовать совместное действие;
СП39 – Могу не сотрудничать с человеком, не откликаться;
СП40 – Перспектива от себя;
СП41 – Мать социально значимый объект;
СП42 – Мать откликающаяся;
СП43 – Мать удовлетворяет потребности;
СП44 – Мать готовая к сотрудничеству;
СП45 – Мать защищает ребенка;
СП46 – Компетентность матери;
СП47 – Отец – социально значимый объект;
СП48 – Бабушка – социально значимый объект;
СП49 – Дедушка – социально значимый объект;
СП50 – Значимый взрослый всегда слышит;
СП51 – Значимый взрослый как откликающийся;
СП52 – Значимый взрослый, готовый к сотрудничеству;
СП53 – Значимый взрослый управляет моим поведением;
СП54 – Значимый взрослый должен всегда что-то давать ребенку;
СП55 – Информацию от значимого взрослого требуется принимать и ею руководствоваться;
СП56 – Эффективно использовать понятные взрослым категории;
СП57 – Дети как социально значимый объект;
СП58 – Другой ребенок как откликающийся;
СП59 – Нужно привлечь внимание;
СП60 – Для привлечения внимания нужно назвать по имени, обратится;
СП61 – Нужно дать пояснение;
СП62 – Требуется представиться другому в коммуникации;
СП63 – Тело, одежда как репрезентанты Я;
СП64 – Элементы лица как социально-значимые при знакомстве;
СП65 – Можно обманывать;
СП66 – Нужно ориентировать другого в своих действиях;
СП67 – Нужно предупредить другого;
СП68 – Нужно получить разрешение;
СП69 – Имя есть у каждого;
СП70 – Нет человека - значит некому сказать;
СП71 – У разных людей разные точки зрения;
СП72 – Точка зрения матери значима;
СП73 – Представление о своей эмоции;
СП74 – Представление об эмоции другого;
СП75 – Представление о физическом состоянии другого;
СП76 – Представление о своих желаниях;
СП77 – Представление о желаниях и намерениях другого;
СП78 – Представление о пространстве возможного присутствия;
СП79 – Представление о социальных нормах;
СП80 – Представление о роли;
СП81 – Роль требует реализации специфических характеристик и поведения;
СП82 – Представление о социальном ритуале;
СП83 – Социально значимый объект;
СП84 – Социально значимые характеристики и свойства объекта (предмета);
СП85 – Мои социально значимые характеристики и свойства;
СП86 – Социально значимые характеристики и свойства другого;
СП87 – Социально значимые отношения;
СП88 – Значимые атрибуты детского мира;
СП89 – Значимые атрибуты взрослого мира;
СП90 – Мир детей и мир взрослых (представление о взаимодействии этих миров);
СП91 – Поведение другого может изменить ситуацию;
СП92 – Поведение другого может влиять на мою эмоцию;
СП93 – Требуется контроль эмоций;
СП94 – Эмоция может не быть адресована конкретному человеку;
СП95 – Плохое это то, что вызывает у меня негативную эмоцию;
СП96 – Необходимо объяснять свои эмоции;
СП97 – Значимость маленьких существ для меня;
СП98 – Мама есть у всех;
СП99 – У ребенка всегда есть родители;
СП100 – Представление о принадлежности к семье;
СП101 – Можно оказаться не ребёнком своих родителей по каким-то характеристикам;
СП102 – Иерархия между мамой и бабушкой;
СП103 – Мир женщин и мир мужчин, девочек и мальчиков;
СП104 – Границы между миром мужчин и женщин;
СП105 – Представление о своей половой принадлежности;
СП106 – Ситуация определяет мои действия;
СП107 – Человек может не контролировать ситуацию;
СП108 – Представление о существовании запрета;
СП109 – Представление о причине запрета;
СП110 – Для преодоления запретов нужны аргументы;
СП111 – Запрет отца сильнее запрета матери;
СП112 – Жест имеет значение;
СП113 – Деньги, функция денег, деньги должны быть;
СП114 – Живым и неживым объектам можно приписывать антропоморфную активность;
СП115 – Можно произвольно наделять предмет другим значением;
СП116 – Объекты могут причинять вред;
СП117 – Объекты нужно контролировать;
СП118 – Нет того, кого/чего не вижу;
СП119 – Вещи перестают иметь для меня ценность;
СП120 – Старые вещи выбрасывают;
СП121 – Фотография как носитель социальной информации о значимых людях.
Выделены следующие типы социальных представлений: представления о себе, другом, об отношениях между партнерами по коммуникации, параметрах ситуации с участием ребенка, о третьих лицах и социально значимых предметах реальности, а также в рамках образов себя и другого – параметры осмысления психологического и социально-психологического уровней себя и другого: эмоциональный, интенциональный, действий и поведения, речевого поведения, ментальный.
Список литературы
Маланчук И.Г. База данных детских текстов (1–7,5 лет). Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.
Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.
Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.
Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учеб. пособие. Красноярск, 2014.