ПРОБЛЕМАТИКА И ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМАТИКА И ГЕНДЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Денисова А.Г. 1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государство формулирует запрос на новые личностные качества людей на новый тип социальных отношений в образовании, на создание дружественной среды образования, качественную экспертизу образования включая экспертизу социальных отношений.

В связи с развитием институтов раннего развития и включения детей раннего возраста в систему социальных отношений становится актуальным исследование их социального сознания. Понимание содержания социального сознания и социальных представлений детей раннего возраста педагогами, психологами на начальном этапе нахождения ребенка в пространстве образовательной организации повысит наукоемкость психолого-педагогических технологий в отношении развития социального сознания, предоставит возможность более точной профессиональной рефлексии специалистов в отношении своей коммуникации с детьми, осознания своей ответственности за социальное развитие детей.

Однако сегодня в России и в мире отсутствуют системные многопараметрические исследования социального сознания. Активно идет поиск методов исследований социальных представлений – социального сознания детей раннего возраста. И действительно, существует необходимость разработки методов системных исследований высокого уровня сложности социальных представлений детей данного возраста. Высокопродуктивными методами являются, на наш взгляд, анализ форм речи и психолингвистический анализ речевых продуктов детей [Маланчук, 2013, 2014] с точки зрения установления с их помощью социальных представлений детей (см.: [Шлетгауэр, Замкина, Денисова, 2015], а в отношении репертуара социальных представлений детей раннего возраста см. еще одну нашу статью, также представленную на этом научном форуме).

Вместе с тем, в мировой науке накапливается фактологическая база, фиксирующая отличия в эмоциях, поведении, отдельных социальных представлениях у мальчиков и девочек. В России очень мало исследований, посвященных полообусловленным / гендерным отличиям психических структур и психосоциального развития в раннем детском возрасте.

В процессе организации нашего исследования мы предположили, что структуры и содержание социального сознания детей раннего возраста – мальчиков и девочек – имеют свои особенности, в частности, что (1) социальное сознание детей раннего возраста имеет «рыхлую» структуру – с большим числом группировок незначительного числа социальных представлений внутри них; (2) у девочек у мальчиков центральная и периферийная области социальных представлений различаются в существенной степени; (3) у девочек по сравнению с мальчиками большая глубина социальных представлений о себе и о партнере.

Представим далее полученные нами результаты.

Актуальным является исследование социального сознания детей раннего возраста, основанное на изучении речи и языка. Речеязыковые произведения детей раннего возраста содержат информацию о становящейся языковой картине мира ребенка, в том числе о ее фрагменте – социальной картине мира. Кроме того, речь содержит в себе смысловые структуры социальных взаимодействий, социальных интенций ребенка. Таким образом, по фактам речи и языка ребенка раннего возраста можно реконструировать социальные представления детей и их социальное сознание как целостный феномен. Нами выявлены 120 социальных представления. Последующий кластерный и корреляционный анализ показал, что структуры и содержание социального сознания детей раннего возраста – мальчиков и девочек – имеют свои особенности.

Результаты кластерного анализа по методу ближайшего соседа показали, что целостная структура социальных представлений мальчиков в раннем возрасте оформляется возникновением симметричной позиции по отношению к взрослому, осознанием социальной значимости объектов, субъектов, пониманием возможности своего влияния на эмоцию другого. Целостная структура социальных представлений девочек в раннем возрасте оформляется в задачах управлениях ситуацией с участием социального партнера с оценкой социальной значимости объектов/субъектов для ребенка и значимости собственных действий, решаются задачи позиционирования в социальном пространстве за счет привлечения в нее информации о субъектах, объектах, своих действиях.

Результаты кластерного анализа по методу дальнего соседа позволили уточнить структуру социального сознания девочек и мальчиков. У мальчиков кластеризация социальных представлений развивает 6 кластеров, у девочек структура социального сознания представлена 5-ю кластерами.

Действительно, социальное сознание детей данного возраста, как показывает кластерный анализ, имеет «рыхлую» структуру – с большим числом группировок незначительного числа социальных представлений внутри них.

У девочек и мальчиков центральная и периферийная области социальных представлений различаются в существенной степени. Когнитивная сложность у девочек выше, поскольку характер взаимосвязей социальных представлений свидетельствует о более выраженной иерархической организации социальных представлений, поскольку социальные представления у девочек образуют отношения взаимоисключения, а у мальчиков – нет. При этом у девочек и мальчиков практически одинаковое число социальных представлений образуют положительные связи (22 и 24 соответственно из 120) с примерно равными валентными связями. Социальные представления мальчиков, в отличие от девочек, в раннем возрасте не обнаруживают отрицательных (обратных) корреляционных связей: социальные представления у мальчиков не блокируют друг друга, социальное сознание мальчиков в данном возрасте, таким образом, не имеет свойства взаимоисключать те или иные социальные представления.

Поля семантической согласованности / напряженности также являются полообусловленными: при сходстве в полях семантической согласованности у мальчиков и девочек обнаруживается разница. Поля семантической согласованности образуются у мальчиков и девочек, прежде всего, социальными представлениями с семантикой ситуации, влиянии на нее и прогнозе развития ситуации, управлении партнером, в том числе за счет информации, оценке компетентности своей и другого, понимании социальной значимости своих действий и возможностях позиционирования в ситуации за счет объектов, субъектов, действий. Установлена разница в структурах и содержании взаимоактуализированных социальных представлений, составляющих системобразующие (в силу их ранговых значений) представления центральной области.

Поля семантической напряженности социального сознания различны у мальчиков и девочек. Установлено, что они образуются только у девочек – 22 (больше 1/3 центральной части) социальными представлениями.

Семантическая глубина представлений, характеризующих образы «я» и «другой» различны у мальчиков и девочек. Теоретически представление ребенка о себе включает такие уровни как: эмоциональный, интенциональный (желания, потребности), действия и формы поведения, речевое поведение, ментальная сфера; представление ребенка о другом включает те же уровни. Анализ полученных данных показал, что семантическая глубина образа «я» у мальчиков определена всего тремя уровнями представлений: ментальным, поведенческим и речевого поведения, у девочек представлен еще и эмоциональный компонент. Семантическая глубина образа другого у мальчиков и у девочек определена выраженностью компонентов эмоционального, интенционального, поведенческого и ментального – с большим пониманием желаний/намерений другого мальчиками, большей выраженностью представлений о поведении другого у мальчиков, большим пониманием влияния другого на ситуацию у девочек, несколько большей представленностью у мальчиков в ментальном компоненте управления за счет информации.

Список литературы

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.

Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте. Красноярск, 2014.

Шлетгауэр Т.В., Замкина Т.Ю., Денисова А.Г. Анализ репертуара социальных представлений детей дошкольного возраста // Наука, образование, инновации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2015.

Просмотров работы: 615