МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Фархетдинов И.Д. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский). Исходя из цитаты великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России можно сказать, что самой главной и первостепенной задачей любого изучаемого предмета является активная работа над понятиями. Понятие выступает в роли фундамента и основной базы, при которой можно говорить об эффективности процесса обучения и усвоения материала. Знание понятий выступает средством и целью обучения, поскольку каждое новое полученное знание основывается на предшествующем – невозможно представить себе работу над внутренней структурой понятия без знания и усвоения определяющих его терминов.

Понятийный аппарат школьного курса является многосторонним и трудным. Определение понятия — это конкретная закономерная операция, которая определяет его внутреннее содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя применять термины в переносном значении, понятие не должно быть суперсложным и непонятным ученику, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы выявить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно емкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов. Овладение обществоведческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков общественных фактов, отражение в их сознании событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. [1]

Формирование понятий происходит в процессе познания людьми объективных законов природы и общества, научно-исследовательской деятельности человечества». [2] Таким образом, если взять одно конкретное понятие, то оно не будет отделено и расколото как единичное явление, а будет вступать в системные отношения близкородственных понятий. Так, например, понятие культура тесно переплетается с таким понятием как искусство. Эти понятия будут вступать в систему соподчиненных родовых понятий. Конечно же, понятие культура имеет в своем активе большое количество значений, так как она изучается такими науками как философия, культурология, история, искусствознание, лингвистика (этнолингвистика), политология, этнология, психология, экономика, педагогика и др. Возьмем определение понятия с культурологической точки зрения. Культура – это все материальные и духовные ценности, созданные человеком. Искусство же в свою очередь можно охарактеризовать как совокупность результатов творческой деятельности человека. Можно сказать, что искусство является частью культуры. Таким образом, существует группа взаимообусловленных и связанных понятий, которые состоят в системе.

Работа Джерома Брунера и его коллег A Study of Thinking (1956) оказала сильное влияние на развивающуюся формирующуюся когнитивную психологию в целом и исследования в области формирования понятий в частности.

Брунер описал две стратегии: сканирование и сосредоточение (иначе: «целостная стратегия», «фокусировка»), каждая из которых также имеет по две разновидности.

- Одновременное сканирование. Происходит одновременная проверка всех возможных гипотез (под гипотезами понимаются различные наборы признаков; один из этих наборов и представляет собой искомое понятие). Не выдержавшие проверки гипотезы отбрасываются по мере их опровержения. Особенность этой стратегии в том, что при этом необходимо помнить всё просмотренное в ходе проверки.

- Последовательное сканирование. В этом случае гипотезы проверяются поочерёдно. Когда гипотеза оказывается опровергнутой, ее отбрасывают и переходят к другой с учетом всего предыдущего опыта.

- Консервативное сосредоточение. Берётся положительный пример понятия (то есть то, о чём достоверно известно, что этот предмет подходит под искомое понятие), после чего его признаки по одному проверяются на существенность. Заменяя проверяемый признак, но оставляя все остальные без изменения, можно определить, является ли этот признак существенным, то есть входит ли в искомое понятие. Эта стратегия выгоднее, так как уменьшает нагрузку на память.

- Рискованное сосредоточение отличается от консервативного тем, что изменяются 2 или более признаков за раз понятия образуется ассоциация. [3]

Большую ценность при формировании понятий представляют подходы психологов. Большой вклад в изучение проблем формирования мышления и понятий, в их единой связи друг с другом, внесли сторонники когнитивной теории развития мышления. Именно они связали развитие способностей использования понятий с развитием мышления. Когнитивная школа в психологии считает, что для усвоения, упорядочения и использования информации человек пользуется специальным конкретным, понятийным аппаратом, который формируется равномерно и постепенно, по мере того, какой объем накопленной человеком информации в нем представлен. Без развития понятийного аппарата, по мнению этих ученых, будет невозможен сам процесс мышления. Также необходимо выделить, что в рамках когнитивной психологии также существуют множество подходов, связанных с решением проблемы формирования понятий.

С одной стороны, психологи-когнитивисты считают, что формирование понятий начинается у обучающегося еще до начала процесса обучения на основе того, пусть и небольшого опыта и информации, которые он добывает в процессе общения с окружающим миром и другими людьми, т. е. – из жизненного опыта.

В своей статье Крюкова О.Ю. рассказывает о существовании нового нетрадиционного средства работы с обществоведческой терминологией: интернет сервис Tagxedo-Creator, предназначенный для создания «облака слов». «Облако слов» или взвешенный список - это зрительное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представлены в виде отдельных понятий, и значимость каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Таким простым и нехитрым образом с помощью данного средства происходит формирование понятий в начальных классах.

Возможности применения облака слов в обучении связаны с тем, что: в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании. [4]

Таким образом, исследовав и изучив литературу, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи курсовой работы выполнены в полном объеме. Были собраны и классифицированы методы и подходы по изучению и формированию обществоведческих знаний и работы с понятийным аппаратом в школьном обществоведческом курсе, представлен опыт работы с понятийным аппаратом на примерах работ Трофимовой Е.Д. Как отмечал еще Л.С. Выготский, теория и практика непрерывно связаны и взаимообусловлены. Если не будет достаточной теории для успешного и доступного формирования понятийного мышления, то будет проблемно и затруднительно применять на практике приемы и методы ее усвоения. Тем не менее, становление понятийного мышления, как доказывал еще Л.С. Выготский, поддается управлению и оптимизации, когда имеется адекватное представление о законах его развития. Были выявлены и описаны подходы к формированию понятий в психологии и педагогике. Накоплен методический и теоретический материал по данной теме. Определены плюсы и минусы каждого из этих подходов. Таким образом, метод для формирования понятийного мышления учащегося будет определяться исходя из следующих критериев:

1) Уровень теоретической подготовки самого учителя

2) Техническая оснащенность школы

Вследствие этого учитель будет подбирать наиболее подходящий метод для успешного и эффективного формирования понятий. В учебном процессе для каждого обучающегося требуется подбирать определенный индивидуальный подход для эффективного усвоения понятийного материала у учащихся.

  1. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». – М., 2004..

  2. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007

  3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

  4. Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе [Текст] / О. Ю. Крюкова // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10.

Просмотров работы: 2607