РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В 5-6-Х КЛАССАХ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В 5-6-Х КЛАССАХ.

Петрова О.И. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование патриотизма и гражданской позиции школьника – важнейшая нравственная, политическая и экономическая задача нашего общества.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личноcтных характериcтик выпуcкника («портрет выпускника оcновной школы») «любящий свой край и своё Отечество, знающий руcский и родной язык, уважающий cвой народ, его культуру и духовные традиции; оcознающий и принимающий ценности человечеcкой жизни, семьи, гражданcкого общеcтва, многонационального росcийского народа, человечества».

Как указывается исследователями воспитание гражданина, патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства и образовательных учреждений.

Как указывается исследователями, «в первый раз употребление слово «патриот» возникло в период Французской революции 1789- 1793гг». «Патриотами тогда себя звали борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова. «Патриотизм с греч. Patris – отечество, – говорится в нем, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

В филоcофских работах понятие «гражданин» определяетcя через комплекc нравcтвенных качеcтв. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, cвоими дейcтвиями (cамостоятельно) приобретать и оcуществлять гражданcкие права, cоздавать для cебя гражданcкие обязанноcти и иcполнять их».

Понятия "гражданственность" и "патриотизм" привлекают внимание социологов и педагогов. Такие термины как "гражданско–патриотическое", гражданско–нравственное", "гражданско–правовое" воспитание можно всё чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведённое определение сводит воедино смысл гражданственности - это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Именно в наши дни воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны оказываются одной из главнейших задач образования.

Как отмечает В.П.Буружио в своей работе «Патриотическое воспитание на уроках математики» «математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся».

Как указывает С.С.Салаватова «рассматривая математику, как подсистему целостной системы школьного учебно-воспитательного процесса заключается, что математика должна, как и все другие компоненты подсистемы названной системы, участвовать в реализации целей всей системы, в том числе и в реализации патриотического воспитания у школьников» … «Сюжетные задачи являются основным содержательным компонентом методики обучения математике, осуществляющей патриотическое воспитание. При этом эти задачи базируется на основных разделах программы курса математики 5-6-х классов: «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Геометрические фигуры», «Десятичные дроби», «Положительные и отрицательные числа», «Преобразование буквенных выражений», «Делимость натуральных чисел», «Математика вокруг нас». Этим подчеркивается факт подчинения логике построения курса математики, чем достигается определенный уровень универсальности».

Содержание и организация уроков математики дают большие возможности для осуществления задач воспитания патриотизма и гражданственности учащихся 5-6-х классов.

На уроках прививаются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину.

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. На уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.

Повышению роли математики в реализации патриотического воспитания способствует использование математических задач, с патриотической фабулой.

Решение сюжетных задач, которые включают исторические сведения, помогает развитию кругозора учеников и познавательного интереса к предмету. Благодаря этому урок математики приобретает смысл не просто урока, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а вызывает чувства сопричастности с величием наших предков.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе, селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

Например, решая такие задачи:

Задача 1: В «"Красную книгу" России внесено 444 видов редких растений, из них 12 видов находятся на территории Башкортостана. Сколько это процентов?;

Задача 2: Средняя глубина одного из крупнейших озер Башкортостана Кандрыкуль в 2.4 раза больше средней глубины Белого озера, а глубина белого озера на 4,4 м меньше глубины озера Кандрыкуль. Найдите средние глубины озер Кандрыкуль, Белого и Асылыкуль, если известно, что общая глубина Кандрыкуля и Асылыкуля составляет 13,3 м.;

Задача 3: Площадь озера Байкал на 13200 кв. км больше площади озера Балхаш, а отношение этих площадей равно 105:51. Найдите площадь каждого озера.

У школьников "просыпается" интерес больше узнать об этих растениях или озерах, о своем родном крае, родине.

Значительная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классного руководителя, который организовывает работу детского коллектива. Вместе с активом класса, в соответствии с годовым планом, проводит общешкольные мероприятия по этому направлению работы, ознакомляет школьников с символикой России, школы, проводит классные часы, уроки мужества, устраивает встречи с ветеранами и военнослужащими, проводит большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомит учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать употребление эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказываний и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического и гражданского содержания.

В своей работе С.В.Александров «Патриотическое воспитание на уроках математики» использует такие эпиграфы:

1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.

2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.

«Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом».

За одиннадцать лет учения в школе школьник получает множество различных знаний и умений, но одной из важнейшей задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александров С.В. Образовательный проект на тему: “Патриотическое воспитание на уроках математики” [Электронный ресурс]. – URL: http://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelniy-proekt-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-na-urok.html (дата обращения: 10.12.2015).

  2. Апрышко П. П. Философский словарь /П. П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин; под ред. И.Т. Фролова. – М.: Современник, 2009. – 8-е изд. – 846 с.

  3. Буружио В.П. Патриотическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL:http://www.metod-kopilka.ru/master__klass_quotpatrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_matematikiquot-18182.htm (дата обращения: 10.12.2015).

  4. Михайлова Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: понятие и сущность [Электронный ресурс]. – URL: http://reftrend.ru/176661.html (дата обращения: 11.12.2015).

  5. Никифорова Е.И. Военно – патриотическое воспитание учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/212619/ (дата обращения: 11.12.2015).

  6. Салаватова С.С. Модель деятельности учителя математики при реализации национально – регионального компонента содержания образования/ С.С.Салаватова. – Стерлитамак.: Стерлитамак гос. пед. ин–т., 2003. – 100 с.

  7. Салаватова С.С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: к реализации национально – регионального компонента содержания образования: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов/ С.С.Салаватова. – Уфа: РИЦ БашГУ., 2007. – 4-е изд., –162 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

Просмотров работы: 1303