РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Хисматуллина А.Р. 1
1СФ БашГУ, ФМиИТ, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве одной из приоритетных задач системы образования в нашей стране в настоящее время выступает формирование патриотизма у подрастающего поколения.

Очевидно, что в современном образовании нужно уделять особое внимание как формированию знаний и умений при изучении каждого учебного предмета, так и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма. Поэтому для современной школы является актуальным поиск путей формирования патриотизма у обучающихся средствами каждого учебного предмета, в том числе и средствами математики.

Действительно, огромный воспитательный потенциал школьной математики подчеркивали известные ученые-методисты и математики (А Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий и др.).

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно, профессия защитника Отечества. [9 c. 68]

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Как указывается исследователями, впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. [11]

Отмечают, что «более современные понятия “патриотизма” связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [11]

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [4 с. 442].

К.Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [10 c. 78]

Как отмечает в своей статье Е.Н.Михайлова у понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. [5.]

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Правовое государство призвано защищать частные и коллективные интересы и потребности людей, обеспечивая каждому человеку, коллективу возможности и условия свободного и беспрепятственного развития [2 с.352].

Как отмечает В.П.Буружио в своей работе «Патриотическое воспитание на уроках математики» «Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся» [3].

«Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребности в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Также содержание задач имеет скрытое влияние на учащихся. Полезно, когда тексты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала» [3].

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. [12]

Как говорится в статье Е.И.Никифоровой действенным средством патриотического и гражданского воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. [6]

Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. [6]

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. [1]

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

Таким образом, патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов. [7 с.91]

Непосредственно в наш период воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны считается одной с основных вопросов образования.

Уроки истории, обществознания, математики и другие открывают возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Очень важно чтобы дух патриотизма звучал не только на уроках гуманитарного цикла, но и в технических науках, например математика. Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.

В данной работе хотелось на математических примерах, попробовать привить интерес к патриотизму и гражданственности в 8-9х классах.

В учебном пособии С.С.Салаватовой “ Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования ” предоставлены такие задачи:

Задача 1: В одном из крупнейших городов республики Башкортостан – Стерлитамаке – проживало по данным переписи 2002 года 268,1 тыс. человек, а по данным переписи 2010 года – 273,5 тыс. человек. Определите, на сколько процентов выросло население Стерлитамака за восемь лет?

Задача 2: Площадь Башкортостана в 3,46 раза больше площади Нидерландов (Голландии), на 113,1 тыс. кв. км больше площади Бельгии. Найти площади Башкортостана, Бельгии и Нидерландов, если известно, что площадь Нидерландов на 11 тыс. кв. км больше площади Бельгии. Ответ округлить до десятых долей в тысячах квадратных километров.

Задача 3: В годы Великой Отечественной Войны из Танкограда (так в военные годы называли город Челябинск, где находился военный завод) необходимо было отправить на фронт максимально возможное количество танков, для чего была поставлена задача повысить производительность труда. Было замечено, что бригада из 4-х человек может сделать тот же объем работы, который делают 5 чело- век, работая поодиночке. Вычислите, на сколько процентов повышается производительность труда при коллективной работе.

Задача 4: При строительстве в Российской Империи самой длинной железной дороги на планете (речь идет о Транссибирской магистрали или Великом Сибирском пути) выло проложено 9500 километров рельс. Из них 20% в Еропе и 80% в Азии. Вычислите,сколько километров дороги приходилось на европейскую часть Российской Империи, и сколько на Азиатскую

Задача 5: 7 мая 1895 году Александр Степанович Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал первое в мире радио, дальность которого составляла 250 метров. К 1901 году дальность действия была доведена до 150 километров. Вычислите, во сколько раз увеличилась дальность радиосвязи.

Список литературы

  1. Александров С.В. Образовательный проект на тему: “Патриотическое воспитание на уроках математики” [Электронный ресурс]. – URL: http://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelniy-proekt-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-na-urok.html (дата обращения: 15.01.2016).

  2. Апрышко П. П. Философский словарь / П. П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин; под ред. И.Т. Фролова. – М.: Современник, 2009. – 8-е изд.,с.352

  3. Буружио В.П. Патриотическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL:http://www.metod-kopilka.ru/master__klass_quotpatrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_matematikiquot-18182.htm (дата обращения: 15.01.2016).

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. – М.: Русский язык, 1989. – 442 с.

  5. Михайлова Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: понятие и сущность [Электронный ресурс]. – URL: http://reftrend.ru/176661.html (дата обращения: 15.01.2016).

  6. Никифорова Е.И. Военно – патриотическое воспитание учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/212619/ (дата обращения: 15.01.2016).

  7. Подласый И.П. Педагогика/ И.П.Подласый. – М.: Просвещение, 1997. – 91 с.

  8. Салаватова С.С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: к реализации национально – регионального компонента содержания образования: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов/ С.С.Салаватова. – Уфа: РИЦ БашГУ., 2007. – 4-е изд., –162 с.

  9. Степанищев А.Т. История Отечества c. 68

  10. Ушинский К.Д 1998, c. 78

  11. Харламов И.Ф. Педагогика

  12. Ятманкина, Г.М. статья «Воспитание патриотизма на уроках математики »

Просмотров работы: 1201