ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПУСКА И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПУСКА И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР)

Борисов С.А. 1, Кочеткова О.В. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремительное развитие информационных технологий, высокая мобильность студентов, современные требования повышения эффективности освоения компетенций в процессе обучения требуют использования в учебном процессе вузов новых средств обучения, к которым можно отнести электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Целью работы является изучение и реорганизация бизнес-процессов создания электронных образовательных ресурсов администратором баз данных в Управлении информационно-коммуникационных технологий высшего учебного заведения.

Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ существующих бизнес-процессов создания ЭОР, а затем предложить и обосновать вариант модернизации этих бизнес-процессов.

Для формализованного описания разработки ЭОР разработаем функциональную диаграмму IDEF0, используя All Fusion Process Modeler.

На рис.1 представлена контекстный уровень диаграммы, из которого видно, что результатом выполнения процесса являются готовый электронно-образовательный ресурс и свидетельство о его регистрации в ОФЕРНиО.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма IDEF0 «Создание и внедрение ЭОР»

Анализ декомпозиции контекстного уровня IDEF0 диаграммы «Создание и внедрение ЭОР» (рис.2) позволяет выделить 3 подпроцесса: подготовительные работы, создание ЭОР, регистрация и внедрение ЭОР, которые выполняются последовательно.

Рисунок 2 – Декомпозиция контекстной диаграммы IDEF0

«Создание и внедрение ЭОР»

Подготовительные работы для создания ЭОР (рис. 3) представлены мероприятиями по организации деятельности по подаче и рассмотрению заявки, составлению плана работ и др.

Из диаграммы видно, что заполняет заявку на прием материалов для электронно-образовательного ресурса его автор, рассматривает и утверждает заявки проректор по информатизации, для четкого соблюдения сроков выполнения заявок администратор баз данных составляет план работ.

Рисунок 3 – Декомпозиция процесса «Подготовительные работы»

Разработка ЭОР (рис. 4), содержит 8 основных процессов:

  • создание разделов и подразделов ЭОР;

  • заполнение разделов и подразделов ЭОР;

  • создание тестов;

  • создание быстрого меню;

  • создание ссылок;

  • создание глоссария (если он есть).

  • создание автозапуска ЭОР;

  • создание обложки для диска ЭОР.

Рисунок 4 – Декомпозиция процесса «Разработка ЭОР»

Проанализировав работу администратора БД по созданию ЭОР и выявив её недостатки, был предложен вариант реорганизации бизнес-процессовсоздания ЭОР, который представлен в виде IDEF0диаграммы «Как будет». (рис.)5. Декомпозиция контекстной диаграммы (рис.6) позволяет увидеть, что в бизнес-процессе разработки ЭОР добавлен новый блок «Анализ функциональных требований к разрабатываемому ЭОР».

Рисунок 5 – Диаграмма IDEF0 «Как будет». Контекстный уровень.

Рисунок 6 – Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Как будет»

Представляет интерес более подробное рассмотрение процесса «Анализ функциональных требований к ЭОР», декомпозиция которого представлена на рис. 7. Для создания ЭОР, обладающего высокой дидактической значимостью, в первую очередь рассматривается необходимость применения нетрадиционных средств обучения, таких как презентации, видео и др., а именно того, что привлечет в процесс обучения иные, нежели традиционный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную памяти, с целью максимального облегчения понимания и запоминания наиболее существенных понятий, определений и примеров. Если этого не требуется, то процесс «Анализ необходимости применения нетрадиционных средств обучения» (рис. 7) завершается, а если требуется, то далее анализируется необходимость подключения дополнительного программного обеспечения.

Если подключение дополнительного программного обеспечения необходимо, тогда осуществляется выбор дополнительного ПО, а если не требуется, то переходим к процессу анализа необходимости создания графики, аудио, видео, анимации.

Рисунок 7 – Декомпозиция диаграммы IDEF0 «Создание ЭОР» «Как будет»

Если процесс создания графики, аудио, видео, анимации требуется, тогда происходит выбор media, в противном случае переходим к процессу анализа необходимости конвертации media.

Если процесс конвертации media требуется, то выбираем приемлемый способ конвертации, а если не требуется, то переходим к процессу анализа необходимости наличия различных видов тестов в разрабатываемом ЭОР.

Если требуется включить в ЭОР различные виды тестов, то выполняется выбор различных видов тестов, а если нет  переходим к процессу анализа выбранных компонентов, после чего на выходе получаем выбранные инструменты и методические средства для разработки ЭОР.

Из диаграммы видно, что в результате реорганизации бизнес-процесс разработки ЭОР увеличился за счет включения новых функциональных блоков. Тем не менее, такое изменение вполне оправдано, поскольку, сделав анализ и на его основе правильный выбор инструментов и методических средств для разработки, администратор БД создаст ЭОР, который будет обладать высокой дидактической значимостью и учтет все пожелания автора.

Просмотров работы: 657