ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образование претерпевает грандиозные изменения: разрабатываются новые образовательные стандарты для школ, учреждений начально-профессионального образования, среднего профессионального образования и высших учебных заведений, внедрение которых диктует необходимость подготовки квалифицированных педагогов. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентностью. Из этого мы можно сделать вывод, что немаловажную роль в выборе конструктивных или деструктивных способов взаимодействия развивающейся личности с миром играет компетентность педагога.

Слово «компетентный» происходит от латинского competentis – знающий, сведущий в определенной области; имеющий по своим знаниям право делать или решать что-либо, судить о чем-либо. То есть компетентный человек – это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо. Итак, компетентность – это свойство человека, позволяющее ему качественно делать что-либо.

Таким образом, профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как интегральную характеристику личности, которая обуславливает готовность и способность выполнять педагогические функции и предназначена для продуктивного решения учебно-воспитательных задач [2, с.3-7].

В исследованиях учёных РГПУ им.А.И.Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной и надпредметной сферы профессиональной деятельности. Базовые и ключевые компетентности всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или специальной компетенции). Базовые компетенции предполагают сформированность первоначального уровня способности конкретной профессиональной деятельности [1, с.115-120]. Можно сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога определяется как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса [9].

По нашему мнению, оценка выполнения заданий диагностических и обучающих методик (разработанных под руководством Т.Г.Браже), направленных на повышение и оценку профессиональной компетентности, позволяет получать надежные, валидные и достоверные результаты. Для отдельной категории руководителей и педагогов предлагается такая форма диагностики, как создание практико-ориентированного проекта.

Сложность оценки профессиональной компетентности состоит:

1. В критериальном описании профессиональной компетентности;

2. В ситуативном проявлении профессиональной компетентности (следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования);

3. В подборе инструментария, который должен описывать одновременно понимание и действия субъектов повышения квалификации.

Однако в настоящее время данная методика применяется для оценки профессиональной компетентности «на выходе». В связи с этим возникает необходимость усовершенствования механизма проведения входной диагностики, которая должна быть направлена на оценку всех критериев профессиональной компетентности в той же логике, что и при проведении выходной диагностики [6, с.18-19].

Принципиально важным механизмом модернизации педагогических программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога является изменение содержания итоговой государственной аттестации, направленное на оценку квалификации выпускника педагогической программы. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ФЗ-№273) диплом о высшем образовании выпускника программы высшего образования является одновременно и документом о полученном образовании, и документом о полученной квалификации.[7] Полученное образование (теория) проверяется при сдачи ГИА (итоговой аттестации), то полученнная квалификация у выпускника ВО не проверяется, а квалифицированное испытание не предусмотрено для такого типа программ согласно ФЗ-№273. Поэтому, можно сказать, что полученную квалификацию выпускников педагогических программ будет сложно оценить их будущим работодателям.

Таким образом, мы можем сказать, что учитель должен обладать такими качествами, как способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности.

Хотелось бы отметить проблему, которая связана именно с профессиональной компетентность педагога в области обществоведческого образования. Это – «несоответствие требований профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности значительного числа учителей». [10] Такие предметы, как обществознание и право в большинстве случаев ведут учителя истории. Они не имеют специального образования в сфере правовой и обществоведческой, что приводит к тому, что формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов может быть не освоено обучающимся в достаточной мере, как это прописано в стандарте.

Таким образом, подводя итоги нашей работы, мы можем сказать, что в современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие обществоведческого образования. Согласно логике компетентностного подхода к построению системы образования в школе особое внимание следует уделять ключевым компетенциям, которые и должна формировать общеобразовательная школа.

Список использованной литературы

1. Адольф В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Адольф В.А., Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

2. Банщикова Т.Н., Л.А. Лазаренко Л.А. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки – 2006. - №14. - С. 3-8;

3. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрогога // Педагогика. – 2000. - №6. – С.18-20;

4. Введенский В.Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг. - 2003. – №4. С.41;

5. Володькин Е.А. Профессиональная компетентность педагога в условиях модернизации высшего профессионального образования // Перспективы науки – 2010. - №8 – С. 15-16;

6. Луткин С.С. Осмысление лидерских позиций педагога как условие развитие его профессионально-педагогических компетентностей // Педагогическое образование в России – 2010. - № 2.;

7. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного

подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 105-126.

8. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

9. Трофимов П.И. Профессионально-педагогическая компетентность педагога профессионального обучения в контексте его многофункциональной деятельности // Среднее профессиональное образование – 2012. - №9. – С. 32-34;

10. Шамигулова О.А. Направления к проектированию основной профессиональной программы подготовки педагогических кадров в области обществоведческого и правового образования // Южно-уральские чтения – 2015. - №1. – 21.26.

Просмотров работы: 876