Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия успешной адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы?
Объект исследования: адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию учащихся в среднем звене школы.
Гипотеза исследования: адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы будет успешной при следующих психолого-педагогических условиях:
формирование у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самоконтроля и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
снижения уровня тревожности учащихся;
развитие у учащихся навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
ознакомление учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни, выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Методы исследования:
Теоретические методы – моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
Эмпирические методы – анкетирование, тестирование, изучение документации, эксперимент.
Количественная и качественная обработка результатов исследования.
База исследования: МОУ СОШ № 1 г. Наволоки Ивановской обл.
Адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций/
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:
- разработка педагогом-психологом школы комплексного психолого-педагогического сопровождения пятиклассников, их родителей, а также педагогов, работающих в данном классе
- осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;
- осуществление классным руководителем индивидуального подхода на основе личностных и психологических особенностей школьников;
- проведение родительских собраний с целью просвещения по теме «Адаптация пятиклассников», а также ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода пятиклассников данного класса;
- итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, завучем построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;
- проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и составления индивидуального маршрута для каждого ученика пятого класса.
Следует помнить, что лишь совместная деятельность педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся способствует успешной адаптации учащихся в среднем звене. В связи с этим выделяются основные направления работы:
1.Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
2.Психологическая диагностика по всем направления развития личности школьника.
3. Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с педагогами, учащимися и их родителями.
4. Профилактическая работа .
5. Коррекционно-развивающая работа
6. Аналитическая работа.
Первоначальное диагностическое обследование пятиклассников МОУ СОШ № 1 г. Наволоки проходило в сентябре 2015 года. В обследовании принимало участие 26 человек (15 мальчиков и 11 девочек). Были использованы следующие методики:
- Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Айзенка в модификации Т.В. Матолиной.;
- Методика Э.Л.Филипса по исследованию школьной тревожности пятиклассников;
- Методика Лускановой по изучению школьной мотивации пятиклассников;
- Отношение к учебным предметам;
- Психологический климат класса;
- Методика ГИТ.
Из статистических методов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Обобщенные диагностические данные показывают, что из 26-ти учащихся проблемы в адаптации возникли у 11 человек. Для этих ребят характерны низкая познавательная мотивация, повышенный уровень школьной тревожности, низкий и ниже среднего уровни умственного развития.
С информацией, полученной в ходе нашего диагностического исследования, ознакомлены и классный руководитель и учителя предметники, работающие в 5 классе, а так же родители учащихся (в ходе индивидуальных бесед и консультативных встреч).
На основе полученных данных мы составили программу сопровождения процесса адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
1. Формирование у учащихся:
- представлений об умениях, навыках обучения в основном звене;
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самоконтроля и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
- с разными формами коммуникаций;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.
3. Создание условий для:
- снижения тревожности;
- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения[3].
Программа проводилась на протяжении октября и ноября месяца, 1 раз в неделю. Всего было проведено 8 занятий. Структура занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема занятия; заключительная часть (обратная связь – рефлексия). Продолжительность занятия 30-40 минут.
Благодаря данным занятиям мы помогли адаптироваться и сделали выводы о том, что работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является относительно новым для школы и несомненно эффективным методом не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.
Нами было выявлено:
- уровень тревожности школьников благодаря воздействию коррекционной работы снизился;
- выявлен высокий уровень познавательного интереса к предметам;
- у большинства детей выявлен уровень школьной мотивации, который требует дальнейшей работы, направленной на развитие познавательной мотивации;
- уровень сплочённости класса оценивается как «в целом удовлетворительный».
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, чтоадаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы будет успешной, если:
сформировать у них навыки взаимодействия с другими людьми, адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
содействовать снижению уровня тревожности учащихся;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
ознакомить с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в составлении комплексной программы сопровождения адаптации учащихся 5-х классов, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной школы.
7