АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Туманова Т.С. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы обусловлена трудностями перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняются учителя, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия успешной адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы?

Объект исследования: адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную адаптацию учащихся в среднем звене школы.

Гипотеза исследования: адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы будет успешной при следующих психолого-педагогических условиях:

  1. формирование у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самоконтроля и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

  2. снижения уровня тревожности учащихся;

  3. развитие у учащихся навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

  4. ознакомление учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни, выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Методы исследования:

  1.  
    1. Теоретические методы – моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.

    2. Эмпирические методы – анкетирование, тестирование, изучение документации, эксперимент.

    3. Количественная и качественная обработка результатов исследования.

База исследования: МОУ СОШ № 1 г. Наволоки Ивановской обл.

Адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций/

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для того чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:

- разработка педагогом-психологом школы комплексного психолого-педагогического сопровождения пятиклассников, их родителей, а также педагогов, работающих в данном классе

- осознание классными руководителями идеи адаптационного периода и принятие его смысла;

- осуществление классным руководителем индивидуального подхода на основе личностных и психологических особенностей школьников;

- проведение родительских собраний с целью просвещения по теме «Адаптация пятиклассников», а также ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода пятиклассников данного класса;

- итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, завучем построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

- проведение итогового психолого-педагогического консилиума с целью осмысления результатов адаптационного периода и составления индивидуального маршрута для каждого ученика пятого класса.

Следует помнить, что лишь совместная деятельность педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся способствует успешной адаптации учащихся в среднем звене. В связи с этим выделяются основные направления работы:

1.Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).

2.Психологическая диагностика по всем направления развития личности школьника.

3. Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с педагогами, учащимися и их родителями.

4. Профилактическая работа .

5. Коррекционно-развивающая работа

6. Аналитическая работа.

Первоначальное диагностическое обследование пятиклассников МОУ СОШ № 1 г. Наволоки проходило в сентябре 2015 года. В обследовании принимало участие 26 человек (15 мальчиков и 11 девочек). Были использованы следующие методики:

- Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Айзенка в модификации Т.В. Матолиной.;

- Методика Э.Л.Филипса по исследованию школьной тревожности пятиклассников;

- Методика Лускановой по изучению школьной мотивации пятиклассников;

- Отношение к учебным предметам;

- Психологический климат класса;

- Методика ГИТ.

Из статистических методов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Обобщенные диагностические данные показывают, что из 26-ти учащихся проблемы в адаптации возникли у 11 человек. Для этих ребят характерны низкая познавательная мотивация, повышенный уровень школьной тревожности, низкий и ниже среднего уровни умственного развития.

С информацией, полученной в ходе нашего диагностического исследования, ознакомлены и классный руководитель и учителя предметники, работающие в 5 классе, а так же родители учащихся (в ходе индивидуальных бесед и консультативных встреч).

На основе полученных данных мы составили программу сопровождения процесса адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе.

Задачи:

1. Формирование у учащихся:

- представлений об умениях, навыках обучения в основном звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самоконтроля и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;

- с разными формами коммуникаций;

- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.

3. Создание условий для:

- снижения тревожности;

- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения[3].

Программа проводилась на протяжении октября и ноября месяца, 1 раз в неделю. Всего было проведено 8 занятий. Структура занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема занятия; заключительная часть (обратная связь – рефлексия). Продолжительность занятия 30-40 минут.

Благодаря данным занятиям мы помогли адаптироваться и сделали выводы о том, что работу по преодолению школьной дезадаптации необходимо проводить в коллективах детей с первого дня пребывания в школе. Предложенная методика адаптации показала на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого ребенка, которое непосредственно сказывается на успешности адаптации к школьной жизни. Практическое применение метода релаксации является относительно новым для школы и несомненно эффективным методом не только для адаптации детей к школе, но и в целом для достижения цели социализации детей в школе.

Нами было выявлено:

- уровень тревожности школьников благодаря воздействию коррекционной работы снизился;

- выявлен высокий уровень познавательного интереса к предметам;

- у большинства детей выявлен уровень школьной мотивации, который требует дальнейшей работы, направленной на развитие познавательной мотивации;

- уровень сплочённости класса оценивается как «в целом удовлетворительный».

Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, чтоадаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы будет успешной, если:

  1. сформировать у них навыки взаимодействия с другими людьми, адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

  2. содействовать снижению уровня тревожности учащихся;

  3. развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

  4. ознакомить с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в составлении комплексной программы сопровождения адаптации учащихся 5-х классов, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной школы.

7

Просмотров работы: 1876