О ЗАДАЧАХ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О ЗАДАЧАХ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Магафуров Т.Ф. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение обществознания в современной школе не менее актуально, чем изучение предметов технических наук. Гражданственность и патриотизм нынешнего человека во многом характеризуется степенью его соблюдения и уважения к законам страны, государству и обществу. Полноценная правовая подготовка учащихся устанавливает не только истинное качество образования, но и эффективность любой деятельности в сфере патриотического и гражданского воспитания. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи обществоведческого образования, т.е. способом взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, сосредоточенным на достижение цели обществоведческого образования, развития и воспитания школьников, а собственно методам и приемам обучения обществознанию.

Актуальность нашей работы определена педагогической значимостью методов обучения, так же необходимостью изучить и применить на уроках обществознания. Рассмотреть взаимосвязь методики обучения обществознания с другими дисциплинами, объяснить интегративный характер курса обществознания.

На протяжении многих лет, специалисты в области методики стремятся разобраться в том, как учить современного школьника. Но здесь возникают споры об эффективности тех или иных методов, что приводит к разработке все новых и новых методик обучения обществознания и праву.

В педагогической литературе исследованию методов и приемов обществоведческого обучения посвящены работы: Л.Н. Боголюбова, О.Б. Соболевой, Е.С. Корольковой, Н.Н. Лазуковой, А.Ф. Никитина Е.А. Певцовой, А.Ю. Лазебниковой, И.А. Ильина.1

Методика обучения как самостоятельная наука призвана отвечать на вопросы:

  1. Для чего учить? (цель обучения)

- ради чего учить (ценность обучения, ценность освоения данного предмета)

  1. Чему учить? (содержание предмета)

  2. Как учить? (методы приемов и средств обучения)

Методика обучения предмету это самостоятельная наука. Современная методика – сбор рецептов, инструкций к обучению. Методику отождествляют технологией.

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи. Метод в переводе с древнегреческого означает «путь исследования» или «способ познания». Методика обучения обществознания – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения. Она изучает и исследует процесс обучения обществознанию в целях увеличения его эффективности и качества. Главные задачи методики – выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к улучшению статуса этого предмета в школе.2

Для полной оценки образовательного потенциала курса необходимо проанализировать тенденции его развития, которые происходят в современном обществе, в педагогической науке и практике преподавания. Как нам известно, наше информационное общество, порождая и преобразовывая ее, производит риски для социума.

Они в основном изменяют, такие базовые ценности как: свобода, права человека и др. Основания существования и развития человека.

Такие проблемы повышают значимость курса обществознания, которая в совокупности своей изучает биосоциальное существование человека, место и роль человека в социуме, тенденций развития общества, основные этапы социализации личности и т.д. Тем самым возникает потребность обучать учащихся критически воспринимать информацию и производить рефлексию. У учеников, проявляется способность вырабатывать собственные суждения по определенным проблемам и умением аргументировать свою точку зрения прибегая, к знаниям обществоведческого курса.3

Взаимосвязь и интеграция методики обществознания происходит с такими дисциплинами и областями научно знания как: история, философия, социология, политология, юриспруденция, психология, дидактика, возрастная физиология.

Интегративный характер обучения связан с возникновением проблем характерных для современного общества в целом, и индивидуальными проблемами в личности человека связью с обществом.

Существование интегративной среды обучения связана не только с организацией педагогических условий, но имеет и методологическую особенность в изучении человека и общества в научном и в образовательном процессе. Предмет «Обществознание» в школе акцентирует внимание на важнейшие и современные социальные явления.

Новшества в изменении общественной жизни требуют от школы внесения в преподавание обществознания существенных содержательных и методических изменений. Цели обществоведческого образования в основной школе в мерах требований, предъявляемых стандартами второго поколения, состоят в том, чтобы обеспечениями учебного предмета интенсивно способствовать:

- воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания;

- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватность ее восприятия;

- формирование у учащихся применения полученных знаний и умений в обществоведческом курсе для определения позиций в общественной жизни.

На сегодняшний день в стране экономическая проблема коснулась каждого из нас. В связи с этим рассматривая эту проблему, правильно будет обратить внимание на экономическую интеграцию в обществознании.4

Данный интегративный курс обучения обществознанию помогает учащимся анализировать экономическую сферу общества внутри государства, а также в глобальном масштабе. Такое обучение готовит выпускника к реалиям общества.

Преподавание обществознания в школе обуславливается несколькими причинами: поступление выпускников в высшие учебные заведения, предмет включен в список вступительных испытаний во многих вузах страны и различных направлениях образования. Предмет обществознания взаимосвязан с другими гуманитарными науками как: философия, социология, политология, право и экономика.

Для современной молодежи изучение данного предмета является ориентиром в понимании жизни в целом и существовании человека, анализировать и прогнозировать ситуацию в мире и в своей родине.

В понимании различных социальных процессов, ученикам помогает предмет «Обществознание» во взаимосвязи наук, перечисленных выше.5

Непрерывно឵ р឵а឵з឵в឵и឵в឵а឵ю឵щ឵е឵м឵у឵с឵я឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵у឵ необходимы឵឵឵឵឵ н឵р឵а឵в឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵е឵, п឵р឵е឵д឵п឵р឵и឵и឵м឵ч឵и឵в឵ы឵е឵, ឵឵интеллигентные឵឵឵឵឵឵឵឵ ឵឵ л឵ю឵д឵и឵. К឵о឵т឵о឵р឵ы឵е,឵ в឵ с឵и឵т឵у឵а឵ц឵и឵и឵ в឵ы឵б឵о឵р឵а,឵ имеют все шансы឵឵឵឵឵ с឵а឵м឵о឵с឵т឵о឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ п឵р឵и឵н឵и឵м឵а឵т឵ь឵ серьезные឵ р឵е឵ш឵е឵н឵и឵я឵. П឵р឵е឵д឵в឵и឵д឵я឵ и឵х឵ вероятные результаты឵឵, готовые к совместной работе឵឵, о឵т឵л឵и឵ч឵а឵ю឵឵щиеся឵឵ к឵о឵н឵с឵т឵р឵у឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵ь឵ю឵, владеющие ឵឵឵឵឵឵឵឵р឵а឵з឵в឵и឵т឵ы឵м឵ ч឵у឵в឵с឵т឵в឵о឵м឵ о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵с឵т឵и឵ з឵а឵ с឵у឵д឵ь឵б឵у឵ собственного឵ ឵государства឵឵឵឵឵. Д឵а឵н឵н឵ы឵е឵ з឵а឵д឵а឵ч឵и឵ н឵е឵в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵ р឵е឵ш឵и឵т឵ь឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵а឵м឵и឵ т឵р឵а឵д឵и឵ц឵и឵о឵н឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵д឵х឵о឵д឵а឵ к឵ п឵р឵е឵п឵о឵д឵а឵в឵а឵н឵и឵ю឵, п឵р឵и឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵м឵ у឵ч឵е឵н឵и឵к឵ о឵с឵т឵а឵е឵т឵с឵я឵ о឵б឵ъ឵е឵к឵т឵о឵м឵ о឵б឵у឵ч឵е឵н឵и឵я឵. Существенен឵ п឵е឵р឵е឵х឵о឵д឵ к឵ т឵а឵к឵о឵й឵ с឵т឵р឵а឵т឵е឵г឵и឵и឵, п឵р឵и឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵й឵ у឵ч឵е឵н឵и឵к឵ п឵р឵е឵в឵р឵а឵щ឵а឵е឵т឵с឵я឵ в឵ с឵у឵б឵ъ឵е឵к឵т឵ о឵б឵р឵а឵з឵о឵в឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵а឵, п឵р឵и឵х឵о឵д឵и឵т឵ в឵ ш឵к឵о឵л឵у឵ д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ у឵ч឵и឵т឵ь឵с឵я឵, т឵о឵ е឵с឵т឵ь឵ у឵ч឵и឵т឵ь឵ с឵е឵б឵я឵, н឵е឵ т឵о឵л឵ь឵к឵о឵ п឵о឵л឵у឵ч឵а឵т឵ь឵ з឵н឵а឵н឵и឵я឵, п឵е឵р឵е឵д឵а឵ю឵щ឵и឵е឵с឵я឵ у឵ч឵и឵т឵е឵л឵е឵м឵, н឵о឵ и឵ у឵м឵е឵т឵ь឵ с឵а឵м឵о឵м឵у឵ д឵о឵б឵ы឵в឵а឵т឵ь឵ и឵ п឵о឵л឵ь឵з឵о឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵ и឵м឵и឵ в឵ п឵р឵а឵к឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵о឵й឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵.

Список использованных источников и литературы

  1. Алиева, Л.В. Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания / Л.В. Алиева. – Псков: ПГУ, 2013. – 104 с.

  2. Городецкая, Н.И. Становление экономической составляющей обществоведческого образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – №5. – С. 74–80.

  3. Тевикова, Т.В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования // Образование в современной школе. – 2013. – №2. – С. 20–22.

  4. Шамигулова, О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на новые ФГОС общего образования: Современное состояние и перспективы развития. // Педагогический журнал Башкортостана. – №3-4. – С. 55–60.

  5. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарлупина – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 387 с.

© Магафуров Т.Ф., 2016

1 Алиева, Л.В. Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания/ Л.В. Алиева. – Псков: ПГУ, 2013. – 104 с.

2 Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания/ Г.Д. Шкарлупина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 387 с.

3 Тевикова, Т.В. Особенности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС основного общего образования // Образование в современной школе. – 2013. – № 2. – С. 20-22.

4 Городецкая, Н.И. Становление экономической составляющей обществоведческого образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. – № 5. – С. 74-80.

5 Шамигулова, О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на новые ФГОС общего образования: Современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. – № 3-4. – С. 55-60

Просмотров работы: 2746