Отставание России от Запада по информационному уровню развития наметилась уже на институциональном уровне. Становление информационного общества в России началось во второй половине 1990-ых годов, в то время как в США и европейских странах программы информационного развития были приняты в начале 1990-ых годов.
Вместе с тем, уже накопился аналитический материал, показывающий степень проникновения информационных процессов в экономику и общество России, и объясняющий причины некоторого отставания России от аналогичных показателей на Западе и в США. В работах по информационной экономике, написанных в начале 2000-ых годов, давались пессимистичные отзывы о степени информатизации России. Так И. А. Стрелец считал, что Россия в значительной степени исключена из информационного пространства1.
Во второй половине 2000-ых годов Россия начала набирать темпы роста информатизации. Объем электронных сделок нарастает. Увеличивается спрос и предложение в секторе российских информационных технологий. Примечательно, что этот сектор стал нарастать без участия со стороны государства. Российская отрасль информационных технологий к началу 2000-ых годов имела самые высокие темпы роста: от 15 до 25 % в год2. На настоящий момент прирост рынка информационных услуг превышает 25% и является самым высоким в Европе, средний рост Интернет-экономики в России составляет 30–40%3.
Разумеется, что в условиях становления информационной экономики, возникает потребность в количественной оценке происходящих явлений, так как фактический материал дает основание для определения степени развития информационной экономики. Поскольку существуют специальные индексы информационного развития для характеристики степени становления информационной экономики в различных странах, то представим положение России в соответствии в данным критерием. Согласно данным Всемирного экономического форума 2012 г. по результатам глобального рейтинга сетевой готовности 142-х стран мира Россия поднялась с 77-го на 56-е место. Россия занимает неплохие позиции в своем регионе. Однако в глобальном рейтинге она находится на среднем уровне, более того, опустилась в периоде 2012–2013 гг. на один пункт. В субиндексе доступа в этом же периоде Россия поднялась на четыре места.
В многочисленных прогнозах предсказывались высокие темпы роста российской Интернет-аудитории, в конечном счете они подтвердились. В 1999 году на 100 человек приходился 1 пользователь Интернета, в 2010 г. – 43 человека, в 2012 г. – 63,8, а в 2014 г. – 70,5. Осенью 2012 года месячная аудитория Интернета в России составляет 61,2 млн. человек, а в этом же периоде 2014 г. она составила 72,3 млн. чел., в 2015 г. – 87,5 млн. чел 4.
В соответствии с рейтинговыми оценками, по уровню оснащенности мобильной связью Россия входит в первую десятку стран мира. В конце 2014 г. доля пользователей Интернета посредством мобильных устройств возросла с 56 % предыдущего года до 68 %5. Посещение сайтов со смартфонов и планшетов за 2014 г. возросло у россиян почти в полтора раза, причем со смартфонов было в два раза больше посещений, чем с планшетов6.
Даются и негативные оценки состояния отечественной информационной экономики, в частности, говорится, что технологическое отставание России от стран Запада составляет примерно 20 лет. В обозначенном периоде микроэлектронная промышленность не развивалась, практически была заморожена и отставание России составило четыре поколения. Доля импорта на рынке микроэлектронной продукции России за период реформ увеличилась до 90 %, а в ряде сегментов – до 100 %7. На этой основе делается вывод, что допущенные ошибки исправить почти невозможно.
К сожалению, существуют внутренние факторы, обеспечивающие информационное отставание России. Их выявлению будет способствовать рассмотрение сфер деятельности, активно использующих информационные технологии: электронная коммерция, финансовый сектор, государственное управление, образование, маркетинг. То есть общая экономическая ситуация влияет на качество и темпы становления информационной экономики в России.
1 Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: Экзамен, 2003. – С. 163.
2 Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 83.
3 Кожевина О.В., Трифонов П. В. Оценка влияния рыночных факторов на развитие электронного бизнеса в Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №1. – С. 49.
4 Развитие Интернета в регионах России. Весна 2013 – URL: https://yandex.ru/company/researches/2013/ya_internet_regions_2013 (дата обращения: 23.08.2013); Развитие Интернета в регионах России. Весна 2015. – URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 (дата обращения: 2.09.2015); Интернет: цифры и факты. – URL: http://www.bizhit.ru/150915 (дата обращения: 15.09.2015).
5 Развитие Интернета в регионах России. Весна 2015. – URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 (дата обращения: 2.09.2015).
6 Развитие Интернета в регионах России. Весна 2015. – URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 (дата обращения: 2.09.2015).
7 Баранов С. В. Информационно-коммуникационные технологии в России: о проблемах и победах // Информационное общество. – 2012. – №.2 – С. 31.