Анализ научной литературы показывает, что общепринятой дефиниции «конкурентоспособность выпускника вуза» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в экономической литературе и диссертационных исследованиях.
Для определения категории «конкурентоспособность выпускника вуза», необходимо выявить сущностный и содержательный аспекты исследуемого понятия и провести их сравнительный критический анализ. Анализ термина «конкурентоспособность выпускника вуза» необходимо начать с общего понятия «конкурентоспособность».
Согласно экономическому энциклопедическому словарю под «конкурентоспособностью» понимают способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений [2].
Психологическая энциклопедия определяет конкурентоспособность, как способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов [6].
Р. А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью понимает, способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [7].
Анализируя представленные определения можно сказать, что в общем понимании термин «конкурентоспособность» означает в первую очередь способность выдерживать конкуренцию на рынке.
Термин «конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений» исследован многими, как зарубежными, так и отечественными учеными.
Шилова М. И. дает следующее определение «Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств» [8].
А. В. Ковалев рассматривает конкурентоспособность не только как профессиональную, но и, в значительной мере, как индивидуально-личностную характеристику будущего специалиста. «Конкурентоспособность - это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста» [4].
Борисова О. В. определила термин «конкурентоспособность выпускника ВУЗа на рынке труда», как – «способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности, за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей» [3].
Ю. В. Андрияко, под конкурентоспособностью выпускника, понимает «совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации» [1].
Термин «конкурентоспособности выпускника», приведенное в монографии Л. П. Паниной и д.р., определяется, как «достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств» [5].
В ходе исследования были выделены важные этапы процедуры анализа представленных определений:
1. формирование понятийного аппарата анализируемой сферы;
2. систематизация и критический анализ базового понятийного аппарата;
3. определение сущностных и содержательных аспектов;
4. классификация известных определений – разграничение по типам соответствия (а – полное соответствие, б – частичное соответствие, в – полное несоответствие обоснованной концепции);
5. утверждение, уточнение и разработка нового понятийного аппарата.
На основе представленного алгоритма терминологического анализа, был проведен критический анализ базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», представленный в таблице 1.
Таблица 1. Критический анализ базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».
№ |
Базовая трактовка авторов |
Критический анализ |
1. |
- способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности (профилю подготовки), за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей. (Борисова О. В.) |
Представленный подход к трактовке понятия «конкурентоспособность выпускника» отражает сущность анализируемого понятия в соответствии с общей теорией конкуренции |
2. |
- способность достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств (Шилова М. И.) |
Определение искажает смысл анализируемого понятия, т.к. готовность агента к решению профессиональных задач не означает его способности выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих конкурентов |
3. |
- интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации. (А. В. Ковалев) |
Охарактеризованы средства и способы обеспечения конкурентоспособности объекта, отражая тем самым содержательные аспекты анализируемого понятия, но не раскрывая при этом его основную сущность. |
4. |
- достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. (Е. В. Ткаченко, Е. Г. Сафоновой, Л. П. Паниной, О. А. Фищуковой) |
Подменено понятие «конкурентоспособность» понятием «трудовой потенциал». |
В ходе критического анализа всех представленных определений был выделен один ключевой аспект понятия «конкурентоспособность выпускника вуза» (отвечает на вопрос: что это такое?), с помощью которого было проведено разграничение по типам соответствия (таблица 2).
Таблица 2. Разграничение по типам соответствия: ключевой аспект.
полное соответствие обоснованной концепции |
частичное соответствие обоснованной концепции |
полное несоответствие обоснованной концепции |
способность выиграть состязание у прочих претендентов |
способность принять участие в состязании |
готовность к профессиональной деятельности, совокупность качественных характеристик. |
Так же в ходе критического анализа было выделено еще четыре разъясняющих (содержательных) аспекта базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», которые позволили составить уточненное рабочее определение (таблица 3).
Таблица 3. Разграничение по типам соответствия: разъясняющий аспект.
Ключевой вопрос |
Полное соответствие обоснованной концепции |
Частичное соответствие обоснованной концепции |
Полное несоответствие обоснованной концепции |
Какова сфера охвата? |
на профильном рынке труда |
на рынке труда (без уточнения сегмента рынка) |
на внутрифирменном или ином нецелевом сегменте рынке труда |
Кто является конкурентом? |
равные по статусу претенденты (выпускники вузов данного профиля) |
выпускники вузов (без уточнения профиля подготовки) |
у всех претендентов (без указания статуса) |
Что является объектом состязания? |
желаемое рабочее место (соответствующее профилю подготовки и отвечающее уровню дохода) |
«хорошее» рабочее место (без конкретизации параметров) |
рабочее место (без уточнения качественных характеристик) |
Какие факторы определяют конкурентоспособность? |
наилучшее соответствие сформированных компетенций объективным требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателя |
за счет наивысшего уровня профессиональной подготовки |
другое (квалификация, уровень образования, стаж, возраст) |
Ключевой (сущностный) аспект включает в себя:
- способность участвовать в состязании на рынке труда, так как у выпускника сформирована:
- совокупность качественных характеристик и компетенций;
- совокупность способностей к профессиональной деятельности;
- готовность к профессиональной деятельности.
Анализ разъясняющих (содержательных) аспектов сводится к уточнению:
1. характеристик предмета конкуренции, в качестве которого на рынке труда выступает вакантное рабочее место;
2. параметров и критериев конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу.
Таким образом, в результате критического анализа проведено уточнение ключевого понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».
Конкурентоспособность выпускника вуза – это способность конкурировать и выигрывать на рынке труда за желаемое рабочее место за счет наилучшего соответствия сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций объективным требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателя.
Список использованной литературы
Андрияко, Ю. В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема [Текст] // Вектор науки ТГУ. -2010. - № 1(1). – С. 34- 36.
Большой экономический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://big_economic_dictionary.academic.ru/. – Загл. с экрана.
Борисова, О. В. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева [Текст] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2009. - № 5(67). - С. 157-161.
Ковалев, А. В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста - гарант качества профессионального образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fedu2.meks. – Загл. с экрана.
Панина, Л. П. Социальное партнерство учреждений профессионального образования: теория, практика, механизмы реализации [Текст] монография / Панина Л.П., Ткаченко Е.В., Сафоновой Е.Г., Фищуковой О.А. – Екатеринбург. - 2003.
Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gufo.me/content_psy/konkurentosposobnost-40261.html. – Загл. с экрана.
Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Электронный ресурс] Монография. 2009. с. 464 Режим доступа: http://www.koob.ru/fathutdinov_r/upravlenie_konkurentosposobnostiu. – Загл. с экрана.
Шилова, М. И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ, 2010. №4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konkurentosposobnosti-vypusknika-vuza. – Загл. с экрана.