ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Воробьёва В.С. 1
1Новгородский филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях разработка устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу являются одним из приоритетных направлений деятельности государства. Именно деятельность Фонда национального благосостояния направлена на решение данной проблемы. Представляя собой часть средств федерального бюджета, основной целью Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В свою очередь, целью данной работы является исследование вопроса предназначения и особенностей формирования Фонда национального благосостояния, анализ динамики совокупного объема средств Фонда и обобщение полученной информации.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

  1. исследовать цель деятельности и основное предназначение Фонда;

  2. изучить особенности формирования Фонда;

  3. анализировать динамику совокупного объема средств Фонда национального благосостояния.

Объектом и предметом исследования является деятельность Фонда. Информационную базу исследования составляют отчеты министерства финансов Российской Федерации. В ходе выполнения работы были изучены нормативные акты, так же постановления и приказы правительства Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния и Резервный фонд были сформированы в феврале 2008 года после разделения стабилизационного фонда. Они формируются из нефтегазовых доходов и доходов от управления деньгами. Средства ФНБ расходуются на поддержания стабильности госбюджета и софинансирования пенсионных накоплений граждан. Средства резервного фонда направляются на финансирование нефтегазового трансферта . Доход фондов формируется путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Кроме того, средства фондов могут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [1]

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[2]

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.[3]

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.[4]

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Таблица 1 - Анализ динамики совокупного объема средств Фонда национального благосостояния за 2008-2015гг. в млрд.долларов США,

в млрд.рублей.

Показатели

Года (дата на 1.12)

Изменение 2015г. к 2008г.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Абс

Относ

Совокупный объем средств ФНБ, в млрд. долл. США

76,38

92,89

88,22

88,26

87,47

88,06

79,97

72,22

-4,16

94,5

Совокупный объем средств ФНБ, в млрд.

руб.

2108,4

2769,8

2761,9

2764,4

2716,6

2922,7

3944,1

4784

2675,5

227

Как видно из анализа данной таблицы, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в млрд. долларов США при общей тенденции к снижению, претерпевает постоянные колебания. Причем, максимальный объем наблюдается в 2009 году равный 92,89 млрд. дол США, а минимальный - в 2015 году, равный 72,22 млрд. долларов США. Что касаемо совокупного объема национального благосостояния, выраженного в национальной валюте, то здесь наблюдается постоянный рост средств ФНБ за анализируемый период более, чем в 2 раза. И в конечном итоге максимальный объем наблюдается в 2015 году, равный 4784 млрд. рублей, а минимальный уровень установлен в 2008 году.

Однако, хотелось бы отметить, что данный анализ объема средств Фонда национального благосостояния не отражает полной и реальной картины ситуации по ряду причин. Основными из которых, является резкое снижение обменного курса рубля, постоянно растущий уровень инфляции и вытекающие из этого последствия.

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается по сегодняшний день. Всего за этот период страна потеряла около 25% от Фонда национального благосостояния.

Ряд экономистов и ученых выражают сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. По их данным, практически все средства фонда оказались вложены в различные долгосрочные проекты, извлечь их из которых, в случае срочной необходимости, не представляется возможным.

Поэтому говоря об объемах средств Фонда, необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 72,22 млрд. долларов — это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В условиях финансового кризиса стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов. Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. Так, в декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», согласно которому до 10% средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов[4]. И в декабре 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд. рублей из ФНБ. По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

На наш взгляд, для дальнейшего роста активов страны в целом на ближайшую перспективу необходимо сохранение неизменными двух важных параметров: стабильная цена нефти на уровне пятидесяти долларов за баррель и отсутствие попыток удержания курса национальной валюты на определенном уровне, т.е. продолжающееся свободное падение рубля.

Список литературы

1. Андрюшин С., Кузнецова В. Приоритеты денежно-кредитной политики центральных банков в новых условиях // Вопросы экономики.20142. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. 20133. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 20154. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория.20155. Коршунов Д.А. О построении модели общего равновесия для экономики России // Деньги и кредит. – 20146. Криворотова Н.Ф., Урядова Т.Н. Актуальные проблемы денежно-кредитной политики России // Terra Economicus. – 2012. - № 3. – С. 24 – 26.7. Лукша Н. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономико-политическая ситуация в России. – 2012. - № 12. – С. 9 – 11.

8. Федеральный закон от 26.12.2014 N 450-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Просмотров работы: 2277