ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Фахретдинов Т.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наше общество на данном этапе своего развития вступило в век информационной революции – где главными ценностями являются информация и знания.

Это проявляется в том, что большое распространение получили смартфоны, компьютеры, в том числе планшеты, и так далее. Через сеть интернет происходит глобальная интеграция общества и всего мира в целом, то есть люди находящиеся на разных концах планеты могут беспрепятственно поддерживать связь и доступ к глобальной информации, служащей для удовлетворения их информационных потребностей.

Процессы информатизации общества не могли не сказаться и на системе образования, которая претерпевает масштабные изменения, связанные с внедрением современных информационных и коммуникационных технологии. Привычная схема, которая являлась раньше эталоном обучения, то есть это «учитель – ученик – учебник» дополняется и вводится новое звено – компьютер. Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области[1]. До распространения компьютерных технологии, ребенок извлекал информацию из книг, энциклопедии, лекции учителя, в основном работая с текстом. Но сегодня учитель должен вносить в образовательный процесс новые приемы, формы и методы. Помочь учителю в решении данной проблемы могут современные информационные и коммуникационные технологии. Поэтому в современном обучении большую роль играет формирование информационных навыков.

Недаром, это направление является одним из приоритетных в государственной политике в Российской Федерации. Об этом также написано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статья 13 гласит, что при реализации образовательных программ допускается использование различного рода образовательные программы в частности электронное и дистанционное обучение.

Внедрение информационных и коммуникационных технологии влекут за собой ряд положительных сторон, таких как: равный доступ к информации, то есть, не важно, в каком регионе Российской Федерации проживает обучающийся, он имеет доступ к демонстрационным вариантам единого государственного экзамена; увеличивается наглядность, изучаемого предмета, так как около 80% информации человек получает визуально; современные информационные технологии несут в себе уникальные дидактические технологии, которые повышают интерес у ребенка, и увеличивают мотивацию к учебе; позволяют преобразить образовательный процесс в игру, доставляя удовольствие не только ученикам, но и самому преподавателю; дистанционное обучение позволяет ребенку не отставать от программы, в случае болезни или по состоянию здоровья; также внедрение информационных технологии служат интегративным звеном различных предметов, например: обществознания с информатикой. Все это способствует тому, что у учеников, имеющие дело с компьютером, развиваются самообразовательные навыки, умения ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы[2].

Наиболее распространенный прием, который использую преподаватели на уроках обществознания это демонстрация мультимедийных презентации, созданных самим учителем или же обучающимися. Он играет важную роль, так как на слайдах помещаются основные тезисы, иллюстративный материал. Данный прием служит учителю своего рода подсказкой, так как помогает ему сохранять логику и структуру при изложении нового материала, что сокращает время усвоения знании. Ученики, составляя презентации, самостоятельно втягиваются в творческий процесс, тем самым формируя мотивацию и интерес. Перерабатывая, большой объем информации и сопоставляя разные точки зрения - формируют в себе критическое мышление. Также учитель может использовать презентацию при осуществлении контроля, расходуя при этом меньше ресурсов и времени.

Организация проектной деятельности учеников, основывается на сопоставительной изучении разных точек зрения, сравнении общественных явлении, фактов, событии и документов. Главный смысл проектной деятельности заключается в самостоятельном освоении учениками изучаемой программы и получении конкретного результата. Обучающийся включен в активный познавательный учебный процесс, исследуя определенную тему, погружаясь в определенную ситуацию, перерабатывая необходимый материал, осуществляет сбор информации, выбирает примерные пути решения проблемы, анализирует, делает выводы, на выходе получая материал, который полезен не только ему, но и всему обществу в целом. На развитие конкретно информационной компетенции направлены такие виды самостоятельной работы, как например поиск определяемой учителем информации, допустим, статистических данных, анализ сайтов, материалов СМИ, нормативно-правовых актов.

Информационные и коммуникационные технологии при обучении обществознанию могут быть использованы на различных этапах урока: при изучении нового материала — визуализация знаний; при закреплении изложенного материала — выполнение практических заданий с использованием обучающих программ; при контроле знаний обучающихся — с использованием контролирующих компьютерных программ[3].

Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, то есть это - компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.

Данные технологии несут в себе исключительно положительные качества, которые призваны облегчить труд учителя и улучшить процесс образования обучающихся. Однако информационные технологии используются в полном объеме только тогда, когда учитель владеет соответствующей информационной компетентностью. Здесь возникает проблема современной школы, когда учителя в виду своей информационной неграмотности не используют современные технологии, чем вредят ученикам и тормозят процесс обучения. Однако стоит отметить, что данная тенденция направляется в положительную сторону.

Существует огромный выбор современных ИКТ технологии для школы. Принято разделять их на аппаратные и программные. К аппаратным относят в основном технические средства, то есть это компьютер, интерактивная доска, проектор и так далее. К программным мы относим различные электронные программы, с помощью которых учитель и ученики могут создавать проекты различного рода.

Приемы использования современных информационных и коммуникационных технологии весьма разнообразны. Самым распространенным из них является составление мультимедийных презентации, которые может использовать как учитель, при объяснении новой темы или же проведении контроля, так и ученик, готовя различные выступления, проекты и так далее. Показ видео-фильмов, прослушивание выступлении выдающихся личностей, организовывать самостоятельную работу с выполнением кейс-задач, различного рода тестов. Использовать интернет ресурсы, не выходя из кабинета устраивать экскурсии, изучать нормативно-правовые акты, изучать сайты органов власти Российской федерации, и другие возможности, которых насчитывается большое количество. Учитель может использовать интерактивную доску для использования таких приемов, как сопоставить определение понятию, или же подпиши портрет выдающегося деятеля или юриста, если тема урока уголовное право и так далее.

Простор использования современных информационных и коммуникационных технологии безграничен и большую роль здесь играет само желание педагога разнообразить учебный процесс, внести что то совершенно новое, что будет нравиться детям и сформирует у них положительную мотивацию и огромное желание учиться.

  1. Евтушенко А.Б. Из опыта использования ИКТ на уроках истории и обществознания/ А.Б. Евтушенко//Педагогическое образование на Алтае. - 2012. - №1. – С.61-70.

  2. Иванова И.С. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания//Информационные технологии и средства обучения. - 2014. - №4. – С. 56-66.

  3. Широков Е.А. Использование информационных технологии в преподавании истории и обществознания/Е.А. Широков//Молодой ученый. – 2014. - №6.3. – С. 49-52.

Просмотров работы: 1476