ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Бисенгулова А.Р. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире идет процесс формирования информационного общества. Выпускники школы должны обладать высокой информационной культурой поведения, поэтому внедрение в учебный процесс инновационных методик позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность в обучении. Именно к таким методикам и относятся интерактивные методы

Обществознание – сложная образовательная дисциплина. Ученики с трудом понимают и усваивают функции и роль данной дисциплины. Именно поэтому перед учителем стоит задача, как можно более доступно сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, т.е. работать методом взаимодействия.

Вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн в своем докладе 29 октября 2013 года подчеркнул: «Устарело, исчерпало себя и образование, сформированное в рамках задач, потребностей, возможностей прежнего общества, устарело не только у нас, но всем мире в целом, объективно исторически устарело». Он обратил внимание также на то, что «до сих пор не решена проблема соотнесения знаний и информации, работы информации на расширение и углубление знания, превращения ее в знание, а также задача сохранения и углубления логического мышления в век неудержимого роста-расширения информации».

Сегодня дисциплины активно переходят на ФГОС. Учителю, который осуществляет деятельность по внедрению ФГОС, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий и направлений. Чтобы при обучении обществознанию, внедрение новых стандартов прошло успешно, работа с классом должна строится на применении инновационных образовательных технологий: проектной, критического мышления, информационно-коммуникативной и многие другие. Давайте подробнее остановимся на методе интерактивного обучения, так как он приобретает в наше время особое значение.

Инерактивные-от англ. (inter - “между”; act – “действие”). Интерактивные методы – методы, которые позволяют учится взаимодействовать между собой. Что касается интерактивного обучения, то это обучение, построенное на взаимодействии обучающихся с учителем и между собой. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу. Они предполагают обучение в сотрудничестве всех субъектов учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся [1].

Учитель играет большую роль в интерактивном методе обучения, выступая в различных позициях [4]. В позиции лектора – излагает новый материал, отвечает на вопросы. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников учебного процесса. В позиции помощника – консультанта, т.е. учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения поставленных задач. Таким образом, основная задача учителя – это моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме предусмотренным учебным планом и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. Учебный процесс, который опирается на интерактивных методах обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учеников класса. В ходе урока организуется индивидуальная, парная и групповая работа, с использованием проектной работы, ролевые игры, осуществляется работа с документами.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы и свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе [2]. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Рассмотрим конкретные примеры интерактивного обучения[3]:

1. Работа в парах – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке;

2. Самостоятельный поиск новой информации, изучения нового материла;

3. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания;

4. Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее;

5. «Кейс - метод».

Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию и актуализировать определенный комплекс знаний, для того чтобы разрешить сложившуюся проблему. Но при этом сама проблема не имеет однозначных решений. По мнению российского исследователя кейс-метода А. М. Долгорукова данный метод был впервые применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчетах Гарвардского университета. В 1926 году в СССР состоялась конференция преподавателей совпартшкол по экономическим дисциплинам. На данной конференции были рассмотрены вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов[5].

Интерактивное обучение определяет следующие задачи: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В классе должна быть атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки. Все это позволяет получать новое знание и развивает саму познавательную деятельность[1].

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует релаксации, снятию нервной нагрузки.

Таким образом, применение в практике преподавания обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

  • умение брать на себя ответственность при принятии решений,

  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,

  • умение работать с различными видами информации,

  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.

В заключении хотелось отметить актуальность интерактивных методов обучения в современных условиях. Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обучения обусловлена двумя основными тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.

Литература:

  1. Симанкина Н.Н. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания // Образование от «А» до «Я». – 2015. - № 4.

  2. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №1

  3. Короткова М. В. “Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2003г.

  4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1

  5. Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.

Просмотров работы: 2213