КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ"

Равко Е.Д. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бег на средние дистанции относится к группе цикличных упражнений околопредельной или субмаксимальной мощности. Непосредственным ограничителем достижение более высокого результата при преодолении соревновательной дистанции является наступающее утомление. Поэтому основное, что должно быть достигнуто в результате физической подготовки, это - отдаление момента утомления или повышение к нему устойчивости организма.

Подготовка перспективных спортсменов в современной легкой атлетике имеет большое значение для достижения бегунами высоких спортивных результатов в их соревновательной деятельности [1].

Общим для всех циклических движений является то, что выполняемая работа характеризуется разной мощностью и длительностью. По классификации В.С. Фарфеля [2], легкоатлетический бег относится к стандартным (стереотипным) видам спорта, где движения выполняются в заранее известных условиях и в определенной последовательности. По данным Е.Б. Сологуб [3], беговые упражнения по своей биомеханической структуре относятся к циклическим видам спорта (с повторяющимися циклами движений), а по характеру регламентации нагрузки – на упражнения заданного объема работы. Согласно данным Н.В. Зимкина [4], бег на средние дистанции относится к работе субмаксимальной мощности и может продолжаться до 3-5 мин, вызывая при этом максимальные сдвиги в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем.

В вопросе планирования спортивной подготовки бегунов на средние дистанции скоростно-силовая подготовка имеет большое значение. В настоящее время недостаточно изучены вопросы рациональной структуры тренировочных нагрузок и отдыха для восстановления в учебно-тренировочном процессе спортсменов.

Так же в значительной степени достижение высоких спортивных результатов в беге на средние дистанции определяется уровнем производительности аэробной и анаэробной систем энергообеспечения организма бегуна [6, 7]. Направленность и структура тренировочного процесса является центральным вопросом проблемы формирования функциональной подготовленности организма спортсменов.

Цель – раскрыть и описать основные научные проблемы в подготовке бегунов на средние дистанции.

Объект – подготовка бегунов на средние дистанции.

Предмет – теоретическая база по системе подготовки бегунов на средние дистанции.

Глава 1. Структура и периодизация спортивной подготовки бегунов на средние дистанции
  1.  
    1. Структура спортивной подготовки бегунов на средние дистанции

Современная система подготовки бегунов на средние дистанции представляет собой сложный и многофакторный процесс, где цели, задачи, средства и методы направлены на достижение наивысших спортивных результатов спортсмена. В структуре системы подготовки выделяют:

  • спортивную тренировку;

  • спортивные соревнования;

  • вне тренировочные и вне соревновательные факторы, способствующие повысить результативность тренировки и соревнований.

Спортивная тренировка – это важнейшая составная часть спортивной подготовки спортсмена. Это структурная единица построения, как многолетней спортивной подготовки, так и годового макроцикла. Из отдельных тренировочных занятий складываются микроциклы, а несколько микроциклов, объединенных общностью решаемых задач, характером и ритмом изменения нагрузки в нем, составляют мезоцикл. Результатом спортивной тренировки является отображение разнообразных морфологических и функциональных изменений в организме спортсмена, которые определяют уровень его тренированности. Принято выделять общую и специальную тренированность [7]. Общая тренированность определяет уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.

Специальная тренированность является результатом совершенствования конкретного вида мышечной деятельности. Но при этом тренированность спортсмена необходимо отличать от подготовленности, когда спортсмен на фоне проявления максимальных возможностей показывает высокие результаты в соревновательной деятельности. Такое состояние спортсмена называют спортивной формой. Л.П. Матвеев [8] выделяет следующие фазы спортивного совершенствования: 1) приобретение; 2) сохранение (или относительная стабилизация); 3) временная утрата спортивной формы.

Фазы развития спортивной формы взаимосвязаны между собой. Количество и продолжительность периодов в годовом цикле совпадают с количеством и длительностью фаз развития спортивной формы. Завершающий этап годового макроцикла, как правило, характеризуется снижением уровня тренированности. В основу спортивной тренировки положены две группы принципов. Первая группа – это общие принципы, которые включают в себя научность, наглядность, систематичность, доступность и т.д. Вторая группа отражает специфические принципы спортивной тренировки, или направленность к высшим достижениям, углубленная специализация, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса и т.д.

Также возникает необходимость в гармоническом физическом развитии спортсмена, что обуславливает закономерную связь между общей и специальной подготовкой и их единством. Ранние этапы спортивного совершенствования, как правило, характеризуются наибольшей долей общей спортивной подготовки и направлены на укрепление здоровья, повышение уровня физических качеств и функциональных возможностей применительно к разнообразным формам мышечной деятельности. По мере роста мастерства спортсмена соотношение изменяется в сторону увеличения средств специальной подготовки. Данные соотношения общей и специальной подготовки могут значительно варьироваться. И от того, насколько правильно спланировано это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена [7].

А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин и Е.В. Сидорчук [7] охарактеризовали следующие положения непрерывности тренировочного процесса:

- спортивная тренировка должна строится как многолетний и круглогодичный процесс;

- воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа зависит от предыдущих;

- работа и отдых в спортивной тренировке должны строиться таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в данном виде.

Данные положения имеют различные проявления в практике подготовки бегунов на средние дистанции разного возраста и квалификации. Так, юные спортсмены занимаются один раз в день, при этом занятия с большими нагрузками бывают 1-2 раза в неделю. При подготовке бегунов на средние дистанции высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности, поэтому для них необходимо проведение ежедневно 2-3 занятий и еженедельно 3-4 занятия с большими нагрузками. В настоящее время спортивная тренировка характеризуется постепенным увеличением объема выполняемой работы в единстве с тенденцией к максимальным величинам тренировочных нагрузок. Поэтому на каждом новом этапе совершенствования к организму спортсмена необходимо предъявлять требования, близкие к пределу его функциональных возможностей, что послужит ключевым фактором для протекания приспособительных процессов.

Основными принципами спортивной подготовки считаются волнообразная динамика нагрузок и вариативность нагрузок, в основе которых лежат закономерности утомления и восстановления [7,9]. А основным правилом спортивной тренировки является ее цикличность. Так, различают:

  • микроциклы тренировки продолжительностью от 2-3 до 7-10 дней;

  • мезоциклы – от 3 до 5-8 недель;

  • этапы тренировки – от 2-3 недель до 2-3 месяцев;

  • периоды – от 2-3 недель до 4-6 месяцев;

  • макроциклы – от 3-4 до 12 месяцев.

При этом роль микроциклов, так называемых малых циклов, при планировании спортивной подготовки очень велика [9]. В микроцикле четко определены ритм проведения тренировочных занятий, а именно работы и отдыха, решения поставленных задач, указаны основные средства и дозировка упражнений. Микроциклы являются отдельными звеньями годичной цепи занятий. Они определяют содержание отдельного тренировочного занятия и его изменение на протяжении данного микроцикла, а также служат его повторением в течение одного этапа в годичном цикле подготовки. Планирование, построение и проведение микроциклов необходимо строить исходя из их преимущественной направленности. В циклических видах спорта с преимущественным проявлением выносливости используется стандартный набор микроциклов, применяемых в течение одного этапа или мезоцикла и приводящих к изменению состояния подготовленности спортсмена. В зависимости от поставленных задач на определенном этапе спортивной подготовки могут применяться различные комбинации стандартных микроциклов. Но при этом необходимо соблюдать следующие особенности планирования и построения микроциклов [9]: - нагрузка внутри микроцикла должна иметь волнообразный характер; - в микроциклах подготовительного периода высокие по объему или интенсивности нагрузки должны применяться не более двух раз; - в микроциклах соревновательного периода высокие нагрузки можно применять несколько занятий подряд.

1.2. Периодизация спортивной подготовки бегунов на средние дистанции

Одним из определяющих условий для достижения эффективности учебно-тренировочных занятий и высоких спортивных результатов является принцип круглогодичности тренировочного процесса. А для более эффективного планирования круглогодичной тренировки используется периодизация. Для бегунов на средние дистанции высокого класса принято строить подготовку в рамках годичного и полугодичного циклов. Поэтому некоторые бегуны одинаково готовятся к соревнованиям как летнего, так и зимнего сезона. Но большинство бегунов предпочитают готовиться к стартам летнего сезона и ограничивают количество стартов до минимума в зимнем сезоне.

Для бегунов на средние дистанции принято строить подготовку в рамках годичного цикла [10]. Рассмотрим вариант спортивной подготовки, где макроцикл составляет 12 месяцев и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период имеет продолжительность около 6 месяцев (ноябрь-апрель) и состоит из трех этапов:

  • осенне-зимний подготовительный – 3 месяца (ноябрь-январь);

  • зимне-соревновательный – 1 месяц (февраль);

  • весенне-подготовительный – 2 месяца (март-апрель).

Соревновательный период длится 5 месяцев и делится на два этапа:

  • ранних соревнований – 1 месяц (май);

  • основных соревнований – 4 месяца (июнь-сентябрь).

Переходный период продолжается обычно 3-4 недели и приходится на октябрь. Но надо заметить, что данный вариант спортивной подготовки бегунов на средние дистанции не всегда может совпадать по выше предложенным месяцам. При этом возникает необходимость планирования индивидуальной спортивной подготовки согласно указанным в календаре срокам соревнований.

А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин и Е.В. Сидорчук [7] рекомендуют применять по периодам в тренировке для начинающих, III разряда, II разряда и I разряда бегунов на средние дистанции следующее примерное процентное соотношение общей и специальной физической подготовок, а также технической подготовки к общему времени тренировочных занятий (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение ОФП, СФП и ТП в периодах круглогодичной тренировки для начинающих спортсменов, III разряда, II разряда и I разряда бегунов на средние дистанции (по А.И. Жилкину, 2003)

Группы бегунов на средние дистанции

Периоды тренировки

Подготовительный (%)

Соревновательный (%)

Переходный (%)

ОФП

СФП

ТП

ОФП

СФП

ТП

ОФП

СФП

ТП

Начинающие

65

15

20

50

25

25

-

-

-

Бегуны III разряда

50

25

25

40

30

30

70

20

10

Бегуны II разряда

40

35

25

30

40

30

60

30

10

Бегуны I разряда

35

40

25

25

40

35

50

40

10

Так, подготовительный период направлен на решение следующих задач: улучшение общей и специальной физической подготовленности, развитие основных физических и волевых качеств, совершенствование техники и т.д. На решение этих задач уделяется разное количество времени. Начинающим бегунам делают упор на общефизическую подготовку и овладение элементам техники специальных беговых упражнений. Квалифицированные бегуны на средние дистанции в этот период делают упор на специальную общефизическую подготовку – бег в различных вариантах и с разной интенсивностью. Основной целью соревновательного периода является достижение высоких спортивных результатов на ответственных соревнованиях. Основные задачи – это дальнейшее развитие физических и морально-волевых качеств, а также способность применять удобную для себя тактику, приобретая тем самым соревновательный опыт. В этом периоде важно с помощью повышения тренированности добиться, сохраняя спортивную форму, высоких достижений.

На первом этапе соревновательного периода тренировочный процесс не должен снижаться в своем объеме. А участие в соревнованиях является выявлением сильных и слабых сторон в подготовке спортсмена и в дальнейшем – ее корректировки. На втором этапе данного периода тренировка направлена на достижение наивысших результатов. При этом объем тренировочных занятий снижается, но увеличивается их интенсивность. Спортсмен должен войти в состояние высшей спортивной формы. Необходимым условием для достижения высоких результатов является постепенное увеличение интенсивности и уменьшение объема нагрузок, а также вариативность тренировок с оптимальным числом соревнований. Переходный период служит восстановительным периодом для спортсменов после напряженного соревновательного сезона. Основная цель данного периода состоит в подведении спортсмена к началу занятий в новом цикле полностью отдохнувшим, здоровым и не снизившим своих физических качеств.

Глава 2. Основные научные проблемы в подготовке бегунов на средние дистанции 2.1. Проблема повышения аэробной и анаэробной производительности

Биологические механизмы повышения аэробной производительности организма и в одном и в другом случае одни и те же: развитие функциональной системы дыхания в процессе адаптации к гипоксии как в процессе разных видов спортивной тренировки, так и во время пребывания спортсменов в атмосфере с пониженным парциальным давлением кислорода в горах: барокамерах, в условиях нормобарической (прерывистой и интервальной) гипоксической тренировки.

В процессе спортивной тренировки организм спортсмена постоянно испытывает разные степени гипоксии нагрузки [8, 9], во время дыхания воздухом с пониженным парциальным давлением кислорода на организм спортсмена оказывает действие гипоксия.

Генез гипоксии нагрузки следующий. Активизация функции требует дополнительных затрат энергии, кислородный запрос клеток, органов и организма при этом повышается, скорость же доставки кислорода к работающим клеткам из-за временной задержки усиления притока крови увеличивается еще не настолько, чтобы удовлетворить повысившуюся потребность в кислороде. Работающие мышцы извлекают кислород из притекающей крови, что значительно обедняет венозную кровь: содержание кислорода в ней, ее насыщение кислородом резко снижается, проявляется венозная гипоксемия - первый признак гипоксии нагрузки.

После того как резерв кислорода крови исчерпывается, запасы кислорода мобилизуются из миоглобина, а когда и их недостаточно, для ресинтеза АТФ используется креатин-фосфат, энергия анаэробного гликолиза, образуются лактат, недоокисленные продукты, снижается pH, проявляются все последствия тканевой гипоксии. Лишь после того, как скорость доставки кислорода начнет возрастать, включается процесс окислительного фосфорилирования, длительно обеспечивающий работающие мышцы необходимой энергией.

Адаптация к гипоксии, в результате которой происходят улучшение самочувствия, повышение работоспособности, экономизация деятельности функциональной системы дыхания и кислородных режимов организма, осуществляется тогда, когда снижение pO2 во вдыхаемом воздухе вызывает усиление деятельности физиологических механизмов регуляции дыхания и кровообращения, а так же не вызывает появления больших участков тканевой гипоксии. Увеличение дыхательного объема и диффузионной поверхности легких в сочетании с усилением кровотока обеспечивает повышение диффузионной способности легких и поддержание скорости доставки кислорода артериальной кровью к тканям, особенно к головному мозгу и сердечной мышце[9].

При появлении больших участков тканевой гипоксии процесс адаптации к гипоксии осуществляется на уровне как отдельных органов и физиологических систем (системы внешнего дыхания, кровообращения, дыхательной функции крови), так и на тканевом уровне – в тканях и клетках. В результате действия последствий тканевой гипоксии (снижения pH, накопления водородных ионов, лактата, повреждения клеточных мембран и ионных насосов, митохондрий и др.) нарушается функция мышечных элементов микрососудов, они расширяются, что улучшает кровоснабжение тканей и способствует поддержанию снабжения клеток и их митохондрий кислородом. Кроме того при тканевой гипоксии выделяется особый индуцируемый гипоксией фактор (HIF-1), который ускоряет транскрипцию генов синтеза белков и, следовательно, обеспечивает синтез дыхательных ферментов, что повышает утилизацию кислорода в клетках[8].

Таким образом, гипоксическая гипоксия способствуют развитию всей сложной, управляемой центральной нервной, симпатической и эндокринной системами, функциональной системы дыхания (ФСД). Эта система обслуживается органами внешнего дыхания, кровообращения, кроветворения, дыхательной функцией крови, тканевыми механизмами, т.е. физиологическими системами, обеспечивающими весь процесс массопереноса кислорода и углекислого газа в организме, утилизацию кислорода в тканях[10].

Развитие ФСД в процессе адаптации к гипоксии обеспечивает повышение ее резервов, аэробной производительности и ее интегрального показателя - МПК. Мобилизация механизмов анаэробного гликолиза при кислородной недостаточности, и при гипоксической гипоксии, и при гипоксии нагрузки приводит к повышению анаэробной производительности.

Адаптация к гипоксической гипоксии способствует повышению аэробной производительности в более короткие сроки. Известно, что трехнедельное либо месячное пребывание в горах может повысить МПК бегунов на средние дистанции на 3-6%. Значительно лучшие результаты дает нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), проводимая на фоне планового тренировочного процесса спортсменов в свободное от тренировки время [10, 9, 12]. В результате такой трехнедельной комбинированной тренировки и в подготовительном и в начале соревновательного периодов МПК и работоспособность достоверно повышаются, увеличиваются отношение альвеолярной вентиляции к минутному объему дыхания, коэффициент утилизации кислорода в легких и артерио-венозное различие по кислороду, содержание гемоглобина в крови, кислородная емкость крови и содержание кислорода в артериальной крови. При уменьшении ЧСС скорость доставки кислорода к мышцам возрастает, порог анаэробного обмена сдвигается в сторону больших нагрузок. Все это обеспечивает повышение предельных нагрузок и объема выполненной работы, что зарегистрировано во время как эргометрического тестирования, так и прохождения соревновательных дистанций.

Физиологические механизмы эффективности интервальной спортивной тренировки (ИСТ) и ИГТ имеют много общего. И в ИСТ и в ИГТ в качестве "тренирующего средства" используются адаптация к гипоксии, активизация компенсаторных механизмов, направленных на предотвращение развития тканевой гипоксии и ее вредных последствий.

Важно учитывать, что повышенная активность компенсаторных механизмов проявляется не только во время гипоксического воздействия, но и во время нормоксических периодов отдыха - интервалов. В интервальной спортивной тренировке рядом исследователей интервалам придавалось большое, даже ведущее, значение [12].

В настоящее время, в спорте высших достижений, наибольшее распространение получили два метода нормобарической гипоксической тренировки.

В первом случае спортсмен находится в замкнутом пространстве (помещение, барокамера, специальная палатка), в которое подается воздух с пониженным содержанием кислорода при нормальном атмосферном давлении. Достоинством этого метода является то, что имеется возможность выполнять одновременно физические упражнении и экономить время на тренировку, поскольку гипоксическая тренировка может быть совмещена со сном. Однако у этого метода имеются ряд недостатков. Процентное содержание кислорода в подаваемом воздухе ограничено по соображениям безопасности. Установлено, что оптимальная концентрация кислорода в подаваемом в палатку воздухе должна соответствовать концентрации кислорода на высоте от 2500 до 3500 метров над уровнем моря (содержание кислорода 15,4% -13,6%)[14]. Подача воздуха с более низким содержанием может вызвать головные боли, потерю аппетита и боль в суставах, а также затруднения в восстановлении после физических тренировок в нормальных условиях. Этот метод даже при такой относительно слабой степени воздействия дает положительный тренировочный результат, однако, как и в гипобарической барокамере, метод не позволяет в динамике, когда спортсмен выполняет физические упражнения, точно дозировать силу гипоксического воздействия.

Во втором случае, спортсмен определенное время дышит через маску воздухом с уменьшенной концентрацией кислорода – «поднимается на высоту», а затем атмосферным воздухом - «опускается на уровень моря». При этом, средняя продолжительность одной гипоксической тренировки составляет 60 минут. Длительность интервалов дыхания и концентрация кислорода подбираются индивидуально для каждого спортсмена и могут легко корректироваться в процессе тренировки. При этом, «высота подъема» может достигать до 5800 м и более (чему соответствует содержание кислорода 10%-9%) причем без опасности каких-либо отрицательных последствий для спортсмена, а, наоборот, с пользой для его здоровья. Кроме того, поскольку в процессе каждого сеанса тренировки спортсмен многократно (5 - 10 раз) «поднимается на высоту» и «опускается на уровень моря», при этом, положительный эффект тренировки еще более усиливается[13].

Нормобарическая ИГТ имеет и ряд других преимуществ перед тренировкой в горах и в барокамерах. При этом виде гипоксической тренировки не нарушается нормальный ход тренировочного процесса спортсменов, так как ИГТ проводится в свободное от спортивной тренировки время. На нее требуется не более часа в день, во время сеанса ИГТ спортсмен может полностью расслабиться, а после сеанса ИГТ не чувствуется усталости и плановая спортивная тренировка проходит без ущерба. В горах же работоспособность значительно снижается, поскольку суммируется действие гипоксической гипоксии и гипоксии нагрузки и выраженная тканевая гипоксия проявляется при меньшем снижении pO2 в воздухе и при физической нагрузке меньшей интенсивности, тренировочный процесс нарушается. Барокамерная тренировка имеет свои недостатки: возможны микробаротравмы, во время декомпрессии и компрессии появляются неприятные ощущения, сеанс занимает много времени.

Комбинированный метод[10, 12] гипоксической тренировки, сочетающий эффекты ИГТ и ИСТ, проводимых каждая в свое время, обеспечивает адаптацию к двум разделенным по времени действия типам гипоксии: к гипоксической гипоксии и к гипоксии нагрузки. Усиление кровотока в мозге и сердечной мышце во время действия гипоксической гипоксии способствует лучшей капилляризации мозга и сердца, лучшему снабжению их энергетическими субстратами, а гипоксия нагрузки, сопровождающая спортивную тренировку, обусловливает преимущественное кровоснабжение и приток строительных материалов к работающим мышцам.

Таким образом, комбинированный метод гипоксической тренировки обладает большим конструктивным эффектом, чем каждый из методов, взятый в отдельности.

2.2. Развитие скоростно-силовых способностей у бегунов на средние дистанции

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.

Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.

Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.

Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные — к первой и второй. Глобальные упражнения основные — только к третьей группе [16]. Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов — выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена. В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта — эти же методы, и, кроме того, интервальный метод. Опыт спортивной практики и специальные исследования (В. М. Дьячков, 1957—1970) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же крайне ограничен. Необходим поиск методических путей, которые позволили бы значительно увеличить объем средств, стимулирующих повышение степени использования скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности. В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характерен. Как показали комплексные, тензометрические, циклографические и электромиографические исследования (В. В. Кузнецов, И: П. Ратов, В.Н. Муравьев, С. В. Возняк, 1961—1964; Е. Н. Матвеев, В. М. Зациорский, 1965; В. В. Кузнецов и Н. В. Басов, 1968, и др.) величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения [17]. Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств. Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичной тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого— понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства. Как показали экспериментальные исследования (В.В.Кузнецов, 1959—1969; В. В. Кузнецов и сотр., 1962—1970), избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия.

Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки. Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала. Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности. При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных — метод кратковременных усилий и повторный. С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышиной работы и их разновидности:

при выполнении основного упражнения — динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц);

  • при выполнении специальных упражнений — динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц);

  • при выполнении специально-вспомогательных упражнений — статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением;

  • для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц [15].

Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений. Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения. При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия. Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один - три раза, т.е. 1—3 ПМ. В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления (В. В. Кузнецов, 1961—1965; В. В. Кузнецов, В. В. Кобелев, 1967—1968; Л. С. Иванова, 1968; Л. Я. Черешнева, 1968).

Первый вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) сохранялась бы мощность движения, которую спортсмен способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.

Второй вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.

Третий вариант. Величина сопротивления при уступающем и преодолевающем, характере работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему.

Четвертый вариант. Величина сопротивления выше соревновательной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при преодолевающем характере сохранялся бы «взрывной» характер усилия.

При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80— 90%), субпредельной (90—95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения. При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90—95%).

Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью — 2—3 раза, с околопредельной — 3—5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации.

Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.

Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки.

Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств развития специальных скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80—90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90—95%)и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности.

Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90—95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.

Тренировка скоростно-силовых способностей и силовой выносливости направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений. Она способствует паралельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма. Основными тренирующими факторами являются величина отягощения и режим энергетического обеспечения силовой работы. Величина отягощения определяет преимущественное вовлечение в работу быстрых или медленных двигательных единиц, а длительность однократных нагрузок в сериях и темп движений определяют характер ресинтеза АТФ.

При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростно-силовой работы — анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ), длительность однократной работы не должна превышать 15-20 с, количество повторений в серии 10-16 при интервалах отдыха 40-90 с. Считается, что при большом количестве повторений активизируется гликолитический ресинтез АТФ. Тем не менее в спортивной практике получила достаточно широкое распространение тренировка в виде 50-70 повторений длительностью 10-20с при интервалах отдыха 30-60 с.

Тренировка скоростно-силовой направленность способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон, хотя несколько меньшей степени, чем метод повторного максимума. Развитие силовой выносливости достигается при выполнении отягощенных движений в гликолитическом, анаэробно - аэрбном и аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения. Тренировка проводится интервальным, повторно - интервальным, повторным, круговым и соревновательным методами, а также методом силового контактного лидирования на дистанциях от 100 до 400 м.

Организационными формами такой тренировки является станционная и круговая тренировка. Специфический адаптационный эффект тренировки на развитие силовой выносливости определяется величиной отягощения, темпом движений, длительностью однократной работы и интервалов отдыха.

К сожалению, проблема метода развития силы, несмотря на значительные успехи науки и практики, еще далека от своего решения. Чем больше поднимается зана­вес неизвестности в этой области, тем более необъятные горизонты открываются взгляду исследователя. Выясняются все новые и новые детали, особенно в последнее время, вступающие в конфликт со сложившимися представлениями и грозящие разрушить их однажды. Поэтому необходима огромная целенаправленная и, главное, совместная творческая работа ученых и практиков, для того чтобы обобщать, глубоко анализировать и правильно понимать выявляющиеся факты, зачастую противоречивые, организовывать новые исследования и создавать методологически строгую систему знаний, составляющих научную основу методики развития силы спортсмена.

Заключение

Подготовка бегуна на средние дистанции - многогранный процесс. Он включает физическую, техническую и волевую подготовку. При этом физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Ее цель - развитие важнейших двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости. Цель специальной подготовки - максимальное развитие выносливости спортсмена соответственно требованиям дистанции, к которой он готовится. Критерием выносливости служит способность бегуна, как можно дольше удерживать оптимальную частоту и длину шага. Отсюда и понятия скоростной и силовой выносливости. Если у бегуна снижается темп шагов, значит, у него недостаточная скоростная выносливость, если уменьшается длина шагов, - недостаточная силовая выносливость. Главным средством специальной подготовки бегуна, служит сам бег в различных формах, включая такие, как бег в гору, под гору, по песку, снегу и т.п.

Особую значимость имеет повышение аэробной и анаэробной способностей спортсмена. Бегун на средние дистанции должен достаточно долго держать высокий темп бега, что сопровождается высокой выработкой молочной кислоты и тем, что организм не успевает удовлетворить требования мышц в кислороде. О вариантах развития данной способности подробно рассказано в работе.

Таким образом, были рассмотрены и подробно раскрыты основные проблемы в подготовке бегунов на средние дистанции.

Список литературы

1.Акмеев А.С. Планирование и классификация интенсивности тренировочных нагрузок высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции / А.С. Акмеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2007. – № 3 (25). – С. 7-9. 2.Филин В.П. О рационном соотношении средств общей и специальной физической подготовки в тренировке лыжников-гонщиков / В.П. Филин, В.М. Киселев, Л.С. Романовский // Теория и практика физической культуры, 1978. – № 1. – С. 35-38. 3.Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. Для студентов сред. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608с.

4.Зорин А.И. Эффективность использования формирования структуры бегового шага с использованием технических средств и методических приемов коррекции движения / А.И. Зорин // Вопросы физического воспитания студентов. – Л., 1979. –№ 20. – С. 63-78.

5. Давиденко Д.Н. Физиологические основы спортивной тренировки: метод. рекомендации по спортивной физиологии / Давиденко Д.Н., Сологуб Е.Б. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986. – 58 с.

6. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П.Бондарчук. – К.: Олимпийская литература, 2005. – 303 с.

7. Мищенко В.С. Реактивные свойства кардиореспираторной системы как отражение адаптации к напряженной физической тренировке в спорте: монография / В.С.Мищенко, Е.Н.Лисенко, В.Е.Виноградов. – К.: Свет науки, 2007. –351 с.

8.Колчинская А.З. Использование ступенчатой адаптации к гипоксии в медицине / Колчинская А.З. // Вестник Российской Академии Наук. – 1997. – № 5 – С. 12-19.

9. А.З. Колчинская Интервальная гипоксическая тренировка. Эффективность, механизмы действия / А.З. Колчинская. - Киев: ММиС Украины, 1992. - 106 с.

10. Волков Н.И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Волков Н.И., Карасев А.В. - М.: Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1995. -196с.

11. Колчинская А.З. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте / Колчинская А.З., Цыганова Т.Н., Остапенко Л.А. – М.: Медицина, 2003. – 408 с.

12. Озолин Э.С. Использование гипербарической оксигенации и нормобарической гипоксии в подготовке спортсменов / Озолин Э.С. // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №1.-С. 5-8.

13. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Платонов В.Н. – Киев: Высшая школа, 1997.- 583с.

14. Лысаковский И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов / Лысаковский И.Т. - Омск: Сиб.ГАФК, 1997. – 224с.

15. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Волков Л.В. – Киев: Здоровье, 1984. – 180с.

Екатеринбург 2015

Просмотров работы: 2575