Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2013 году - 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом), в 2012 году было выявлено 74 724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом.
Именно поэтому, в ноябре 2014 года такой Центр стал структурным подразделением областного государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко» — Центр по развитию семейных форм устройства и сопровождения семей и детей [6].
Для соблюдения всех норм в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В нём используются понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», а также освещены основные направления социальной защиты, то есть по каким течениям осуществляется социальная помощь данной категории населения.
Чтобы приступить к изучению проблемы социальной поддержки детей-сирот необходимо ознакомиться с основными понятиями «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «социальная поддержка». В соответствие с федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Обращаясь к понятию «социальная поддержка», рассмотрим ряд его трактовок. По мнению Е. И. Холостовой, социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот [5, с. 196]. Л. П. Кузнецова утверждает, что социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения [1, с. 87].
Таким образом, понятие «Социальная поддержка» тесно связано с другим термином «социальная помощь», направленная на преодоление человеком трудной жизненно ситуации. Именно поэтому социальная поддержка часто рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).
Возвращаясь к рассмотрению деятельности «Центра», созданного специально для успешной социализации детей, для подготовки родителей к усыновлению. Его деятельность осуществляется по таким направлениям, как:
• служба сопровождения семьи и ребенка;
• служба постинтернатного сопровождения;
• организационно-методическая служба.
Служба сопровождения семьи и ребенка.
Формы помощи:
I. Социально-правовое сопровождение:
• получение информации о правах и льготах для семей, воспитывающих ребенка-инвалида;
• помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности: писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции и др.
II. Выбор эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:
• консультирование родителей по медицинским, психолого- педагогическим аспектам развития ребенка в условиях семейного воспитания;
• проведение развивающих занятий с ребенком;
• обучение родителей средствам и приемам абилитации/реабилитации ребенка;
• организация сопровождения детей со сложной структурой дефекта в условиях разнопрофильных видов образовательных учреждений: общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного с использованием инклюзивного и интегрированного обучения.
III. поддержка семьи (родителей):
• организация контактов с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации;
• снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребенку с нарушениями развития и его семье;
• психологическая помощь родителям по преодолению тревог, связанных с появлением в семье ребёнка-инвалида;
• поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей [2, с. 7-9].
Служба постинтернатного сопровождения.
Существует большое множество данных служб и их программ. Безусловно, все они схожи по своему содержанию, но тем не менее видны и некоторые различия.
Одними из основных являются:
Формирование коммуникативных умений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование бытовых умений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование правовых знаний детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Целью программы «Центра» является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.
Формы помощи:
Осуществление социально-психологической диагностики выпускников, с целью выявления проблем;
Оказание социально-педагогической, психологической и правовой (консультативной) помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении бытовых проблем, в трудных жизненных ситуация, в трудоустройстве и трудовой адаптации, а также социально-правовой защиты в период профессионального самоопределения, в продолжение обучения в соответствии с интересами и склонностями;
Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
Привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, занятности, общественных организаций и объединений) к решению вопросов социальной адаптации выпускников [4].
Таким образом, можно заметить, что в программе постинтернатного сопровождения выпускников «Поверь в себя» идёт индивидуальная направленность на каждого воспитанника детского дома «Гнёздышка», что в той или иной мере повышает эффективность проводимых мероприятий.
Организационно-методическая служба.
Основные задачи деятельности организационной-методической службы Центра по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей:
Эффективное использование материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов.
Обеспечение разработки и внедрения инновационных методик, дидактического материала для повышения качества работы по устройству и сопровождению замещающих семей.
Налаживание межведомственного взаимодействия как гаранта обеспечения устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.
Организационно-методическая служба – инициатор областных акций и проектов, направленных на содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие и гостевые семьи [4].
Таким образом, создание центров является важным и значимым направлением в оказании социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей и семьям, находящимся на этапе нового периода жизни.
Библиографический список
1.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособ. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.
2.Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
3. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Показатели готовности детей-сирот к устройству в замещающие семьи // Сб.: Науч.-практ. конф. С международным участием «Шаг навстречу: связь теории и практики социальной работы». – Архангельск: СФУ им. М.В. Ломоносова – 2015.
4. Тихонова Е. М. Чужих детей не бывает/ Социальная работа. 2015. №8. С. 28-31.
5. Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001
6.Центр по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей [офиц. сайт]. URL: http://gnezdyshko.org/centr/ (дата обращения 27.10.2015).