Для Российской Федерации такой преградой стали санкции, введенные Соединенными Штатами Америки и рядом государств Европейского Союза. Санкции были введены в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины. Они ознаменовали собой начало реализации ряда превентивных мер, целью которых являлось полномасштабное негативное воздействие на экономическую и политическую сферы деятельности России.
Инициатором введения санкций выступили Соединенные Штаты Америки, под сильным давлением которых, несмотря на риск серьезных экономических потерь, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Данные меры давления также поддержали государства международного клуба Большой Семерки, и другие непосредственные партнеры Соединенных Штатов Америки.
Не желая, оставлять сии действия без ответа, правительство России приняло решение о введении противосанкционных защитных мер, кои в своей подавляющей части выстраивались в протекционистском стиле. Был запрещен импорт части товаров и продовольствия из зарубежных стран, введены некоторые ограничения, охватывающие финансовую сферу. По мнению заместителя генерального секретаря Еврокомиссии Хенрика Хололея, Евросоюз имеет больший негативный эффект от санкций не на аграрный, а на технологический сектор, который несет убытки в миллиарды евро. Этот эффект менее заметен, но «из-за санкций остаются непроданными машины и оборудование на сумму в несколько миллиардов евро. Это в денежном выражении составляет гораздо больше, но менее заметно. Оставшийся недополученным доход особенно ощущается в таких областях, где имеет место быть интенсивный экспорт, прежде всего это касается технологий» [1].
Для более подробного исследования санкций стоит разделить их на три группы:
Запрет на кредитование для бизнеса.
Персональные санкции для российских чиновников.
«Инвестиционные» санкции.
Правильно выстроенная модель государственного и частного кредитования является важнейшим аспектом развития бизнеса, который, в свою очередь, выступает в качестве перманентного системного элемента экономики независимой страны. На протяжении долгого времени практически весь сегмент российского бизнеса предпочитал кредитоваться исключительно в западных банках. Такая ситуация возникла в результате того, что Центральный банк России зачастую устанавливает крайне высокий уровень ключевой ставки. В 2014-2016 годах он колебался на уровне 10-17 процентов. Такая политика заставляет российские банки завышать ставки, по собственным кредитам фактически делая их не выгодными для бизнеса. В тоже время европейские банки предоставляли кредиты под 3-4 процента годовых, но в связи с введением санкций предприятия России лишились возможности их получения, а, следовательно, стали снижать свои темпы развития, в некоторых случаях и вовсе прекратили свою деятельность. Итогом сего стало заметное снижение объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поскольку производство продукции на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, стало падать.
В качестве основного фактора, заставляющего Центробанк проводить подобную политику, можно рассматривать падение общемировых цен на нефть и ее производные, которое в свою очередь вызвало валютный кризис на российских рынках. В результате валютного кризиса произошла стремительная девальвация рубля по отношению к валютам многих иностранных государств. Чтобы подавить рост уровня инфляции Центробанку и пришлось принять решение о повышении ключевой ставки и изъять из оборота часть российской валюты. Некоторые мировые компании, занимающиеся ведением бизнеса в России, стали фиксировать снижение прибыли на протяжении 2014-2015 годов, и объяснили этот факт значительным упадком потребительских настроений в среде российских граждан. Часть компаний предпочла незамедлительно вывести свои капиталы из России. В конце апреля 2014 года агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте с «BBB» до «BBB-». Дальнейший прогноз по рейтингу России – «негативный». Долгосрочный рейтинг в национальной валюте был снижен с ВВВ+ до BBB, прогноз по нему также «негативный». Доклад ООН «World Economic Situation and Prospects 2015. Update as of mid-2015» называет санкции в числе трех основных факторов, приводящих к сокращению потенциала роста суммарного ВВП СНГ в 2015-2016 годах.
Санкционный пакет также содержит в себе и ограничения для российских чиновников. Так, санкции, введенные Соединенными Штатами Америки, затронули высшее руководство Российской Федерации. В 2014 году Барак Обама подписал указ, согласно положениям которого, запретил въезд на территорию Соединенных Штатов и наложил арест на финансовые активы семи российских чиновников, среди которых были: В.Матвиенко – спикер Совета Федерации, Д.Рогозин – вице-премьер и советник президента С.Глазьев. Весьма странным выглядит факт того, что высшее руководство России предпочло хранить свои деньги не в отечественных, а в заграничных банках.
Санкции, введенные в финансово-инвестиционной сфере, смогли вызвать значительный отток капитала из нашей страны. Согласно отчету Центробанка за 2014 год, в результате оттока наша экономика потеряла порядка 150 миллиардов долларов. Опасность этого процесса заключается в том, что во время него инвесторы конвертируют свои рублевые запасы в доллары и выводят их из страны. В результате чего на наших валютных рынках появляется излишек собственной национальной валюты и возникает недостаток долларовой.
Санкции смогли не только нанести серьезный удар по российской экономике, но и дать ей новый толчок к развитию. В настоящее время правительство старается начать эффективную реализацию государственной программы импортозамещения иностранных товаров на собственные. Краткосрочный вред, нанесенный санкциями, стимулирует развитие технологической инфраструктуры России. По расчетам экспертов граждане потеряют 10-20% от уровня жизни, до введения санкций, в течение следующих пяти лет. Однако после, когда реформы, начатые уже сейчас, начнут реально работать Россия сможет не только восстановиться, но и стать по-настоящему независимой от запада державой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Еврочиновники отметили скрытый негативный эффект от санкций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/world/20141111/1032780194.html
А.В. Пронин. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 2 (24). – С. 33-36.