СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ», «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ», «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Дурова В.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С момента рождения человека и до его угасания, его окружают ценности, которые человек может не замечать. Человеческая жизнь, нормы поведения, друзья, развлечения это всё ценности, но каждая из них относится к определённому виду.

На протяжении всей жизни человеку будет что-то значимо в определенный период, что ему будет важно сейчас, а не потом. Это и является ценностью.

Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности [5,c.324]. Таким образом, ценности – это наиболее значимые для людей объекты; через определенную категорию ценностей человек показывает свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Другими словами, ценность свойственна предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу жизни человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей. Любая деятельность предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной.

Система ценностей, как человека, так и общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д. Это естественно: жизнь и человека, и общества чрезвычайно многомерна, и отказ от ценностей какого-либо типа или их непризнание, недооценка и переоценка могли бы привести к нарушению гармонии в индивидуальной и общественной жизнедеятельности, иллюзорности целей, утопизму и застою в общественном бытии. Поэтому все типы (группы) ценностей должны быть представлены в общественном бытии и сознании и занимать подобающее им место. Соответственно, они должны быть представлены в структуре системы ценностей.

Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

- абсолютные – безусловные и безотносительные;

- истинные и мнимые (ложные);

- позитивные и негативные;

- условные и безусловные;

- признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

- «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

- субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;

- реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;

- обыденные и профессиональные (праксиологические);

- индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;

- действительные (актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;

- терминальные (конечные) – ценности - цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;

- практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;

- эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;

- высшие (возвышенные) и низменные;

- простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

- материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические, нравственные (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п. [4,c.41].

Здесь показаны не все известные типологии ценностей. В данном случае, нас интересуют конкретные ценности – нравственные.

Когда человек соблюдает правила поведения в обществе, имеет душевные качества по отношению к обществу, он сам того не осознавая, является нравственным человеком.

Но что, же такое нравственные ценности?

Л. Н. Антилогова понимает под нравственной ценностью «интегральное образование нравственного сознания, включающее в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы, идеалы, тесно связанное с мотивами и потребностями индивида, обеспечивающее направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющее функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла» [1, с.58].

Можно сказать, что нравственные ценности – это этические идеалы. К нравственным ценностям относятся такие качества как: честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, толерантность.

Живя в обществе, подчиняясь его законам и правилам, мы становимся частью нравственного общества. Но дело в том, что люди все разные, характером, поведением и у каждого нравственность стоит на своём месте. У кого-то она на высоком уровне, а у кого нет даже понятия о нравственности.

Поэтому современное общество нужно учить нравственности, чтобы было понимание о важных качествах.

Одним из важнейших качеств нравственных ценностей является толерантность.

Толерантность рассматривается в двух контекстах:

1) в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности);

2) в контексте ценностного отношения к людям – представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп. Именно второе понимание толерантности легло в основу Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, именно в этом контексте рассматривают толерантность такие исследователи как А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева.

Обращаясь к семантике слова tolerantia (лат.), А.Г. Асмолов отмечает, что данный термин выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допуск (допустимое отклонение), при этом наиболее емкое понимание толерантности, по его мнению, заключается в устойчивости к конфликтам. Таким образом, толерантность – это терпимость по отношению к другому, «принятие непохожего». Толерантность – это не уступка, не снисхождение, не безразличие, а признание равных прав в свободе мыслей, убеждений.

Толерантность необходимо нам как качество по отношению к характеристикам конкретного человека, народа, нации и религии. Относится толерантно – это необходимый фактор в современном обществе, для успешной социализации.

Воспитание у детей толерантного отношения является если не главной, то одной из основных задач для построения культурного общества, где люди будут равны друг перед другом, будут терпимы и будет меньше возникать конфликтов между людьми.

В современном, постоянно изменяющемся мире, чего мы сможем добиться без нравственности? Нравственные ценности есть у каждого, это чем мы дорожим, а может даже и сами не догадывается об этом. Мы любим ту страну, в которой живем. Мы дорожим семьей, дорожим отношениями, отстаиваем свои точки зрения так, чтобы не задеть других, мы имеем свои принципы и идеалы – это всё нравственные ценности. Немало важно отношение к другим людям, все те, кто нас окружает, и имеют свои ценности. Вот здесь мы можем говорить о толерантности. Уважать старших, принимать в обществе людей других национальностей со своими привычками и традициями, принимать «непохожих», испытывать терпение к другим, уметь слышать и уважать чужие мнения. Взаимоотношения людей очень важно в обществе, где всё строится на общении и получении информации.

Список используемой литературы:

1. Антилогова Л. Н. Нравственное сознание и его структура / Л.Н. Антилогова// Сибирская психология сегодня: Сб. науч. ст. - Кемерово, 2002.- 58 с.

2. Асмолов А.Г., Солдатов Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность//Век толерантности. М.,2001

3. Гречко П. О границах толерантности//Свободная мысль XXI. – 2005. - №10.- 173-183 с.

4. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры/ В.П. Тугаринов - Л.: изд-во ЛГУ, 2003.-152c.

5. Словарь по этике. Под ред. Кона, И.С. - М.: Политиздат, 2002. - 430с.

Просмотров работы: 3237