ФЛОРА И ФАУНА НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФЛОРА И ФАУНА НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

Сулейманова А.Г. 1, Сулейманова Э.К. 1
1ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Институт Педагогики, кафедра Теорий и методик начального образования, Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-школьника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Ознакомление школьников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду. Они испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Необходимо показать детям красоту природы. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где он родился и живёт, и, конечном итоге, любви к малой родине и к Отечеству. Экологическое и патриотическое воспитание развивает и формирует у ребёнка любовь к своей Родине, эмоциональное бережное отношение к природе, способность видеть её красоту.

Магистрантами, обучающимися на направлении «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» совместно с учениками МБОУ СОШ №1 с. Иглино Республики Башкортостан был проведен проект «Флора и фауна нашей Родины».

Цель проекта – выполнение коллективного панно «Флора и фауна нашей малой Родины».

Задачи проекта:

- воспитание любви и уважения к своей Родине, к природе, желание беречь и защищать ее;

- расширение представлений о растениях, насекомых и их роли в жизни человека;

- формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;

- воспитание чувств сохранения мира, красоты природы;

- развитие наблюдательности, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте природы.

Материалы: иллюстрации и репродукции с изображением бабочек, шаблоны из картона бабочек, растений, насекомых, гуашь, кисти, цветные карандаши, ватман, клей, цветная бумага, ножницы, стаканчик для воды, клеенка.

Ход выполнения проекта:

1. Проведение беседы с учащимися на тему «Зеленый мир»

Данный этап проекта включает беседу о растениях нашей Родины, просмотр иллюстраций и репродукций с изображением деревьев, обсуждение насущных вопросов.

Наша Родина очень богата растениями. На территории Башкирии находится не менее 1700 видов растений. Главными из них являются хвойные - сосна, лиственница, ель, пихта. Сосны и лиственницы часто произрастают вместе. Образованные ими леса называют светлохвойными.

Как правило, совместно растут также ели и пихты. Это темнохвойные леса.

В наших лесах распространен также дуб. С ним соседствуют клен, липа, ильм. Эти деревья вместе с различными кустарниками образуют широколиственные леса. В таких лесах довольно богат травяной покров.

Широко распространена в нашем крае и береза. Она часто растет вместе с осиной, образуя березовые и осиновые леса.

В поймах рек растет осокорь (черный тополь), а также белый тополь, ива, вяз, ольха, черемуха.

На севере, в лесной зоне, распространены широколиственно-темнохвойные леса. Они состоят из ели и пихты с примесью липы, березы, осины и других лиственных пород.

К югу, в пределах лесостепной зоны, преобладают широколиственные леса из липы, клена, ильма и дуба. В этих лесах разнообразны кустарники - калина, орешник, шиповник, рябина и другие.

Эта зона наиболее освоена человеком. Леса здесь сохранились значительными массивами лишь в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, а также по правобережью реки Белой на востоке Западного Башкортостана.

В Горном Башкортостане произрастает около трех четвертей всех лесов республики. В распределении растительных сообществ в горах Урала сказывается вертикальная поясность. Наиболее полно она проявляется на высоких горных массивах - Ямантау и Иремель.Нижний пояс до высоты в 700 м представлен широколиственными и смешанными лесами. Они состоят из дуба, клена, липы, местами с примесью ели и пихты. На высотах от 700 до 1100 м распространена горная тайга с преобладанием ели. Еще выше, от 1100 до 1300 м, лес сильно редеет, распространяются высокотравные поляны, ;но и они постепенно сменяются моховым покровом.

Выше 1300 м простирается гольцовый пояс с преобладанием тундровой растительности - брусникой, мхами, различными травами, кустами можжевельника и карликовой березкой.

Травянистая растительность господствует на нераспаханных участках степей и лугов. Среди основных степных трав в Башкортостане распространен клевер, лютик, различные ковыли, типчак, костер, пырей и другие растения.

На пойменных лугах произрастает костер, пырей, мятлик, клевер. Болотная растительность представлена осоками, камышом, хвощом и другими болотными группировками.

2. Подготовка различных форм растений из бумаги

Этот этап проекта включал в себя разработку и заполнение панно (основа панно – ватман) растениями нашего края, вырезанными из бумаги. Ученики в работе использовали шаблоны растений. Задача – выбрать растение, обвести его по шаблону, раскрасить, вырезать и наклеить на ватман. Также ученики могли самостоятельно вырезать различные формы растений из цветной бумаги или фотографий.

Во время работы ученики рассказывали о растениях нашего края и увлеченно занимались творческой работой. В итоге, мы составили панно, состоящее из растений нашей Родины.

3. Игра - беседа с учащимися на тему «Животный мир»

Игра – беседа включала в себя беседу о животных, просмотр иллюстраций и репродукций с изображением животных, увлекательные загадки, пословицы о животных и их звуки.

Животный мир Башкортостана разнообразен. На его территории обитают и западные виды животных, характерные для широколиственных лесов Европы, и азиатские формы. Естественной границей между этими группами являются Уральские горы. Кроме того, здесь соседствуют северные и южные виды. Несмотря на влияние хозяйственной деятельности человека видовой состав животного мира края достаточно разнообразен: около 10 видов пресмыкающихся, 40 видов рыб, 10 - земноводных, 270 - птиц, 70 млекопитающих. Простейшие и членистоногие объединяют несколько тысяч видов.Рассмотрим лишь наиболее характерных представителей животного мира. Из крупных травоядных животных в нашей республике обитают лоси, косули, маралы.

Хищные млекопитающие представлены волком, бурым медведем, красной лисицей, куницей, горностаем, колонком, норкой.

Разнообразны грызуны - белка, заяц, суслик, хомяк, водяная крыса, полевка и другие.

Из насекомоядных назовем крота и выхухоля. Среди птиц отметим глухаря, куропатку, различных голубей, куликов, чаек, диких гусей, крякву. Достаточно разнообразны хищные птицы - ястребы, луни, беркут, различные совы. Среди рыб наиболее многочисленными являются щука, карп, сазан, лещ, плотва, карась, окунь, судак, сом, форель, хариус и другие.

После беседы ученикам предлагалось поиграть в командную игру «Кто больше». В этой игре команде необходимо было разгадывать загадки, объяснять значения пословиц, угадывать звуки животных и набрать больше баллов.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (черепаха)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

И все же называются

Они - морские ... (свинки)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

(Бобры)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

(Крот)

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Лиса и во сне кур считает.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает.

Волк остаётся волком, даже если он не съел твоей овцы.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.

Бойся тигра, а не его следов.

4 . Подготовка рисунков животных

На этом этапе перед учащимися стояла задача – украсить панно рисунками животных.

Учащиеся сначала выбирали рисунки любимых животных, раскрашивали рисунки цветными карандашами и гуашью и наклеивали на ватман.

5. Проведение беседы на тему: «Насекомые-бабочки»

Представителей огромного класса насекомых, количество разнообразных видов которых на Земле превышает 2 миллиона, можно охарактеризовать несколькими основными отличительными признаками. Это, как правило, наземные членистоногие существа, имеющие четкое разделение своего тела на голову, грудь и брюшко. Дыхательный процесс все насекомые осуществляют либо с помощью специальной трахейной системы, либо через всю поверхность своего тела. Свои передвижения насекомые осуществляют при помощи трех пар ног, расположенных у них на грудном отделе. Именно те представители этого большого класса, которые имеют развитую трахейную систему, считаются высшими насекомыми, большинство из них хорошо изучено, а с некоторыми из них мы встречаемся постоянно в своей повседневной жизни.

Из числа всех животных организмов, населяющих нашу Землю, насекомые составляют 70%. Трудно отыскать такое место, где нельзя было бы встретить представителей этого огромного класса. Бабочки (чешуекрылые) (Lepidoptera), один из наиболее крупных отрядов насекомых, включающий более 140 тысяч видов. Разделяется на более чем 100 семейств.

Бабочка «тигровый парусник». Житель Северной Америки. В случае опасности они брызжутся жидкостью с неприятным запахом. Питаются нектаром, а его личинки кормятся листвой осин тополей.

А эта бабочка «павлиный глаз». Четыре ярких пятна – удачная защитная окраска для отпугивания врагов.

Красивая крупная бабочка «Махаон» ярко-желтого цвета, с изысканной черной разрисовкой и красным глазком на нижних крыльях. Размах крыльев – до 10 см! Эта бабочка была замечена в горах Белорецкого района. Гастрономические предпочтения: всевозможные зонтичные растения: укроп, петрушка, борщевик. Жить бабочка предпочитает в теплых солнечных лесах, особенно нравятся прогретые солнцем холмистые лесные опушки.

Голубянки – бабочки, гусеницы которых умудряются жить в гнездах муравьев на взаимовыгодных условиях. Хорошо и тепло в муравейниках куколкам голубянок. Правда, чтобы спастись от муравьев, приходится угрожающе стрекотать накануне того момента, как из куколки явится бабочка. Еще голубянки домоседки. Обычно они не улетают на далекие расстояния – им вполне хватает для жизни нескольких сотен метров. Не является сельскохозяйственным вредителем.

6. Оформление панно бабочками

На данном этапе ребятам необходимо было доработать панно и украсить рисунками бабочек. Для этого они выбрали рисунки бабочек, которые им понравились. Затем раскрасили их, вырезали и наклеили на панно.

В завершении проекта учащиеся совместно со студентами повесили панно в фойе школы и провели познавательную беседу с остальными учениками начальной школы о природе и богатстве нашей Родины.

Результаты: проектная деятельность дала возможность закрепить и расширить первоначальные представления детей о природе нашей Родины, установить причинную связь между явлениями. Учащиеся стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

При работе над проектом у учащихся были сформированы:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства своей Родины; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; узнавать и описывать растения и животных своей Родины; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, о животных нашего края (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь использовать в речи названия животных, растений, насекомых своей Родины;

- Уметь сравнивать и находить отличия животных и растений своей Родины;

У студентов сформировались общекультурные компетенции, они научились анализировать то, что происходит вокруг, участие в проекте у студентов выработало уважительное и бережное отношение к окружающему миру, к богатствам нашей Родины.

В области профессиональных компетенций студенты приобрели навыки владения проектным мышлением и умения организовывать групповую проектную деятельность учащихся, планирования и организации самостоятельной деятельности учащихся, включения учащихся в различные виды деятельности и создания коллектива. Студенты научились разрабатывать и реализовывать программы для различных возрастных групп, профессионально взаимодействовать с участниками деятельности, реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовать учебную работу младших школьников.

Литература:

  1. Баянова М.Г. Красная книга Республики Башкортостан. Животные [Текст] / под ред. М.Г. Баянова. – Уфа: Башкортостан, 2004.

  2. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Упражнения, задания, тесты [Текст] / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан [Текст] / Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. – Уфа: Китап, 2002.

  4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / авт.-сост. Л.Л.Алексеева и др; под ред Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год [Текст] / Министерство Образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Экология Башкортостана: учебное пособие [Текст] / Гадиев М.А., Хабибуллин Р.Р., Николаева С.В., Абдюкова Г.М. – М.:2006.

Просмотров работы: 873