ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Абакумова А.В. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования выражается в доминирующей роли гражданско – правового образования среди младших подростков, а также в ключевых направлениях образовательного пространства нашего государства, отражённых в официальных документах совещания с членами Правительства РФ и ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию. Как сказал В. В. Путин: «российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой».

Как известно, в настоящее время перед российской системой образования стоит очень много проблем. Одной из наиболее сложно решаемых является проблема гражданского и правового воспитания обучающихся, так как на сегодняшний день возрастает роль формирования собственной гражданской позиции и высокого уровня правовой культуры.

Важным фактором проявления в обществе правовых норм является ознакомление учащихся с вопросами права и воспитание активного ответственного гражданина и патриота своей страны.

Очевидно, что систему образования следует модернизировать, включив уроки права и отдельные элементы правового образования в учебный план не только старшего звена, но и в учебный план младших школьников.

Возникает необходимость формирования информационно – правового образовательного пространства для обучающихся, которое бы охватывало все сферы правовых знаний. Роль информационно – правового образовательного пространства заключается в создании условий для усвоения правовых знаний, а также, в формировании умения реализовывать собственные права, соблюдая права и интересы окружающих.

Информационно – образовательное пространство – пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Современное информационно – образовательное пространство характеризуется большим объемом информации, сложной структурой обобществленных знаний, многообразием способов доступа к знаниям и культурным ценностям общества. Так как одним из главных признаков информационно – правового образовательного пространства является доступность, то его главная задача – обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Обособленный учебный предмет «Право» в старших классах не является единственным источником информационно – правового образовательного пространства. Правовая грамотность должна формироваться уже в начальной школе, у младших подростков.

На наш взгляд, одной из главных задач системы воспитания в начальной школе является обеспечение благоприятной социализации в обществе, приобретение полного багажа знаний правовых, моральных норм, сопутствующих дальнейшему формированию активной гражданской позиции.

Анализ нормативно – правовых актов, а именно: Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав человека, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка» показал, что работа, направленная на развитие гражданско – правого сознания включает в себя следующие задачи:

– формирование толерантной личности;

– поиск решений конфликтных ситуаций только мирным путём;

– осознание права каждого человека на жизнь;

– развитие знаний в изучении культурных традиций своего народа;

– формирование социальной активности как способ самореализации;

– формирование законопослушного и социально полезного поведения.

Младший школьный возраст является наиболее успешным для становления гражданской позиции личности. Благодаря своим психолого – возрастным особенностям ученики младшего школьного возраста лучше осваивают жизненные ценности, включая правовые. Иными словами, начальная школа – это важная ступень в формировании личности. Следует отметить, что достижение цели гражданско – правового воспитания во многом зависит от степени готовности учителя к реализации данного направления на практике[6, с. 75].Именно в этот момент перед учителем встаёт очень сложный вопрос: «Как и какими способами научить детей достойно нести почётное звание гражданина своей страны?».

Гражданско – правовое образование младших школьников предполагает создание новой, отличной от сегодняшней, системы обучения, направленной исключительно на формирование правовой культуры. Элементы гражданско – правового образования вполне возможно включить в такие дисциплины, как русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка. Рассмотрим каждый из примеров наиболее подробно.

На уроках русского языка учитель может предложить обучающимся такой вид работы, как «Продолжи предложение»: «Родина – это…», «Наша страна – самая…», «Мои права – это…». Далее по принципу данного задания детям можно предложить составить собственный толковый словарь правовых терминов. Чтобы заинтересовать ребят, учителю нужно будет объяснить, что форма составления словаря – абсолютно свободная, поэтому учащиеся могут проиллюстрировать свой словарь красочными рисунками, пословицами, поговорками по теме.

Следующий вариант работы с элементами гражданского и правового образования на уроках русского языка – написание сочинения – размышления на темы: « Моя Родина», «Я – гражданин России», «Мой край – любимый край» и т. д.

Уроки изобразительного искусства следует обогатить репродукциями патриотического характера, глядя на которые учащиеся должны будут самостоятельно создавать свои шедевры на различные темы: «Я и моя семья», «Любовь к Родине». Здесь, как и на уроках русского языка, ребята могут проявить своё творчество, смекалку и креативное мышление.

В учебнике А. А. Плешакова для четвёртого класса «Окружающий мир» рассматривается тема «Патриоты России». Обучающимся предлагаются следующие задания:

– объяснить причинно – следственную связь между понятиями «патриот» и «родина»;

– выбрать из списка слова, имена и даты, с помощью которых можно составить рассказ о событиях в России начала семнадцатого века;

– написать, с какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд К. Минина и Д. Пожарского.

В уроки музыки очень полезно включать музыкальные произведения, которые раскрывают патриотический и гражданский дух всего народа, и которые помогают представить картины недавнего прошлого из истории нашей страны.

Очень важную роль в развитии гражданско – правового воспитания играет внеурочная деятельность, которая может включать в себя экскурсии в музеи, поход в театр, викторины на правовую тематику, такие как: «Умницы и умники», «Мои права и обязанности», «Права детей», игры: «Детство под защитой», «Знаете ли вы закон? », акции: «Твори добро», «День толерантности», конкурсы: «Лучший патриотический рисунок», «Конкурс патриотической песни».

Неотъемлемую часть во внеурочной деятельности занимает решение кейс – ситуаций, то есть прямое включение учащихся в правовую среду. Например: « Сергей и Алексей утром опаздывали на занятия, поэтому решили проделать свой путь на общественном транспорте – на автобусе. Доехав до нужной остановки, ребята не заплатили за проезд. Назовите правовые последствия безнравственного поступка Сергея и Алексея». Дети должны высказать собственную точку зрения, порассуждать логически, а затем сравнить свой ответ с ответом учителя. Повседневные жизненные ситуации в качестве примера научат детей достойно и нравственно себя вести при столкновении с законом.

Работа по гражданско – правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

– любит свой народ, свой край и свою Родину;

– уважает и принимает ценности семьи и общества;

– готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

– выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Информационно – правовое образовательное пространство может реализоваться через сайт образовательного учреждения, который является центром информационно – правового образовательного пространства. Это различного рода новости на сайте школы, фото и видеоматериалы, сведения об участии и победе в конкурсах, различного рода опросы и голосования. Сайт помимо информационных функций выполняет функцию навигации, полезную не только для учителей и родителей, но и для самих обучающихся. Создателям сайта необходимо выделить пространство для информации и навигации, необходимых обучающимся. Здесь они смогут узнать о своих правах и обязанностях, о правилах поведения в образовательном учреждении, о санкциях за их несоблюдение, о распорядке дня, о нормативной базе школы. Данный структурный элемент информационно – правового образовательного пространства формирует самостоятельность обучающихся и экономит рабочее время преподавателей. Знакомство и владение сайтом образовательного учреждения – первый шаг на пути к гражданско – правовому образованию. Библиотека, в том числе, и электронная, различные средства школьной информации (школьные газеты, журналы, стенды) также являются источниками информационно – правового образовательного пространства.

Таким образом, начальная школа является одним из ведущих звеньев в становлении гражданско – правовой идентичности младших школьников [4, с. 36]. Поэтому в образовательный процесс следует включить педагогические технологии, дающие не только возможность систематического нравственного и правового воспитания, но и способствующие развитию чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, так как все эти качества формируют личность и достойного гражданина своей страны.

Все это позволяет констатировать, что процесс формирования гражданско-правовой культуры является фактором обеспечения социальной успешности школьников, так как у них с помощью гражданско-правового образования формируется гражданско-правовое сознание и на его основе – позитивное гражданско-правовое поведение. Человеку, живущему в согласии с нормами права уже в школьном возрасте, значительно легче социализироваться в обществе, так как обучающийся и выпускник школы будет ответственным человеком, обеспокоенным своей судьбой и судьбами других людей. Формирование гражданско-правовой культуры является важнейшим условием успешного развития и самореализации личности.

Литература:

  1. Губанова Е. В. , Пушнова Ю. Б. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 8 – 14

  2. Земляченко Л. В. Гражданско – правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2009. – № 2. – С. 85 – 93

  3. Меркель Е. В. Формирование гражданско – правовой культуры как фактор социальной успешности обучающихся // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 6. – С. 185 – 188

  4. Леонова А. А., Патрушева И. В. Технологии формирования гражданской идентичности младших школьников // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно – практической конференции, 11 – 14 ноября 2013. – Екатеринбург. – РГППУ. – С. 34 – 37

  5. Шамигулова О. А. Педагогические условия воспитания эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру // Начальная школа. – 2007. – №8. – С. 55 – 60

  6. Шибанова Н. М. Педагогические вопросы подготовки будущего учителя к гражданско – правовому воспитанию // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 75 – 80

Просмотров работы: 676