ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Цибина Е.Ю. 1
1УрФУ им.Ельцина (магистр)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, образовательные технологии, компетенции.

Технологизация образования в оздоровительной физической культуре становится в последние годы все более востребованной в связи с необходимостью активизации личностных факторов повышении результативности. Образовательная технология представляет собой систему совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам[5]. Характерными чертами образовательной технологии являются: активность занимающегося как субъекта, индивидуализация, включающая участие в постановке целей и выборе средств; наличие обратной связи и гарантированный результат.

При проектировании образовательных технологий, прежде всего, встает вопрос об их целях. Существующие федеральные образовательные стандарты общего среднего и профессионального образования ориентированы на овладение учащимися и студентами набором компетенций, которые, по сути, и являются целями – результатами. Анализ этих компетенций показывает их недостаточную операциональность, т.е. проверяемость на основе количественно заданных критериев. В связи с этим становится актуальным поиск педагогического инструментария необходимого для овладения компетенциями и их объективной оценки.

В настоящее время принят следующий тезаурус, описывающий данную сферу педагогической деятельности: компетенции; компетентность; компетентностно – ориентированные технологии.

А.В.Хуторской даёт следующие определения:

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [6].

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Компетенции же рассматриваются как конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели [4].

В аспекте нашей научной работы представляется логичным использование определений, предложенных А.В. Хуторским, прежде всего, потому что они позволяют рассматривать компетентность как способность, а способность это и умение, и возможность производить какие-либо действия Таким образом, обсуждаемые определения являются более емкими и предполагают не только приобретенные, целенаправленно сформированные умения, но и возможность их реализации.

Компетентностный подход – это совокупность приемов и способов деятельности, акцентирующих внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [2].

Образовательные стандарты по физической культуре содержат лишь наиболее общие требования к владению двигательными умениями и навыками и развитию личностных качеств. Цели образования в оздоровительной физической культе намного шире, поэтому структура компетенций должна быть конкретизирована. Сложность создания образовательных технологий в оздоровительной физической культуре обусловлена необходимостью расширения содержания образования с включением элементов, помогающих осознать механизм оздоровительного воздействия выполняемых упражнений, выбрать оптимальную величину нагрузки, необходимость соблюдения противопоказаний. Очевидно, что без создания достаточно прочной знаниевой основы формирование компетенций становится невозможным.

Информационно – методическое обеспечение рассматриваемых технологий должно, на наш взгляд, разрабатываться с использованием механизмов педагогической интеграции.

В.С. Безрукова замечает, что механизмы интеграции опосредованы ее связью с дифференциацией. Далее она подчеркивает, что значительную роль во взаимоотношениях этих процессов играет интенсивное развитие автоматизированного производства, науки, техники, ведущее к тому, что "оба явления сосуществуют на основе мировоззренческого синтеза идей, пронизывающих содержательный и процессуальный аспекты, соотношения теории и практики, специализации и универсализации содержания профессиональной подготовки", для чего "необходимо использование и формирование "сквозных" понятий, интегративных методов, относящихся к разным их уровням" [1].

Амальгирование в качестве интеграционного механизма способствует созданию учебных проектов. Например, сегодня большое распространение получил опыт использования в педагогических вузах проектов типа «школ будущего». Студентам предлагаются лишь вводные данные. Это заставляет их обращаться к многочисленным источникам самого различного происхождения, привлекать знания из множества отраслей знания и видов деятельности.

На практическом уровне хорошо «срабатывают» и «формы стыковки наук» [3] – цементация, переплетение, стержнезация и комплексообразование. Цементация – процесс параллельного соотнесения не более чем двух интегрируемых близкородственных компонентов. Например, – психологии и педагогики. В итоге на их стыке образуется «промежуточная» дисциплина – психопедагогика (педагогическая психология). Переплетение – тесное взаимодействие нескольких интегрируемых компонентов. Так, в курсе «Естествознание» переплетены данные нескольких дисциплин – физики, химии, биологии и др. Стержнезация – как процесс «нанизывания» нескольких (множества) интегрируемых компонентов на единый стержень, играющий роль системообразующего ядра. В результате мы имеем тесную систему связей (взаимосвязей) как между данным ядром и другими интегрируемыми составляющими, так и между последними. В качестве примера можно привести педагогическую науку, способную сыграть системообразующую роль в такой бурно развивающейся сегодня научной констелляции, как человекознание. Комплексообразование – тесное «переплетение», «вплоть до слияния» нескольких интегрируемых компонентов, порой разнокачественной природы. Так, за рубежом активно используемые в зарубежных странах курсы-комплексы типа «Экономические и гуманитарные дисциплины» (Франция), а также получившие большую известность учебные комплексы – «природа», «общество», «труд», практиковавшиеся в 20–е годы в нашей стране. Описанные механизмы педагогической интеграции опираются на психофизиологические механизмы интеграции.

Столь обширный экскурс в описанные положения предпринят с целью обоснования теоретических основ проектирования образовательных технологий в сфере оздоровительной физической культуры, которые имеют ярко выраженный интегративный характер.

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Основные категории воспитания и их функции в развитии педагогической науки/ В.С. Безрукова. М : Дис…д-ра педаг. Наук. – Казань, 1983. 404 с.

  2. Дыбина О.В. К вопросу о компетентностно-ориентировапном образовании детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, С.Е. Анфисова. А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. Тольятти, 2006. С. 23-28.)

  3. Кедров Б.Н. Классификация наук: Прогноз К.Маркса о науке будущего /Б.Н. Кедров. – М., 1985. – 544 с.

  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., «Когито-Центр», 2002. –396 с.

  5. Русинова Л. П. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам», Сарапул, 2010 г.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования – Народное образование. –

№ 5. - 2003. – С.58-64.

Просмотров работы: 668