ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Замотаева Е.Ю. 1, Санникова Л.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Технология реализации педагогического контроля в условиях обновления нормативного обеспечения дошкольной образовательной организации

Замотаева Е.Ю.,

Санникова Л.Н., к.п.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И. Носова»

Магнитогорск, Россия

TECHNOLOGYIMPLEMENTATIONpedagogicalcontrol inupdating the regulatoryprovision of preschooleducational organizations

Zamotaeva E.Y.,

Sannikova L.N.,

Nosov Magnitogorsk State

TechnicalUniversity

Magnitogorsk, Russia

В условиях повышения самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий непосредственно образовательным организациям, а значит, и повышении их ответственности за процессы и результаты деятельности, контроль занимает особое место в педагогическом менеджменте. Вместе с тем для многих руководителей осуществление педагогического контроля является одним из самых сложных аспектов управленческой работы в ДОО.

Анализ литературы, посвященной проблеме управления образовательными системами (К. Ю. Белая, А. Н. Троян Л. И. Фалюшина, М. М. Поташник и др.), а также современных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций, позволяет разработать технологию педагогического контроля. Данная технология представляет собой совокупность организационных мер, операций и приемов, направленных на достижения планируемых результатов, ставящую основной своей задачей оптимизацию педагогического процесса в ДОО [1].

Разрабатывая технологию педагогического контроля в дошкольной образовательной организации, в условиях обновления нормативного обеспечения необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Согласно комментариям к ФГОС (пункт 4.5), педагогический контроль в ДОО осуществляется не за деятельностью педагогов, а за создаваемыми ими психолого-педагогическими условиями реализации основной образовательной программы.

2. Необходимо включить в перечень контроля критерии, которые согласно государственным документам (таким как Закон «Об образовании», ФГОС, Примерная образовательная программа ДО), требуют необходимости их присутствия в образовательном процессе ДОО.

З. В процессе педагогического контроля осуществлять измерение степени достоинства, ценности результатов образовательного процесса для его непосредственных потребителей: детей и родителей (законных представителей) [3].

Представим технологию педагогического контроля как совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, критериев, показателей, способов оценки основных характеристик и показателей педагогической деятельности в ДОО, направленную на выполнение установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Субъекты педагогического контроля – непосредственно руководитель ДОО, его заместитель по учебно-воспитательной работе (старший воспитатель), педагоги, в определенных случаях родители (представители родительского Комитета).

Объекты контроля – процессы и результаты деятельности по образовательной программе ДОО, в которых непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив ДОО.

Выбирая виды педагогического контроля, важно иметь в виду, что они являются традиционно применяемыми в практике ДОО и определяются спецификой объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для его реализации [2].

Наиболее эффективными методами для проведения педагогического контроля являются: наблюдение, педагогический мониторинг, беседа, анкетирование, хронометраж, изучение документации с целью ознакомления с системой планирования и организации педагогического процесса, заслушивание отчетов воспитателей. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение различных или совокупных субъектов контроля.

Выделяемые критерии педагогического контроля должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые психолого-педагогические условия при реализации образовательной программы, поскольку согласно ФГОС, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников ДОО [3]. Все критерии предлагается разделить на три группы, соответствующие трем группам требований ФГОС ДО:

1 группа – критерии, характеризующие соответствие образовательной деятельности требованиям нормативных документов.

2 группа – критерии, характеризующие соответствие условий реализации образовательной деятельности требованиям нормативных документов.

3 группа – критерии, характеризующие соответствие результатов освоения Программы детьми требованиям действующих нормативных правовых документов.

По усмотрению руководителя может использоваться либо балльная система их оценивания, либо следующие показатели: «соответствует», «частично соответствует», «не соответствует».

Приняв в качестве основных субъектов контроля руководителя ДОО, старшего воспитателя, педагогов и родителей воспитанников, а в качестве объекта – процессы и результаты деятельности по образовательной программе ДОО, мы предлагаем технологию педагогического контроля, состоящую из следующих этапов:

1. Составить план педагогического контроля: выделить объекты контроля, наметить цели, выделить задачи, определить сроки, назначить ответственного.

2. Отобрать содержание контроля в соответствии с поставленными задачами.

3. Определить критерии, показатели. Каждая цель и задача должна быть подкреплена определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить о соответствии образовательного процесса требованиям ФГОС.

4. Выбрать виды и методы. Определить методики (карты, способы наблюдения, виды тестов и т.д.).

5. Провести исследование процесса и результатов деятельности (осуществление процедуры контроля, сбор информации).

6. Осуществить анализ результатов (количественный анализ, качественный анализ, анализ причин выявленных рассогласований, поиск путей их преодоления. Оценивая работу, необходимо соотносить полученные результаты с требованиями нормативных документов – чем больше они совпадают, тем выше оценка результатов деятельности.

7. Принять решения по результатам контроля.

8. Разработать рекомендации педагогам по итогам контроля.

9. Довести решения и рекомендации по результатам контроля до педагогов. Осуществляется на педагогическом совете, совещании, собрании трудового коллектива и т. д.

10. Провести контроль выполнения рекомендаций (проверка исполнения).

Следует отметить, что представленная технология педагогического контроля будет эффективной, если исходить из следующих положений:

- педагогический контроль должен быть частью внутреннего контроля деятельности ДОО;

- педагогический контроль должен быть сфокусирован на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО;

- педагогический контроль должен исключить использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценивания работы ДОО;

- педагогический контроль должен способствовать повышению качества образовательной системы ДОО по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства.

Список использованных источников:

1. Толковый словарь по управлению / Под ред. В. Л. Позднякова. М. – 1994. – 323 с.

2. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2004. – 262 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

Просмотров работы: 720