ТЕХНОЛОГИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КАРТИНКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕХНОЛОГИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КАРТИНКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Русские народные картинки (русский лубок) – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран. Русская народная картинка занимает достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

Лубок – вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость художественного образа.

Лубок является народной (фольклорной) картинкой, графическим изображением, растиражированной печатным способом. Лубок имеет декоративное назначение.

Народную картинку вырезали на липовых досках (липу тогда называли лубом). Продавали их в лубяных коробах офени-корабейники. По московскому преданию происхождение лубка связано с улицей Лубянкой, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хором. Позднее производство стало массовым и цветным.

Тематика народных картинок разнообразна и охватывает различные темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские и обязательно сопровождаемые текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и замаскированную жестокую политическую сатиру.

В XIX в. рисунок стали делать на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Цветовая гамма стала ярче и богаче, переходя в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубок был духовной пищей простого народа, источником знаний и новостей, популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая расстояния. К концу века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.

Лубок – вид народного творчества; сегодня к этому виду относятся работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Вячеслав Сысоев).

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска).

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII в. рисовались от руки. Начиная с VIII в. известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В Европе лубок появился в XV в. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

Лубочные картинки служили для украшения жилища человека, были своеобразной картиной, мало чем отличавшейся от станкового произведения. Одновременно картинка-гравюра заключала в себе как эстетические цели, так и познавательные. В ней обычно содержались интересные сведения и факты, которые дополнялись и пояснялись надписями.

«Лубочность» росписей проявилась в обычае заключать изображение в рамку, т. е. делать его картинкой, фон все чаще – гладкий с включением отдельных элементов «пейзажа».

Мастер старался отойти от орнаментальных форм к реалистическим и конкретным, выделить главное средством увеличения. Локализированная раскраска состояла из нескольких цветов — красный, желтый, синий и зеленый с черным контуром рисунка.

Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Живописные возможности темперы, при сильном разведении, позволяют работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели.

Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были старообрядческие монастыри, северные и подмосковные деревни, сберегавшие древнюю русскую рукописную и иконописную традиции.

У идеологов старообрядчества в конце XVII — начале XVIII века существовала потребность в разработке и популяризации определенных идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «старой вере», удовлетворить которую можно было наглядными способами передачи информации (настенные картинки религиозно-нравственного содержания).

Известны коллекции народных картинок Д.А. Ровинского, П.П. Потоцкого, П.А. Шляпкина, И.А. Голышева, И.Д. Сытина, М.Т. Соловьева и др.

К теме русских народных лубочных картинок обращаются многие художники и дизайнеры, среди них Людмила Улыбина, Олег Подкорытов, Вадим Кондратьев, Александр Потапов и многие другие.

Русский рисованный лубок интересен и уникален своими глубинными духовными основами и разнообразием тематики, вдохновляет современных мастеров на создание авторских произведений искусства.

Петровец Е.О. Русская народная лубочная картинка

Библиографический список

  1. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. – С. 482-494.

  2. Ровинский Д. Русские народные картинки. Спб.: Тропа Троянова, 2002. – 342с.

  3. Рылеева А.Н., Балдина О.Д. Два взгляда на наивное искусство. М., 2011. – 384с.

  4. Соколов Б. Игра с лубком. Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор. [Электронный ресурс] http://gardenhistory.ru/page.

  5. Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). СПб., 2003.

Просмотров работы: 705