ИСКУССТВО НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСКУССТВО НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Русская духовная культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская народная культура – явление относительно молодое. В силу своей исторической молодости она оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Это развитие происходило под влиянием различных культур Запада и Востока. Однако, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формулировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образов.

В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов. Подобная опасность подстерегает сегодня и русскую нацию. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление реформ. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой – значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Большого внимания к себе требует проблема сохранения народной культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Сегодня декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные черты и традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия русского народа, так как донесло до сегодняшнего дня в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Русские народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские духовные традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Гжель – с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведенные в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изделиями «под Гжель».

Тагильский поднос – народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому) причём мастер не редко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в которых встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии Жостове, Троицком, Новосельцеве и других.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и других.

Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т.д. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.

Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями-копиями картин русских и западноевропейских художников.

Хохлома представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зеленым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности.

Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 г. основана артель (с 1960 г. фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера – Д.И. Крюков, А.Е. Коновалов, И.А. Мазин.

Русская духовная культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить и приумножить их. Сохранение этих ценностей осуществляется через приобщение молодежи к историческим пластам развития духовно-нравственной культуры, среди которых традиционные ремесла: роспись, вышивка, ткачество, лоскутная пластика, а также работа с природными материалами, которое осуществляется на уроках технологии. На занятиях дети получают первые трудовые навыки и умения, при этом вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, трудолюбие и развиваются творческие способности. Процесс труда благотворно влияет на эмоциональную и духовную сферу детей. На занятиях технологии ребенок создает изделие, а не компьютерный образ и не математическую модель или иную теоретическую абстракцию. Творческое воспроизведение изделия декоративно-прикладного искусства свидетельствует о духовном возвышении его автора. Эти занятия способствуют развитию интеллектуальных, психомоторных и эмоциональных качеств и интереса к традиционной народной культуре, соприкосновение с которой играет огромную роль в личностном развитии ребенка.

При изучении декоративно-прикладного искусства учащиеся узнают о взаимодействии культур; о родстве обычаев и культурных заимствованиях у соседних народов, синтезе культур. Информация, свидетельствующая о культурных взаимовлияниях как важнейшем слагаемом практического опыта человечества, помогает избежать чувства национальной исключительности, способствует формированию уважения к культуре каждого народа.

Образовательный процесс должен быть направлен на самостоятельную, оценочную и практическую работу учащихся с культурным материалом (фольклор, образцы народного и декоративно-прикладного творчества, произведения художественной культуры и литературы и т. д.).

Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Технологическое образование, в свою очередь, способствует возрождению этих традиций через познание тайн различных ремесел, через освоение умений и навыков работы с различными материалами. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. Это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Библиографический список.

1. Асланова Е.С., Полежаева Л.А. Поликультурное воспитание учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Вопросы воспитания творческой молодежи в поликультурном, многоэтническом мире: сборник научных статей / под общей ред. В.А. Давыденко. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2012. – С.12-16.

2. Асланова Е.С. Основы декоративно-прикладного искусства: учебное пособие в 2 ч. Ч.1 / сост. Е.С. Асланова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009. – 103с.: ил.

3. Салахова Р.И. Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов: кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Салахова Рада Инсафовна; [Место защиты: Казанский государственный университет культуры и искусств]. – Казань, 2013.

Просмотров работы: 863