ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТРАЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИГРОВОМ КИНО

Кожушко Ю.Н. 1
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова. Институт истории, филологии и иностранных языков
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественное (игровое) кино аккумулирует исторические и национальные символы и образы. В этом отношении, произведения киноискусства можно использовать для изучения образа исторической действительности. Поэтому зарубежные и российские авторы не раз обращались к кинематографу. Работы Ю.М. Лотмана, Ж. Делёза определяют методологические основы для изучения символической основы кинематографа. Статьи Н.М. Зоркой, И. де Кегель показывают практику изучения визуальных образов Второй мировой войны, а монографии А.В. Федорова дают пример изучения трансформации образа России на киноматериале стран Запада.

В советском и российском кинематографе одно из ведущих мест занимают фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. При этом, в художественных фильмах крайне редко упоминается праздник Дня Победы. В этой связи в данной статье анализируются фильмы, снятые в период с 1940-х по 2010-е годы.

Уже в музыкально-поэтическом фильме «В шесть часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев, 1944) День Победы мыслился как грандиозное событие. Фильм снят во время войны, поэтому не удивительно, что композиционно наступление Победы – финальная часть картины. На последних минутах фильма на экране поочередно выступают строки: «По вражьему следу, взметая снега! // Дивизии шли, забывая усталость! // В жестоких сраженьях громили врага! // И в небе иная заря занималась! // Войны уходила зловещая тень!// Страна расправляла могучие плечи! // Всё ближе, всё ближе, он, радостный день! // День нашей победы! // День счастья! // День встречи!» [2]. Фильм Ивана Пырьева выражает одновременно надежду на победу и предвидение ликования и праздничных ритуалов (народные гулянья, салют). Праздник Дня Победы, со временем превратился в день встречи однополчан, днём благодарения советского солдата за завоеванное мирное небо. Однако, при И.В. Сталине 9 мая был рабочим днём. Хотя фронтовики проводили встречи в мае, как Праздник, со всеми полагающимися мероприятиями, День Победы стал отмечаться только с 1965 года.

В финале фильма «Белорусский вокзал» (реж. Андрей Смирнов, 1970) бывшим однополчанам и дочери батальонной медсестры снится один и тот же сон. Перед глазами спящих проходит поезд с солдатами-победителями, вернувшимися с фронта [1]. Праздник Дня Победы по А. Смирнову выступает связующим звеном между поколениями, подчеркивает их единство и духовную преемственность.

Действие фильма-фантасмагории «Зеркало для героя» (реж. Владимир Хотиненко, 1987), по сути, разворачивается в пределах двух, хронологически разделённых дней – 8 и 9 мая. В конце фильма главные герои в результате замыкания петли времени возвращаются из 8 мая 1949 года в 9 мая 1987 года. Перед зрителями предстают пожилые ветераны, облаченные в парадную одежду и несущие на груди боевые награды. Девятое мая ветераны отмечают весельем и танцами под музыку 1940-х гг. [6]. Однако, в фильме «Зеркало для героя», День победы выступает не только радостным днём, но и поводом попросить прощения у старшего поколения за непонимание многих его ценностей и идеалов.

Фильм, заключающий в себе черты драмы и комедии, - «Сочинение ко Дню Победы» (реж. Сергей Урсуляк, 1998). Первые минуты фильма – показано время действия фильма – космонавт проводит заботы за пределами космической станции, находясь в приподнятом настроении, он шлёт поздравлении своим операторам. Для космонавта Девятое мая – повод для радости и веселья. Один из главных героев - Лев Моргулис (актер В. Тихонов) захватил самолет с заложниками. Закадровый детский голос: «Эта история началась за несколько дней до Девятого мая, в те далёкие времена, когда моя бабушка была маленькой, а на красной площади ещё праздновался Парад Победы…» [8]. Ветераны (в молодости лётчики), разбросанные судьбой по миру, съезжаются в Москву. Голос за кадром: «Накануне праздника все москвичи считали за честь пригласить ветеранов в гости…» [8]. Идущие на протяжении всего фильма положительные комментарии девочки-рассказчика сильно контрастируют с показываемой действительностью. Слова рассказчицы «… патриотическое воспитание падало, но ветераны по-прежнему пользовались любовью и уважением» сопровождаются кадрами участия ветерана в столкновении митингующих и полиции. Двое молодых людей криминальной наружности оправляют машину со спящими ветеранами катиться вниз по улицы, параллельно голос за кадром произносит: «…накануне праздника все москвичи считали за честь пригласить ветеранов в гости, вручить им нехитрые подарки и морально поддержать в их нелегкой жизни» [8].

Герои картины так и не смогли победить коррумпированную действительность. Фильм заканчивается тем, что ветераны на захваченном самолете скрываются в неизвестном направлении. По логике фильма они улетели «в 45-й», в то время, когда они имели почетный статус героев Отечества, в то время, когда они не представляли собой по большому счету лишь атрибуты праздника День Победы. Девятое мая в фильме «Сочинение ко Дню Победы» показано как повод вновь обратить внимание на ветеранов. Большое количество военных и чиновников, пытающихся освободить заложников от трёх престарелых мужчин выглядят как аллюзия на отношение общества к ветеранам. Старики живут, словно в параллельном мире, практически не замечаемые ни родными, ни властями. На последних минутах фильма показаны документальные кадры парада 1945 года. Завершает фильм закадровый голос ребёнка-рассказчика подводящий итог: «Всё это стало историей. На Красной площади парады больше не празднуют, зато выпустили юбилейный диск «Памяти» …» [8]. Смысловое наполнение фильма очень метафорично. Роли ветеранов исполняют Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов – актёры, чья известность во многом связана с фильмами о войне, а сюжет вокруг утраты традиции праздновать День Победы относит зрителей к отменённым в период с 1991 по 1994 годы парадам на Красной площади.

В фильме - драме «День Победы» (реж. Федор Петрухин, 2006) на первых пяти минутах показана репетиция парадного шествия солдат перед парадом на Красной площади. Экскурсионный автобус привозит ветеранов. Между двумя вышедшими стариками завязывается разговор на предмет того как молодое поколение и ветераны должны проводить День Победы. Парад, устами одного из главных героев фильма, возможность послужить Родине. Глядя на марширующих молодых солдат ветераны мыслью уносятся в далёкое прошлое – к началу войны.

Завершается фильм стандартной отсылкой к документальным кадрам Парада Победы на Красной площади 2000-х годов, освещающих марш различных частей морских и сухопутных войск, пролётом боевых самолётов. На последних минутах зрителю представляется вновь игровые кадры гуляний ветеранов по Москве, под марши Победы. Герои Виктора Сергачева и Анатолия Кузнецова доходят уличного кафе, рассказывают, где и в каком звании для них закончилась война. К поминающим погибшего боевого товарища ветеранам подходит солдатской, служивший в Афганистане. Со словами: «Уважаемые наши ветераны! Горжусь Вами, победителями, отстоявшими Мир. Мне на моём веку пришлось повоевать, но чувства Победы я не испытал. Позвольте спеть для Вас» [5]. Аккомпанируя себе под гитару, «афганец» запевает песню. Таким образом режиссером показывается контраст «войны справедливой» и войны по приказу. Поэтому 9 мая – это в первую очередь праздник торжества Мира, а во вторую – день скорби. В то время, как 15 февраля это день скорби по бесцельно загубленным солдатским жизням в Афганистане.

В 2008 – 2010 годах по заказу телеканала «Звезда» был снят киноальманах «9 мая. Личное отношение». Современные режиссеры представили собственный взгляд Великую Отечественную войну и праздник Дня Победы. Кино-новеллы «Вокзал», «Праздник со слезами на глазах», «Трепет», «Выпей за меня», «Конфетки» непарадную сторону праздника.

Новелла «Трепет» (реж. Евгений Лаврентьев, 2008) позволяет взглянуть на ветеранов Великой Отечественной войны с двух сторон. С первой стороны – как на пожилых людей, со второй – как на людей, спасших человечество. Поэтому, закадровый голос рассказчика заключает: «Я не могу точно определить словами, что за трепет я испытываю 9 мая, но именно он позволяет мне называть эту дату праздником» [9]. Праздник Победы, по Е. Лаврентьеву, это день, в который героическое прошлое, встречаясь с реальностью не оставляет человека равнодушным.

Новелла «Вокзал» (реж. Авдотья Смирнова, 2008) относит зрителей в 1970-е годы. Девятого мая, ветеран собирается на встречу с однополчанами, но не надевает свои медали и ордена. По репликам его сына, становится ясно, что на встречу со школьниками ветеран обычно надевает все боевые награды [3]. День Победы и память о нём выступают, в фильме А. Смирновой основанием для воспитания молодого поколения.

Новелла «Конфетки» (реж. Юрий Колокольников, 2010) представляет Девятое мая начала 2000-х гг. Семейное застолье – четыре поколения за столом. Женщина-ветеран вспоминает о фронтовых письмах. Для дочери и внучки праздник Дня Победы превратился в необходимую для соблюдения формальность. Для правнуков Девятое мая – рядовой день. Женщина-ветеран, в защиту правнучки-подростка, желающей уйти из-за стола не дождавшись окончания застолья, произносит: «Вы бы её ещё Куликовскую битву заставили праздновать», «Мы воевали, чтобы вы не помнили» [7]. Таким образом режиссёр заостряет внимание на том, что сегодня российское общество переживает период, когда стирается грань между «праздником священным» и праздником обыденным.

Мотив, созвучный новелле Ю. Колокольникова, прослеживается в короткометражном фильме «День Победы» (реж. Игорь Гринякин, 2012). Фильм представляет то редкое исключение, когда сюжет полностью посвящен празднику Дня Победы. Наши дни, съемочная группа их трёх человек снимают сюжет о праздничных мероприятиях Девятого мая в Москве. Девушка журналист из съемочной группы в поисках кадров, передающих атмосферу праздника (проезжающие танки, толпа ликующих, слёзные воспоминания) водит за собой операторов. Между средних лет оператором и его молодым помощником завязывается спор. Оператор высказывает впечатление от проехавшей военной техники: «Когда эти танки шли, я подумал тогда, что вот это всё стоит вокруг мясо. Мясо всё. А тут - … мясорубки на колёсах едут. Мясорубки… И это мясо от страха им всем аплодирует...» [4]. Помощник не соглашается со словами оператора, ему неприятны слова: «все военные праздники закрывать надо…», так как они «учат человека убивать» [4]. Однако, всё его возражение сводится к словам: «Это праздник». Актёрская группа фильма «День Победы», самостоятельно написавшая диалоги, совместно с режиссером И. Гринякиным переосмысливает ритуалы праздника Дня Победы.

Представленный, в данной статье кинематографический материал позволяет выделить несколько особенностей отражения праздника Победы в отечественном игровом кино. Во-первых, в художественных фильмах, примерно с 1980-х гг. День Победы используется как отправная точка развёртывания сюжета. Во-вторых, праздник, за исключением фильма И. Гринякина не мыслится отдельно от Великой Отечественной войны. Такое положение Дня Победы в кинематографе можно связать со значимостью Дня Победы для формирования российской идентичности и, относительной хронологической близостью событий Войны. В третьих, в качестве символического выражения праздника режиссеры прибегают к киноштампам - параду на Красной площади, встречам ветеранов. Спустя годы после войны на Параде Победы от солдата-фронтовика до штабного офицера, от призванного из мест тюремного заключения до призванного из состава действующей армии предстают равными. Поэтому режиссёры через обратную ретроспективу пытаются рассудить героев своих фильмов. Ярким примером здесь может служить фильм «День Победы».

Рассматривая киноотражение праздника Дня Победы в игровых отечественных фильмах необходимо констатировать, что оно претерпел трансформацию: от восторженного и возвышенного до формально-равнодушного. Об таком изменении праздника предупреждает фильм «Сочинение ко Дню Победы» и это констатируют некоторые новеллы из киноальманаха «9 мая. Личное отношение».

Список фильмов:

  1. Белорусский вокзал [Видеозапись] / реж. Андрей Смирнов; в ролях Е. Леонов, А. Папанов, А. Глазырин и др.; Мосфильм, 1970.

  2. В шесть часов вечера после войны [Видеозапись] / реж. Иван Пырьев; в ролях Е. Самойлов, М. Ладынина, И. Любезнов и др.; Мосфильм, 1944. URL: http://www.ivi.ru/watch/52914 (дата обращения: 21.01.2016).

  3. Вокзал [Видеозапись] / реж. Авдотья Смирнова; в ролях В. Захаров, В. Сквирский, 2008. URL: https://vk.com/video22962_168937340 (дата обращения: 19.01.2016).

  4. День Победы [Видеозапись] / реж. Игорь Гринякин; в ролях А. Ребенок, В. Ветров, И. Добронравов; Кинокомпания Москва, 2012. URL: https://youtu.be/Abbbz9fZhB0 (дата обращения: 22.01.2016)

  5. День Победы [Видеозапись] / реж. Федор Петрухин; в ролях В. Сергачев, Д. Дюжев, А. Кузнецов и др.; Кинокомпания ФМ, 2006.URL:http://beta.kinopoisk.ru/film/294998/?utm_referrer=http%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F294998%2F (дата обращения: 15.01.2016).

  6. Зеркало для героя [Видеозапись] / реж. Владимир Хотиненко; в ролях: С. Колтаков, И. Бортник, Б. Галкин и др.; Свердловская киностудия, 1987. URL: https://youtu.be/rpg2zTvnbZs (дата обращения: 19.01.2016).

  7. Конфетки [Видеозапись] / реж. Юрий Колокольников; в ролях С. Григорьева, Д. Раппопорт, А. Вонтов; Телевидео Технологии, 2010. URL: http://tvzvezda.ru/schedule/specialprojects/content/lichnoe_otnoshenie.htm/201005121501-wtth.htm (дата обращения: 19.01.2016).

  8. Сочинение ко дню победы [Видеозапись] / реж. Сергей Урсуляк; в ролях О. Ефремов, В. Тихонов, М. Ульянов и др.; Киностудия Горького, 1998. URL: http://beta.kinopoisk.ru/film/41076/ (дата обращения: 21.01.2016).

  9. Трепет [Видеозапись] / реж. Евгений Лаврентьев; в ролях А. Евтушевская и др. 2008. URL: https://youtu.be/XgMrdCRFCgs (дата обращения: 19.01.2016).

Просмотров работы: 928