ОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УХУДШАЕТ ЗРЕНИЕ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УХУДШАЕТ ЗРЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Арзамасцев А.О. 1, Богданов В.К. 1
1ВГМУ им. Н.Н. Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не стоит и напоминать о немалом значении компьютера в наш век. Современный человек очень много времени проводит за ним и за другими цифровыми устройствами. Такая ежедневная зрительная нагрузка может влиять на остроту зрения, вызывать сухость и усталость глаз. При этом нагрузка на глаза возрастает из-за постоянного перемещения взгляда на различные предметы (клавиатуру, экран, мышку), а также из-за того, что человек при работе за компьютером моргает на 80% реже, чем обычно.

Некоторым пользователям для того, чтобы почувствовать первые симптомы «уставших глаз», нужно провести у экрана ПК около 2 часов, у кого-то этот период может продлиться до 4 часов. Однако практически ни один человек не может «безболезненно» провести перед экраном компьютера более 6 часов. Одной из самых опасных для зрения принято считать работу в диалоговом режиме. Также большое негативное воздействие на глаза оказывает создание и корректировка электронных чертежей на ПК. У тех, чья деятельность связана с постоянным нахождением у экрана ПК, значительно снижена аккомодация [1]. И это неудивительно, ведь при работе за компьютером в течение дня глаза фокусируются при переводе взгляда с экрана на бумагу порядка двадцати тысяч раз!

В то же время, большинство данных по этому вопросу – результаты описания субъективных ощущений работающих за компьютером людей. В связи с чем нами была сформулирована следующая цель исследования: объективизация параметров зрительной реакции при работе с различными видами нагрузки на зрение у студентов.

Задачи исследования: провести анкетирование по поводу заболеваний органов зрения, режима работы за компьютером; произвести исследование остроты зрения до и после текстовой нагрузки, до и после видеонагрузки; выполнить статистический анализ полученных результатов; оформить выводы о влиянии компьютера в разных режимах работы на аккомодационный аппарат глаза у различных испытуемых.

Методика и результаты исследования: испытуемый садится за компьютер, расстояние до монитора составляет 65см, частота мерцания экрана 70Гц, разрешение монитора 1600 X 1200 точек. Острота зрения исследуется с помощью таблицы Сивцева: на первом этапе – ее исходное значение, далее производится нагрузка (набор определенного объема текстовой информации, просмотр видеофрагмента). Затем исследование повторяется. Мы провели параллельно два эксперимента с одинаковыми сценариями. Первый – для студентов, у которых в анамнезе нет проблем со зрением, второй – для студентов с различными патологиями зрения в анамнезе.

В исследовании приняло участие 30 студентов 1-3 курсов медуниверситета, из них – без патологии органа зрения 18 человек, с патологиями – 12: миопия – 7 студентов, астигматизм – 5. Среди испытуемых, не имевших патологии органа зрения, в ходе эксперимента нами было выявлено следующее распределение по группам (рис. 1):

1) Испытуемые, у которых острота зрения понизилась после текстовой нагрузки, - 67%;

2) Испытуемые, у которых острота зрения осталась в норме после текстовой нагрузки, - 33%;

3) Испытуемые, у которых острота зрения понизилась после видеонагрузки, - 40%;

4) Испытуемые, у которых острота зрения осталась в норме после видеонагрузки, - 60%;

Рис. 1. Сравнительная характеристика влияния разных типов зрительной нагрузки.

У 33% испытуемых острота зрения одинаково понизилась как при видео-, так и при текстовой нагрузках; у 27% при видео- и текстовой нагрузках острота осталась в норме; у 33% при текстовой нагрузке - понизилась, а при видеонагрузке осталась в норме; у 7% текстовая нагрузка остроту оставила в норме, а при видеонагрузке наблюдалось понижение остроты зрения.

В ходе второго эксперимента мы также выявили несколько групп:

1) Испытуемые, у которых острота после текстовой нагрузки понизилась, - 53%;

2) Испытуемые, у которых острота зрения осталась в норме, - 47%;

3) Испытуемые, у которых острота зрения понизилась после видеонагрузки, - 40%;

4) Испытуемые, у которых острота осталась в норме, - 60%;

Рис. 2. Сравнительная характеристика влияния разных типов зрительной нагрузки.

У 27% испытуемых острота зрения одинаково понизилась как при видео-, так и при текстовой нагрузках, у 27% при видео- и текстовой нагрузках острота осталась в норме, у 33% при текстовой нагрузке острота зрения понизилась, а при видеонагрузке осталась в норме, у 13% текстовая нагрузка остроту не изменила, а видеонагрузка – понизила ее.

После проведения эксперимента у данной группы наблюдалось двоение предметов, чувство жжения в глазах, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз.

Из результатов, полученных в ходе исследования, мы сделали следующие выводы:

  1. 80% студентов не имеют представления о культуре работы за компьютером (по результатам анкетирования);

  2. Во время считывания информации с экрана, т.е. проведения видеонагрузки, глаза устают меньше, а при вводе текста нагрузка на зрение возрастает, особенно для студентов с заболеваниями органа зрения;

  3. После проведения второго эксперимента у испытуемых отмечался комплекс симптомов, называемый профессиональной офтальмопатией [2].

Таким образом, на основании проведенного исследования можно объективно говорить о снижении остроты зрения при операторской деятельсноти, особенно выраженном при работе с текстом и компьютером одновременно.

Список литературы:

1. Хейфиц Е.Я. Контроль за электромагнитной безопасностью как один из элементов охраны труда на рабочих местах оборудованных персональными электронно-вычислительными системами и их сетями [Клуб инженеров по охране труда] // 2009. URL: http://www. http://dvkuot.ru/index.php/otpk/118-zdorov (дата обращения: 20.01.2016).

2. Фейгин, А.А. Профессиональная офтальмопатия и гипокинезия: диагностика, лечение, профилактика / А.А. Фейгин, С.П. Михалева, Т.В. Корж // Профессия и здоровье. Матер. III Всерос. конг.-М.- 2004.- С.415-417.

Просмотров работы: 718