ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шарафеева Л.Д. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В концепции модернизации российского образования на период до 2016 года особое значение придается развитию познавательной деятельности, способствующей всестороннему формированию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, профессиональной мобильностью и характеризующейся развитой познавательной активностью.

Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования [1].

В настоящее время разрабатывается ряд новых авторских программ и

курсов по гражданско-правовому образованию. Появился первый опыт осуществления гражданского образования на всех ступенях учебного процесса. В стране складывается система правового образования в школе, позволяющая успешно решать задачи формирования правовой культуры учащихся. Гражданско-правовое образование строится в них с учетом национально-региональной специфики.

Важнейшим фактором развития гражданско-правовой грамотности молодого поколения, средством формирования нового гражданско-правового менталитета и гражданско-правовой культуры должно выступать новое содержание образовательных профессиональных программ в российских педагогических колледжах и педагогических университетах[2].

Складывающийся в нашем государстве новый тип гражданско-правового образования должен ориентироваться на личность, имеющую активную гражданскую позицию, эмоционально-нравственную готовность лично принимать участие в социально-политической жизни России, всячески способствовать ее процветанию и стабилизации.

Гражданское образование должно способствовать формированию гражданской компетентности личности как совокупности готовности и способностей, предоставляющих возможность ей активно и ответственно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, эффективно применять полученные знания и умения в практической деятельности [3].

Современные требования к подготовке обучающихся ставят образование в условия, когда решению поставленных задач не соответствуют рамки традиционного образования. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые образовательные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Достойное место в гражданско-правовом образовании могли бы занять кейс-технологии.

Метод case-study был создан в Соединенных Штатах Америки. В учебном процессе он впервые применен в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а непосредственное внедрение метода case-study началось в 1920 году в Гарвардской школе бизнеса. В 1925 году были опубликованы первые подборки кейсов. Однако за последние десятилетия метод case-study широко применяется в изучении не только экономических, но и медицинских, юридических, естественных и других наук. В 80-х годах кейс метод использовали в обучении в России, хотя советские профессора были знакомы с ним еще с 20-х годов прошлого века, называя его «методом казусов» [4].

Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода.

Образовательная роль кейс технологии состоит в том, что обеспечивая мировоззренческое осмысление той или иной действительности, данная технология позволяет объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Это способствует формированию у обучающихся этического и ценностного отношения к миру, к людям, к самим себе.

Если сегодня традиционные методы в образовании ориентированы на изучение чего-либо, то кейс-технология – на научение чему-либо, т. е. на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблемы, имеющей практическое значение, решение которой выглядит однозначным лишь на первый, поверхностный взгляд. В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или хотя бы иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач [5].

Особенность метода в том, что в ходе подготовительной работы преподавателем ставится проблема, не имеющая однозначного и очевидного решения, подбирается и раздается материал, отражающий какой-либо вопрос. При этом преподаватель не оглашает тему, но поясняет, в чем заключается деятельность обучающихся и по каким критериям будет оценена их работа. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся в подборе на стадии подготовки кейса) принадлежит преподавателю. И потому он может прогнозировать ход обсуждения проблемы и варианты предлагаемых решений. Кейс – итоговая работа в форме конференции, дискуссии. Представлен он может быть в виде аудио-, видеозаписи, или в печатном варианте. При применении данного метода на обучающихся не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо ее привести. Данный метод способствует развитию умений обучающихся самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.[6].

Степень научной разработанности. Наᅟᅟᅟ сегодняшнииᅟ ᅟᅟᅟ деньᅟ известноᅟ ᅟᅟᅟ всегоᅟ ᅟᅟᅟ несколькоᅟ работ, посвященныхᅟ отдельнымᅟ аспектамᅟ даннойᅟ темы, в основном работы представлены в виде научные наунаучных ᅟᅟᅟ статей. Такие работы авторов как, научная статья «Кейс-технология как педагогическая технология, способствующая раскрытию и развитию способностей учеников» Быковской В.В (2010), научная статья «Кейс-технологии в современном образовании» Шабановой И.А и Ковалевой С.В. (2014), научная статья «Современное развитие гражданско-правового образования в России и за рубежом».

Проблеме использования кейс-технологий посвящены исследования М. Буравого, О.Н. Калачиковой, И. Козиной, Е.И. Михайловой,Г.Н. Прозументовой, О.Г. Смоляниновой, Ю.П. Сурмина и др. Реализация кейс-метода отвечает набирающей силу тенденции к практикоориентированности гражданско-правового образования, к развитию у обучающихся компетенций, принятия эффективных и обоснованных решений профессиональных проблем. В многочисленных исследованиях отражены различные аспекты кейс-технологии: использование кейсов в гражданско-правовом образовании (Н.А. Айцева, И.В. Воронина, А.С. Душкин, В.А. Делигер, Д.А. Елисеев, А.М. Каунов, Е.В. Маликова, Т.Б. Межова, Н.В. Ходякова и др.); кейсы как способ формирования универсальных учебных действий (М.А. Панфилова, В.М. Панфилов и др.); кейсы как инструмент контроля сформированности компетенций обучающихся (Е.Н. Красикова, В.И. Николаева, А.Ю. Собко и др.).

Возможности кейс-технологии заключается в следующем:

1. «Включение» обучающихся работы с кейсом в жизненные ситуации осуществляет связь обучения с реальной жизнью и профессиональной деятельностью, показывая важность изучаемого учебного предмета, его практическую направленность.

2. Активная работа обучающихся с кейсом на всех этапах, предполагающих разный характер деятельности, помогает развивать интересы обучающихся, формированию предметных и учебных компетенций.

3. Самостоятельная работа обучающихся в кейс-технологии позволяет формировать их познавательные способности и самостоятельность обучающихся, является важным условием развития интереса в процессе обучения.

4. Дискуссионный характер кейс-задания и разбор кейса включает элемент соревнования и определяет заинтересованность обучающегося, формирует важные умения для развития личных интересов, как умения действовать в группе, находить общее и видеть различия во взглядах на ситуацию, отстаивать и грамотно аргументировать свою позицию, оценивать мнения других.

5. «Свободный» характер взаимодействия в педагогическом процессе (в сравнении с принятыми традиционными формами) является более привлекательным для обучающихся, именно тогда, когда исследователи замечают снижение интереса к обучению.

6. Кейс-технологию можно применять и использовать на всех этапах обучения, при существовании хорошей базы кейсов, развивая познавательные интересы обучающихся. Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что - применение кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения[7] .

В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям.

  1. По способу их создания

  • Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.

  • Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.

  1. По структуре

  • Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области.

  1. По размеру

  • Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.

  • Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.

  • Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.

Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.

Рассмотрим этапы создания кейса:

1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание кейса и его апробация в процессе обучения[8].

Одним из наиболее эффективных видов кейсов в гражданско-правовом образовании являются видеокейсы, которые начали использоваться тренерами, преподавателями вузов, бизнес-школами на Западе уже с начала 1970-х гг., а в России – лишь с конца 1990-х гг.

Педагогический эффект видеокейсов заключается в анализе конкретных ситуаций, включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятие решений, устной коммуникации и групповой работы. Основная цель видеокейсов - не столько передать содержание предметной области, сколько создать условия для погружения в ситуацию реальной социальной практики школьника на примере реальных видеосюжетов.

Применение видео-заданий имеет еще целый ряд преимуществ, например наглядность подачи информации; яркость, выразительность, образность, эстетичность изучаемых явлений; сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу; большое активизирующее воздействие на интеллектуальную сферу; учащиеся могут одновременно видеть, слышать, записывать, обдумывать; возможность охватить большой объем материала за относительно короткое время.

В целом, применение видео-кейсов - это репетиция реальных жизненных ситуаций.

Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний; осмысления понятий, законов, теорий; развития и диагностики творческих способностей личности, а также в качестве интересной и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Меркель, Е.В. Союз науки и практики в формировании гражданско-правовой культуры обучающихся / Е.В. Меркель // Реформы российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий: сб. материалов межвузовской научно-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, педагогов-практиков, студентов (29 апреля2014 года) / под. ред. Л.В. Козиловой. – М.: 2014. – Ч. 2.

  2. Угольков, Н.В. Влияние интернета на социализацию старших школьников / Н.В. Угольков // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 173–174.

  3. Князев, А.М. Гражданственность / А.М. Князев, В.С. Сорокин. – М.: 2013. С.3.

  4. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: 2013. - 384 с.

  5. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы / И. Козина// Рубеж. – 2013. – № 10.

  6. Шамигулова О.А. Цели и ценности гражданско-правового образования в свете ФГОС ОО: подготовка учителя к реализации / Материалы Межрегиональной многоуровневой (со всероссийским участием) научно-практической конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. 2014. - С. 251-256.

7. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 2014г.№ 1.

8. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. под ред Г. Н. Прозументовой .– Томск. – 2015.

Просмотров работы: 1264