РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ НА ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ НА ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Знакомить учащихся с историей математики, на наш взгляд, необходимо как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Использование эле­ментов историзма в преподавании математики имеет важное значение и является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся к математике, что свидетельствует о её актуальностив теории и практике обучения математике.

Основная форма введения исторического материала – сообщение истори­ческих сведений на уроке и решение исторических задач. Затраты нескольких минут урока на исторические отступления окупаются повышением интереса к науке, размышлениями над от­дельными фактами. Донести материал может как учитель, так и ученик (в виде сообщения). Например, в 5 классе о метрической системе мер можно рассказать следующее: «До Великой Октябрьской социалистической революции в России существовали две системы мер: в практике – старая русская, в науке и международной торговле – метрическая. Декретом от 14 сентября 1918 г. Совет Народных Комиссаров установил единую систему мер – метрическую. Во многих капиталистических странах и до сих пор действует несколько различных систем» [3, с. 12-13].)

Также можно предложить ученикам старинную задачу, причем решать они ее могут как с учителем, так и самостоятельно. Например, можно привести задачу из первого печатного учебника Леонтия Магницкого «Арифметика», предварительно рассказав немного из его биографии, сведения которые приведены Глейзером Г.И. [2]: Он был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды беседуя с Леонтием Телятиным, Петр I сказал: «Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким». Так, Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. В школах по учебнику Магницкого занимались долгое время и обучались сложению, умножению, вычитанию, делению, устному счету.

Магницкий Л.Ф. предлагает такую задачу:

Бочонок кваса

Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.

Решение: Пусть за 140 дней человек выпьет 10 бочонков кваса, а вместе с женой они выпьют 14 бочонков. Тогда

  1. – выпьет жена один бочонок.

Ответ: за 35 дней жена выпьет один бочонок кваса.

Также можно преподнести исторические сведения в игровой форме, например, в виде ребуса:

Ответ: Лобачевский

После чего можно дать краткую биографию ученого.

Сведения о другом великом русском математике – Николае Иивановиче Лобачевского можно найти в книге Э.Т. Беля «Творцы математики» [1]. Например, Николай Иванович Лобачевский (1792, Нижний Новгород – 24 февраля 1856, Казань) – российский учёный, математик, организатор науки. Занимался математическим анализом, алгеброй, прикладной математикой, механикой и изобретательством. Известен как создатель неевклидовой геометрии.

Такие вкрапления из истории математики желательно постепенно вводить в курс математики при введении новой темы, начиная уже с 5-6 классов.

Список литературы:

  1. Белл Э.Т. Творцы математики: Предшественники современной математики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 256 с.

  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1964. – 375 с.

  3. Малыгин К.А. Элементы историзма в преподавании матема­тики в сред­ней школе. – М.: Учпедгиз, 1958. – 241 с.

Просмотров работы: 548