ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интонация - важное смыслоразличительное средство языка, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте. Задержка в формировании интонационной выразительности речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.При помощи средств интонационно выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания. В этом актуальность темы курсовой работы.

Одним из малоисследованных направлений считается использование средств театрализованной деятельности в целях развития интонационной выразительности речи у дошкольников. Процесс развития интонационной выразительности речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности составил объект исследования.

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. Предмет исследования - средства театрализованной деятельности для развития интонационной выразительности речи у дошкольников.

Цель исследования - разработатьи апробировать комплекс речевых средств театрализованной деятельности, влияющий на формирование интонационной выразительности речи у дошкольников.

Мы предположили, что развитие интонационной выразительности речи у дошкольников будет успешно в том случае, если:

· занятия по театрализованной деятельности будут включать комплекс упражнений, игр и этюдов для развития интонации, тембр, высота и сила голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение, речевое дыхание;

· подобран и составлен художественно-речевой материал для развития интонационной выразительности речи;

· создана художественно-эстетическая развивающая среда, позволяющая ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал в театрализованной деятельности.

В связи свышеизложенным были поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную развитию интонационной выразительности речи у детей средствами театрализованной деятельности;

2) изучить характер воздействия театрализованной деятельности на развитие интонационной выразительности речи детей;

3) изучить состояние интонационной выразительности речи у дошкольников;

4) экспериментально проверить эффективность улучшения развития интонационной выразительности речи дошкольников используя театрализованную деятельность.

Практическая значимость заключается в разработанном нами комплексе художественно-речевых средств для овладения навыками интонационной выразительности речи посредством метода художественного чтения. Этот комплекс может быть полезен логопедам, специальным педагогам и воспитателям в системе общего, специального и дополнительного образования дошкольников.

Методологическую основу исследования составили:

- общие дидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев);

- труды ученых в области нарушений речи;

- исследования по проблеме изучения интонационно-выразительных средств у дошкольников (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова);

- технологии использование театрализованной деятельности для развития культуры речи у дошкольников (А.И. Буренина, О.В. Гончарова,Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова).

Мы исходили из следующих положений:

  1. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также её интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

  2. Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития.

  3. К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе. Таким образом, применение театрализованных игр:

· оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе;

· способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;

· является эффективным средством развития связной, диалогической речи.

Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками

У детей в норме так же как у их сверстников выявляются нарушения интонационной выразительности речи. Сведения об особенностях интонации детей малочисленны, что явилось основанием для их изучения.

На основе теоретических данных было проведено исследование в ходе которого мы:

- подобрали комплекс методик, направленных на диагностику интонационной выразительности речи у дошкольников

- провели опытно-экспериментальное обучение

- подобрали и систематизировали речевой материал для работы над интонационной выразительности речи.

Выводы по работе:

1. У значительного количества детей старшего дошкольного возраста не сформирован необходимый для этого возраста уровень интонационной выразительности речи. Следовательно, для оптимизации развития культуры речи данных детей необходимо проведение коррекционной педагогической работы.2. Разработанная и методически обоснованная нами система занятий по развитию выразительности речи у старших дошкольников с помощью игр-драматизаций, способствует развитию данного качества у детей старшего дошкольного возраста.

3. Систематическое применение комплекса игр-драматизаций показало высокую эффективность в педагогической практике по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

4. По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития интонационной выразительности речи детей повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, речь детей стала более интонированная.

5. Контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении позитивных изменений в формировании интонационной выразительности речи дошкольников, а также о динамике их изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные теми педагогическими условиями, которые разрабатывались в процессе проведения работы.

6. Анализ результатов нашей работы свидетельствует о позитивных изменениях у участников экспериментальной группы:

  • дети научились правильно идентифицировать и преобразовывать интонационные рисунки, правильно воспроизводят фразы с логическим ударением;

  • повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

  • дети научились владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

  • сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении.

Таким образом в результате проведения предложенной нами комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей.

Использованная литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 60-64.

  2. БрызгуноваЕ.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] - М.: Просвещение, 1981.

  3. Даркулова К.Н.Ритмическая организация речи//Вестник Кзыл-Ординского ун-та им. Коркыт-Ата.- 1999.- №4.- С. 10-13.

  4. Даркулова К.Н. Интонационный аспект языковой ментальности// Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Сер. Филологическая.– Алматы, 2009.- № 5-6 (121-122).- С. 120-123

  5. Даркулова К.Н., Байгунакова А.Развитие «интонационного слуха» учащихся при изучении художественных произведений//«Ломоносов-2008». Международная научная конференция студентов, магистрантов и молодых ученых: Тезисы докладов Международной научной конференции.- Астана: КФ МГУ им. М. Ломоносова, 2008- С. 151-154.

  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.метод. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

Просмотров работы: 1486