ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени не синхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.[6]Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетание и предложения.На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка.Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Формирование грамматического строя речи дошкольников в методике развития речи в настоящее время можно называть и формированием грамматически правильной речи. Такая формулировка указывает, что наряду с обучение дошкольников грамматическому строю русского языка необходимо бороться с грамматическими неправильностями (ошибками) в речи детей.Овладение грамматикой как наукой произойдет позднее, в школе. Уже в начальных классах ставится задача сознательного усвоения грамматических правил и законов. У детей дошкольников сформируется ряд грамматических понятий (понятие о составе слова, о частях речи и т. д., они будут заучивать и осмысливать определения (имени существительного, спряжения и т. д.), в их активный словарь войдут грамматические термины. Появится новое отношение к своей речи. Можно выделить следующие задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

1. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

2. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей (начиная со 2й младшей группы) в употреблении трудных морфологических категорий.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период -- период предложений, состоящих из аморфных словкорней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. З мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматически категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период -- период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от З до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже -- система чередований в основах.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.Культура фонематического слуха занимает в этом процесс одно из ведущих мест.Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов. [1]Овладение способами словообразования одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований -- однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка Детское словотворчество -- наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.Т. Н. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов:

а) часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» - прыжок;

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга- «пургинки» (снежинки), помощь- «помогание» , страшные- «страшность»;

в) одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки»-- вори врунишка, «бананас»- банани ананас.

А. Г. Тамбовцева (Арушанова) приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет б мес. -- 4 лет до 5лет 6мес. -- 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования.

Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования.Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми. Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. -

В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения.В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдаются трех и четырехсловные предложения -- начало овладения простым распространенным предложением. Около 1. г. 9мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трех лет -наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно. Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии и усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.В достаточной степени легко дети пользуются сложносочиненными предложениями.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Использованная литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип./ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  2. АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.

  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, издательство ДЕТСТВО -ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.

  4. Даркулова К.Н.Лекции по морфологии современного русского языка: Учеб.пособие в 3-х ч. Часть 1. Именные части речи. - Шымкент:ЮКГУ, 2006. – 118 с.

  5. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики… М., 1954

  6. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

4

Просмотров работы: 4584