В экономической литературе относительно измерения и оценки трансакционных издержек принято выделять два подхода: ординалистский и кардиналистский. Первый гласит о том, что для трансакционных издержек не характерно прямое измерение в связи с тем, что само определение «трансакционные издержки» не имеет однозначной формулировки в настоящее время в экономической науке. Кардиналистский же подход не исключает прямое измерение трансакционных издержек. Такие ученые, как Демсец, Норт, Уоллис, Тамбовцев, Капелюшников, Кокорев и др., считали, что, несмотря на невозможность измерения некоторых трансакционных издержек (некоторые издержки измерения), остальная их часть может быть подвергнута количественной оценке[4].
По мнению Норта и Уоллиса, независимо от применяемой схемы количественной оценки трансакционных издержек внутри предприятия, необходимо соблюдать два условия:
выделение профессий, напрямую связанных с выполнением операций с трансакционными издержками (покупка ресурсов, распределение произведенного продукта, контролирование и координация выполнения операций с трансакционными издержками);
определение величины трансакционных затрат посредством исчисления заработной платы работников, занятых во внутрифирменном трансакционном секторе.
Для того чтобы выявить трансакционные издержки Норт и Уоллис также используют такой критерий: со стороны потребителя, трансакционными издержками считаются те затраты, стоимость которых не включается в цену; со стороны продавца, к таким издержкам относятся расходы, которые продавец не нес бы в том случае, если бы не продавал продукцию самому себе.
Трудность измерения трансакционных издержек может быть связана с рядом причин:
не существует однозначного определения понятия трансакционных издержек, а также единой классификации для любой отрасли;
нет четкой границы между трансакционными и трансформационными издержками, они зависимы друг от друга (выбор технологии определяет структуру трансакционных затрат, а трансакционные издержки ограничивают альтернативный выбор технологий производства);
прямое измерение трансакционных издержек является трудоемким и влечет за собой высокие затраты;
большей части трансакционных издержек свойственен альтернативный характер, то есть для их количественной оценки необходимо провести анализ как реализованных, так и отвергнутых альтернатив. Тогда для начала потребуется узнать, какие альтернативы были рассмотрены и отвергнуты в качестве затратных, а какие были упущены в силу ограниченной рациональности.
В этой связи, можно выделить следующие возможные методы измерения трансакционных издержек в сфере промышленных услуг:
анализ официальных данных, которые предоставляются правительственными, статистическими и другими государственными учреждениями;
предварительное сопоставление общего объема трансакционных затрат планируемой сделки;
спецификация трансакционных издержек;
сбор данных через опрос либо анкетирование экономических субъектов и т.д.
Как уже отмечалось выше, затруднение при оценке трансакционных издержек на предприятии вызывает их выделение из других затрат. Что касаемо предприятий, оказывающих услуг в сфере промышленности, то трансакционные издержки можно разделить на следующие группы[1]:
Таблица 1.
Трансакционные издержки на предприятиях, оказывающих промышленные услуги
|
- цена на материалы и детали для реализации опытов и конструкторских работ; - оплата труда рабочих, занятых в данном виде работ; - оплата консультационных услуг по поводу качества информации, маркетинга, сбыта и снабжения |
|
- издержки на выявление соответствия продукции принятым стандартам качества |
|
- представительские затраты; - расходы, связанные со служебными командировками; - плата за оказание консультационных, аудиторских, нотариальных услуг и т.д.; - затраты на услуги связи |
|
- затраты на упаковочные материалы; - расходы на рекламу и исследование рынка сбыта; - издержки, связанные с содержанием основных средств и иных материальных необоротных активов по сбыту продукции; - затраты на транспортировку, страхование готовой продукции и т.д.; - расходы на гарантийное обслуживание; - иные затраты, связанные с обеспечением сбыта продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- % за кредит; - затраты, связанные с выпуском, содержанием и обращением собственных ценных бумаг, начислением % по договорам кредитования, за исключением банковских кредитов и т.д. |
|
|
|
Сюда же можно отнести и такие трансакционные издержки, как издержки неполноты и несовершенства информации, издержки плохой спецификации прав собственности и издержки оппортунистического поведения. Такие затраты невозможно измерить методом прямого подсчета. В силу своего скрытого характера данные издержки обычно исчисляются в качестве упущенной прибыли, расходов сверх нормы, потерь времени и т.д.
Что касается затрат, возникающих вследствие неполноты информации, то можно выделить три вида рыночной информации: информация о поставщиках, о потребителях и конкурентах. Примером затрат поиска информации могут послужить услуги связи, оплата труда соответствующего персонала, потери, вызванные простоями груза и т.п. Относительно рыночной информации о потребителях трансакционные издержки равняются упущенной выгоде от повышения цены продажи посредством увеличения прибыли на единицу продукции, уменьшенной на разницу величины затрат поиска информации.
Например, величину трансакционных издержек в результате потерь от срыва сроков поставки можно найти следующим образом:
ТИ = Д пр × СВ × П ед + ТИ пер (1)
Д пр – дни простоя (дн);
СВ – среднедневная выработка (шт /день);
П ед – прибыль на единицу продукции (руб /ед. прод);
ТИ пер – трансакционные издержки переговоров по поводу возврата некачественного сырья[2].
Издержки плохой спецификации могут проявляться в нескольких формах, в зависимости от типа заключаемого договора. К примеру, издержки плохой спецификации прав собственности в случае заключения договора купли-продажи продукции, когда предприятие выступает в роли заказчика. В данной ситуации к издержкам будут относиться суммы недопоставленной продукции, а также потери в связи с простоями и т.п.
Потери же вследствие оппортунистического поведения могут возникать при реализации недобросовестных действий со стороны поставщика из-за невозможности полного контроля над ним. Примерами такого поведения со стороны поставщика могут послужить завышение цены на свои товары или услугу в силу беспричинно возросшей себестоимости исполнения заказа или некачественное или просроченное выполнение заказа.
В итоге, трансакционные издержки оппортунистического поведения со стороны внешнего контрагента могут быть исчислены по формуле (2):
ТИ = V pec × (ЦР ф – ЦР сред), где (2)
V рес – количество приобретаемых ресурсов (ед. рес);
ЦР ф – фактическая цена приобретаемых ресурсов (руб / ед. рес);
ЦР сред – среднерыночная цена приобретаемых ресурсов (руб / ед. рес).
Данная формула будет актуальна при условии, что ЦР ф > ЦР сред [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на предприятии, оказывающем промышленные услуги, для количественной оценки трансакционных издержек создать универсальный метод измерения невозможно, так как для большинства случаев характерны ситуации, которые зависят не только от внешней среды и контрагента, вследствие чего каждый вид трансакционных издержек способен видоизмениться. Поэтому метод измерения трансакционных издержек будет изменяться от конкретной ситуации.
Литература:
Вологин И.С., Соколенко В.В. Трансакционные издержки в деятельности предприятия промышленности//Вестник ТГЭУ. 2009-№4.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transaktsionnye-izderzhki-v-deyatelnosti-predpriyatiya-promyshlennosti
Искосков М.О. Оценка трансакционных издержек в корпоративных структурах//Вектор науки ТГУ. 2011-№2(16).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-transaktsionnyh-izderzhek-v-korporativnyh-strukturah
Коваль Л.С. Трансакционные издержки, связанные с заключением договора//Право и экономика. 2005-№10.
Самоволева С.А. Экспертиза инновационных проектов: учет трансакционных издержек//Тезисы доклада на годичной конференции сотрудников РИЭПП «Наука, инновации и образование в современной России» 14-15 марта 2007 г.
Сурова С. Трансакционные издержки: особенности признания в учетной теме для целей управления//Проблемы теории и практики управления. 2006-№10.
Шакиров Н.Ш. Теория и методология оценки структуры трансакционных издержек//Актуальные проблемы экономики и права. 2010-№1(13).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodologiya-otsenki-struktury-transaktsionnyh-izderzhek
8