АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гаджиева П.Д. 1, Абдулкеримова Т.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр содержания обучения. Новое содержание влечет за собой кардинальное изменение и в организационных формах образования.

В этой связи, особую актуальность в последнее время, приобретают интерактивные методы обучения, основанные на диалоговых формах процесса познания.

В процессе использовании интерактивных форм и методов в обучении особое внимание уделено тому, какие условия должны соблюдаться, поскольку эти методы основаны на личной заинтересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности.

Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:

-межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся»;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

-активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:

- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно - пространственной среды;

- организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;

-осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практическая профессиональная деятельность позволяют выделить некоторые условия и методические приемы, обеспечивающие эффективное осуществление названных процессов.

В традиционной практике обучения основная задача педагога состоит в выполнении учебных целей; при интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный, и результаты во многом зависят от благоприятного психологического, эмоционального микроклимата в группе [1].

Психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений и представляет собой совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности(если симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе способствуют продуктивности образовательного процесса, то отрицательные эмоции наоборот, снижают работоспособность участников и производительность учебной деятельности). Кроме того, дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей самих по себе и для взаимного духовного и профессионального обогащения.

Важным условием благоприятной психологической атмосферы обучения взрослых являются состав и количество слушателей. Часто за погоней за количеством проводится соответствующая рекламная кампания, что приводит к переполнению групп. В результате возникает нехватка мест и свежего воздуха в аудитории, проявляется обида и неудовлетворенность обучающихся и становится невозможно эффективно реализовать активные и интерактивные методы обучения.

Повседневная практическая работа в студенческой аудитории показывает, что преподаватель обязан позаботиться о комфортабельной физической среде обучения: аудиториях для игровых занятий, дискуссий, аутотренингов, самостоятельной работы, предусмотреть возможность для кофе-паузы, разминок. При этом организация учебного пространства является важнейшим положением, обуславливающим эффективность интерактивного обучения.

В основе интерактивного обучения - непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы.

В процессе организации групповой учебной деятельности интерактивное обучение следует рассматривать как обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.

Взаимодействие – это отношение между людьми, «когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие». В процессе взаимодействия человек не только лучше познает себя в сопоставлении с другими, но и присваивает новый опыт деятельности и отношений [2].

Важным условием организации интерактивного обучения является, чтобы рефлексия проводилась на каждом нетрадиционном занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.

Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творче­ское, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменя­ет требования к работе педагога как на этапе подготовки к заня­тию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приори­тетным становится процесс освоения материала самими обучаю­ щимися в совместной деятельности, то информативность как кри­терий анализа деятельности преподавателя и оценки эффектив­ности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:

  • коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересован­но и внимательно выслушать его, быть естественным, толерант­ным;

  • умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход об­суждения в группе;

  • быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» при­емы общения;

  • сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслитель­ную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллекту­альном поведении;

  • умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрос­лых обучающихся к интеграции усилий для решения поставлен­ной задачи и др.

Владение интерактивными методиками и формами работы мо­жет пригодиться не только во время учебных занятий со взрослы­ми и студентами, но и непосредственно в профессиональной де­ятельности. При использовании интерактивных методик, основан­ных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуа­ции, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же при­емы (техники разрешения проблем, работа в малых групрах, мо­делирование ситуаций) можно использовать при проведении де­лового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за испол­нение принятых решений.

Список использованной литературы:

1.Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: «Академия», 2006. – 176 с.

2.Гаджиева П.Д. «Интерактивные методы обучения в образовании»: учебное пособие для студентов и учителей-правоведов. – М.: «Парнас», 2012. - 187 с.

 

5

 

Просмотров работы: 730