ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВА

Абдулкеримова Т.А. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кейс-метод можно рассматривать каксинергетическую техно­логию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения груп­пы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обуче­ния, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных ка­честв обучаемых.

Данный метод представляет собой специфическую разновид­ностьпроектной технологии. В обычной обучающей проектной тех­нологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществля­ется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения проис­ходит на основании кейса, который является одновременно и тех­ническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии«создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание дости­жений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию ус­тойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности [3].

По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегриро­ваны другие, более простые методы познания. В него входят моде­лирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, иг­ровые методы и др.

На современном этапе развития системы образования необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения обусловлена двумя причинами:

- первая причина вытекает из общей направленности развития образо­вания, его ориентации не столько на получение конкретных зна­ний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое вни­мание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мыш­ления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

- вторая причина обусловлена развитием требований к качествам лич­ности специалиста, который помимо удовлетворения требовани­й первой тенденции должен обладать также способностью адек­ватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эф­фективно действовать в условиях кризиса.

Практический опыт работы со студентами педагогического вуза показывает, что кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с тра­диционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овла­деть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоя­тельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений сво­бодно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.

Воздействие кейс-метода на формирование личности будущего специалиста довольно таки высокое. Однако, опи­раясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессио­нала, в которых нуждается не только система образования, но и рыночное общество [2].

Выступая как образ мышления преподавателя высшей школы, кейс – метод становится особой парадигмой, позволяющей по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. При этом основными про­блемами являются широкая демократизация и модернизация учеб­ного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педаго­гической деятельности.

В практике работы преподавателя высшей школы технологическая деятельность использова­ния кейс-метода включает в себя два основных этапа:

- первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляет­ся за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность препо­давателя.

Практика применения кейс – технологий в учебном процессе показывает, что примеры из жизни являются хорошим средством наглядного представления теоретических положений. Кроме того, они позво­ляют проверить эти положения на основе собственного опыта.

Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воз­действию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут при­нять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих со­браниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готов много говорить.

Опираясь на вышеизложенное, можем полагать, что конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.

При составлении описания конкретной ситуации необходимо учитывать следующие условия:

  • кейс – ситуация должна соответствовать содержанию теоретического кур­са и профессиональным потребностям обучающихся;

  • желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вы­мышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отра­жено «как есть», а не «как может быть»;

  • следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс;

  • ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содер­жать необходимое и достаточное количество информации;

  • нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач, например, уменьшение контингента учащихся в системе начального профессионального образования);

  • кейс –ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;

  • ситуация должна быть описана интересно, простым и доход­чивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);

  • текст ситуационного упражнения не должен содержать под­сказок относительно решения поставленной проблемы;

  • ситуация должна также сопровождаться четкими инструкци­ями по работе с нею.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективно­го проведения занятия. Необходимо еще подготовить методиче­ское обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.

- Второй этап работы включает в себя деятельность преподава­теля в аудитории, где он выступает со вступительным и заключи­тельным словом, организует малые группы и начинает дискус­сию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Практическое применение кейсов позволяет отметить, часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встре­титься с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через воспитание других людей [4].

Таким образом, будучи формой интерактивного обучения, кейс –метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.

Список использованной литературы:

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.

  2. Кашлев .С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.

Просмотров работы: 792