В статье раскрываются основные направления деятельности психолога по профессиональной ориентации и самоопределению старших подростков. Раскрываются методы и методики, используемые в работе по профориентации. Делается вывод, что профессиональная ориентация старших подростков представляет собой формирование в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, помощь в выборе будущей профессии.
Ключевые слова:направления деятельности психолога, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации старших подростков и поиске наиболее эффективных методов и приемов работы психолога по их профессиональной ориентации и самоопределению. В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации школьников.
Объект исследования: процесс профессиональной ориентации.
Предмет исследования: методы и приемы профессиональной ориентации старших подростков в работе психолога.
Цель исследования: выявить и научно обосновать методы и приемы профессиональной ориентации старших подростков в деятельности психолога.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта.
Одной из основных направлений деятельности психолога в школе является профессиональная ориентация школьников. Основная работа по самоопределению ведется с школьниками старшего подросткового возраста.
По определению Л. Д. Столяренко, профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [2, 429].
С. Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране [4, 104].
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. С. Н. Чистякова отмечает, что изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, необходимо рассматривать как объективный показатель развития личности. Профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное самосознание [3, 47].
Профессиональное самосознание - это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях - со своими возможностями. Благодаря профессиональному самосознанию у человека углубляется личностный смысл предстоящей деятельности, складывается убежденность в целесообразности выбора профессии [1, 248].
Таким образом, профессиональная ориентация и самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.
Профориентация подростков - это, как правило, программа, разработанная на длительное время. Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, проводится несколько раз в год в течение трех лет.
Успешное проведение профессиональной ориентации зависит от выбора методов и методик работы. Наиболее распространенными, использующимися психологами в работе по профориентации и самоопределению старших подростков, являются:
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре. По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий: «человек-природа» - профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством; «человек-техника» - технические специальности; «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей; «человек-знак» - специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами; «человек-художественный образ» - профессии, в основе которых лежит творчество.
«Карта интересов». А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка. Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.
«Якоря карьеры». Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций: профессиональная компетентность - желание стать профессионалом в конкретной профессии; менеджмент - стремление управлять людьми; автономия - стремление к независимости в работе; стабильность - желание работать в одной сфере долгое время; служение - иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности; вызов - находить уникальные решения сложных задач; интеграция стилей жизни - выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой; предпринимательство - создавать новые услуги и товары.
Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.
Итак, профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Анализ опыта работы педагогов и психологов дает нам возможность выделить основные направления работы психолога по профориентации детей:
- расширение знаний о профессиях;
- знакомство с рынком труда и профессий города;
- развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;
- воспитание ценностного отношения к труду;
- подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.
В методике профориентационной работы психолога с старшими подростками активно используются наглядные формы представления информации о разных профессиях и упражнения, которые помогают психологу в увлекательной для детей форме расширять знания о профессиях. Основными методами работы являются профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом.
Список использованной литературы
Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина р др. ; Под ред. Л. М. Митиной. - М. : Academia, 2005. - 336 с.
Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 544 с.
Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие) / С. Н. Чистякова. - М. , 2005 - 176 с.
Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М. : Просвещение, 1997. - 284 с.