The annotation: the article of reading among young people.
Ключевые слова: молодежь, чтение, мотивация, интерес.
Key words: youth, reading, motivation, interest.
Проблема снижения уровня чтения и отказ от него современной молодежи весьма актуальна в настоящее время. К сожалению, идя по пути наименьшего сопротивления, молодые люди отбрасывают даже мысли о трате своего времени на чтение книг, заменяя их просмотром более доступных и легковесных фильмов. С момента появления огромного количества СМИ заметно упал интерес к чтению. Из круга чтения постепенно уходят толстые романы. В настоящее время все большее внимание молодежь уделяет современной художественной литературе и чаще всего – известным, «раскрученным» экранизациям. В исследованиях про то, какое место занимает чтение в жизни людей, можно найти цифры, характеризующие то, что что сегодня можно назвать кризисом чтения. Самыми ошеломляющими оказались результаты исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений», проведено в 2005 г. в Челябинской области. Результаты можно найти в публикациях В.Я. Аскаровой и Н.К. Сафоновой. [1]«Из 630 респондентов 98% подтвердили, что чтение не занимает серьезного места в жизни. [2] Исходя из данных результатов авторы делают вывод, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение не интересно».
Цель моей работы: выявить причины снижения уровня чтения у молодежи.
Задачи:
Провести логический анализ понятий «молодежь», «чтение», «мотив чтения», «интерес»;
Изучить, предпочитают ли проводить досуг современная молодежь за чтением книг;
Выяснить читательские предпочтения в сфере литературы, репертуар читаемой и спрашиваемой литературы в библиотеках;
Исследовать мотивы чтения молодежи;
Выяснить влияние, оказывающее на снижение интереса к чтению.
Объект исследования: группа студентов в возрасте от 18 до 25 лет.
Предмет исследования: отношение студентов к чтению.
Гипотезы исследования:
Основная:
Причины отказа от чтения – отсутствие книг, дефицит времени, дефицит интереса;
Дополнительные:
Несмотря на то что чтение одно из любимых занятий большинства людей, будут выделять время для чтения небольшое количество опрошенных. Я считаю, что это связано не только с появлением СМИ, но и с большой занятостью современного человека. На мой взгляд молодежь склонна в меньшей степени проводить свой досуг за чтением книг.
Система взаимоотношений наркозависимых личностей внутри своей социальной группы имеет невысокую значимость отношений друг с другом. Казалось-бы они единомышленники и союзники, но на самом деле не уважительны и не дружелюбны по отношению друг с другом.
Анализ литературы по изучаемой мной проблеме я проводил по следующим вопросам:
1. Понятие чтения.
2. Данные о проблеме.
В этом разделе я проанализирую основные понятия своей работы.
Одной из самых актуальных проблем в современном мире является проблема молодежи. В различных социологических энциклопедиях и словарях дается множество определений понятия «молодежь». Так, в Российской социологической энциклопедии под молодежью подразумевается большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и социально-экономическим и общественно-политическим положением. [3] В большом словаре по социологии молодежь характеризуется как социального демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости. [4] Проанализировав эти понятия, я вывел наиболее ясное определение. Под молодежью подразумевается большая социальная группа, которая обладает различными социальными характеристиками, ценностными ориентирами, определенным видом деятельности. И все это определяется возрастными особенностями данной группы людей. [5]
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В процессе задействованы зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Психолог Б.Д. Эльконин характеризовал чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: восприятие данных слов, понимание содержания, оценка прочитанного. [6]
Восприятие слов – это есть начало чтения, когда человек, смотря на буквы, может произнести или вспомнить определенное слово.
Понимание содержания – когда каждое, прочитанное нами, слово строит в нашем сознании определенные образов, чувства, желания.
Оценка прочитанного – умение критически отнестись к содержанию прочитанного, сделать умозаключение.
Мотивация чтения – система внутренних и внешних побуждающих факторов, определяющих читательское развитие социальных субъектов, стимулирующих обращение к различным текстам и литературе на различных носителях, и формирующих круг чтения. Для иллюстрации проблемы выделены следующие мотивы применительно к чтению художественной литературы: интеллектуальные, коммуникативные, познавательные, развлекательные самоутверждение, стремление к отдыху, эмоциональные, эстетические, этические. [7]
Читательский интерес - это направленный интерес, взаимодействие читателя и человеческого опыта, заключенного в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. [8]
В работе исследованы аспекты влияния СМИ, друзей на представление современной молодежи о семье и браке. Для изучения данного влияния на представление о семье и браке было проведено анкетирование 50 студентов Нижнекамского вуза, а также была дана сравнительная характеристика с результатами анкетирования студентов Российских вузов.
Первый вопрос, который был задан участникам анкетирования: «Читаете ли Вы?» - 15% опрошенных ответили, что они не представляют свою жизнь без чтения; 30%, что они не очень любят читать и 55%, что у них нет времени на чтение. Второй вопрос выявил то, как современная молодежь проводит свой досуг: «Является ли чтение одним из способов проведения Вашего досуга?» - 40% опрошенных ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга; 55%- что чтение не является одним из способов проведения их досуга и 5% ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга, если принимать во внимание чтение литературы по учебной программе. Третий вопрос определил, какой жанр или репертуар читаемой литературы наиболее предпочтителен: «Что именно Вы предпочитаете читать?» - 75% опрошенных ответили, что они читают газеты, журналы; 30% читают художественную литературу и 20% читают научную литературу. Четвертый вопрос дал понять, что побуждает к чтению молодежь: «Мотив Вашего чтения?» - 55% опрошенных ответили, что мотивом их чтения является личностный интерес, увлечение; у 25%- познавательный интерес; у 20%-учебные задания и у 10%- занятие досуга, от скуки. Пятый вопрос помог разобраться с причинами, влияющими на понижение интереса к чтению: «Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время снизилось стремление к чтению?» - 45% опрошенных ответили, что книга и чтение отживают под напором интернета; 40% считают, что нет активной рекламы чтения и 15 % думают, что родители меньше читают сами, и меньше читают детям.
Для решения всех поставленных задач и целей я подробно рассмотрел тему моего исследования. Изучил необходимые теоретические вопросы. С помощью анкетирования выяснил отношение студентов к чтению. Было подтверждено, что СМИ оказывает непосредственное влияние на уровень чтения.
Литература
Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007. – Вып. 7. – С. 90–94;
К сожалению, не сказано, как именно формулировался вопрос, какими были другие варианты ответов, и что сами авторы анкеты вкладывают в понятие «серьезное место в жизни»
Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.
Социологический словарь проекта Socium, [Электронный ресурс], 2003.
http://www.edutarget.ru/sonics-272-1.html
Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.208–218,
ttp://studopedia.ru/3_100807_tema--chitatelskaya-napravlennost-chitatelskaya-potrebnost-interes-ustanovka-motivi-i-tseli-chteniya-kak-osnovnie-harakteristiki-chitatelskoy-deyatelnosti.html