КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЧТЕНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ? - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ЧТЕНИЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ?

Зотеев В.А. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (НХТИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в статье рассматривается проблема чтения среди молодежи.

The annotation: the article of reading among young people.

Ключевые слова: молодежь, чтение, мотивация, интерес.

Key words: youth, reading, motivation, interest.

Проблема снижения уровня чтения и отказ от него современной молодежи весьма актуальна в настоящее время. К сожалению, идя по пути наименьшего сопротивления, молодые люди отбрасывают даже мысли о трате своего времени на чтение книг, заменяя их просмотром более доступных и легковесных фильмов. С момента появления огромного количества СМИ заметно упал интерес к чтению. Из круга чтения постепенно уходят толстые романы. В настоящее время все большее внимание молодежь уделяет современной художественной литературе и чаще всего – известным, «раскрученным» экранизациям. В исследованиях про то, какое место занимает чтение в жизни людей, можно найти цифры, характеризующие то, что что сегодня можно назвать кризисом чтения. Самыми ошеломляющими оказались результаты исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений», проведено в 2005 г. в Челябинской области. Результаты можно найти в публикациях В.Я. Аскаровой и Н.К. Сафоновой. [1]«Из 630 респондентов 98% подтвердили, что чтение не занимает серьезного места в жизни. [2] Исходя из данных результатов авторы делают вывод, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение не интересно».

Цель моей работы: выявить причины снижения уровня чтения у молодежи.

Задачи:

  1. Провести логический анализ понятий «молодежь», «чтение», «мотив чтения», «интерес»;

  2. Изучить, предпочитают ли проводить досуг современная молодежь за чтением книг;

  3. Выяснить читательские предпочтения в сфере литературы, репертуар читаемой и спрашиваемой литературы в библиотеках;

  4. Исследовать мотивы чтения молодежи;

  5. Выяснить влияние, оказывающее на снижение интереса к чтению.

Объект исследования: группа студентов в возрасте от 18 до 25 лет.

Предмет исследования: отношение студентов к чтению.

Гипотезы исследования:

Основная:

Причины отказа от чтения – отсутствие книг, дефицит времени, дефицит интереса;

Дополнительные:

Несмотря на то что чтение одно из любимых занятий большинства людей, будут выделять время для чтения небольшое количество опрошенных. Я считаю, что это связано не только с появлением СМИ, но и с большой занятостью современного человека. На мой взгляд молодежь склонна в меньшей степени проводить свой досуг за чтением книг.

Система взаимоотношений наркозависимых личностей внутри своей социальной группы имеет невысокую значимость отношений друг с другом. Казалось-бы они единомышленники и союзники, но на самом деле не уважительны и не дружелюбны по отношению друг с другом.

Анализ литературы по изучаемой мной проблеме я проводил по следующим вопросам:

1. Понятие чтения.

2. Данные о проблеме.

В этом разделе я проанализирую основные понятия своей работы.

Одной из самых актуальных проблем в современном мире является проблема молодежи. В различных социологических энциклопедиях и словарях дается множество определений понятия «молодежь». Так, в Российской социологической энциклопедии под молодежью подразумевается большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и социально-экономическим и общественно-политическим положением. [3] В большом словаре по социологии молодежь характеризуется как социального демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости. [4] Проанализировав эти понятия, я вывел наиболее ясное определение. Под молодежью подразумевается большая социальная группа, которая обладает различными социальными характеристиками, ценностными ориентирами, определенным видом деятельности. И все это определяется возрастными особенностями данной группы людей. [5]

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В процессе задействованы зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Психолог Б.Д. Эльконин характеризовал чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: восприятие данных слов, понимание содержания, оценка прочитанного. [6]

Восприятие слов – это есть начало чтения, когда человек, смотря на буквы, может произнести или вспомнить определенное слово.

Понимание содержания – когда каждое, прочитанное нами, слово строит в нашем сознании определенные образов, чувства, желания.

Оценка прочитанного – умение критически отнестись к содержанию прочитанного, сделать умозаключение.

Мотивация чтения – система внутренних и внешних побуждающих факторов, определяющих читательское развитие социальных субъектов, стимулирующих обращение к различным текстам и литературе на различных носителях, и формирующих круг чтения. Для иллюстрации проблемы выделены следующие мотивы применительно к чтению художественной литературы: интеллектуальные, коммуникативные, познавательные, развлекательные самоутверждение, стремление к отдыху, эмоциональные, эстетические, этические. [7]

Читательский интерес - это направленный интерес, взаимодействие читателя и человеческого опыта, заключенного в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. [8]

В работе исследованы аспекты влияния СМИ, друзей на представление современной молодежи о семье и браке. Для изучения данного влияния на представление о семье и браке было проведено анкетирование 50 студентов Нижнекамского вуза, а также была дана сравнительная характеристика с результатами анкетирования студентов Российских вузов.

Первый вопрос, который был задан участникам анкетирования: «Читаете ли Вы?» - 15% опрошенных ответили, что они не представляют свою жизнь без чтения; 30%, что они не очень любят читать и 55%, что у них нет времени на чтение. Второй вопрос выявил то, как современная молодежь проводит свой досуг: «Является ли чтение одним из способов проведения Вашего досуга?» - 40% опрошенных ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга; 55%- что чтение не является одним из способов проведения их досуга и 5% ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга, если принимать во внимание чтение литературы по учебной программе. Третий вопрос определил, какой жанр или репертуар читаемой литературы наиболее предпочтителен: «Что именно Вы предпочитаете читать?» - 75% опрошенных ответили, что они читают газеты, журналы; 30% читают художественную литературу и 20% читают научную литературу. Четвертый вопрос дал понять, что побуждает к чтению молодежь: «Мотив Вашего чтения?» - 55% опрошенных ответили, что мотивом их чтения является личностный интерес, увлечение; у 25%- познавательный интерес; у 20%-учебные задания и у 10%- занятие досуга, от скуки. Пятый вопрос помог разобраться с причинами, влияющими на понижение интереса к чтению: «Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время снизилось стремление к чтению?» - 45% опрошенных ответили, что книга и чтение отживают под напором интернета; 40% считают, что нет активной рекламы чтения и 15 % думают, что родители меньше читают сами, и меньше читают детям.

Для решения всех поставленных задач и целей я подробно рассмотрел тему моего исследования. Изучил необходимые теоретические вопросы. С помощью анкетирования выяснил отношение студентов к чтению. Было подтверждено, что СМИ оказывает непосредственное влияние на уровень чтения.

Литература

  1. Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007. – Вып. 7. – С. 90–94;

  2. К сожалению, не сказано, как именно формулировался вопрос, какими были другие варианты ответов, и что сами авторы анкеты вкладывают в понятие «серьезное место в жизни»

  3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998

  4. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.

  5. Социологический словарь проекта Socium, [Электронный ресурс], 2003.

  6. http://www.edutarget.ru/sonics-272-1.html

  7. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.208–218,

  8. ttp://studopedia.ru/3_100807_tema--chitatelskaya-napravlennost-chitatelskaya-potrebnost-interes-ustanovka-motivi-i-tseli-chteniya-kak-osnovnie-harakteristiki-chitatelskoy-deyatelnosti.html

Просмотров работы: 6296