ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ ГОРОДА КАК ПРОБЛЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ГОРОДА ДНЕПРОПЕТРОВСКА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ ГОРОДА КАК ПРОБЛЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ГОРОДА ДНЕПРОПЕТРОВСКА)

Герцман Е.A. 1, Саньков П.Н. 2
1ПГАСА
2Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе раскрывается понятие цветовой гармонии города, определяются проблемы, связанные с цветовым оформлением зданий в центре Днепропетровска, изучается эволюция цвета в различные исторические периоды города и предлагаются рекомендации по улучшению колористической гармонии центральной части города Днепропетровска

Ключевые слова: колористическая гармония, цвет, городская среда, интегрирование, цветовосприятие.

В данной работе раскрывается понятие цветовой гармонии города, определяются проблемы, связанные с цветовым оформлением зданий в центре Днепропетровска, изучается эволюция цвета в различные исторические периоды города и предлагаются рекомендации по улучшению колористической гармонии центральной части города.

Цель: раскрыть понятие цветовой гармонии города и определить актуальность данного вопроса. Рассмотреть роль и функции цвета в городском пространстве. Проанализировать архитектуру центра города Днепропетровска с точки зрения колористики и сформулировать проблемы, связанные с применением цвета в городской среде.

Объект исследования: визуальная колористическая среда города.

Предмет исследования: архитектура центра города Днепропетровска.

Рис. 1

Актуальность. 21 век – век инноваций и прогресса, но, не смотря на это, урбанизация оказывает и негативное влияние: появляются объекты градостроительства, которые не всегда гармоничны, сомасштабны друг другу и колористически не увязаны с элементами окружающей среды, вследствие чего цветовой образ города формируется беспорядочно. При этом разрушается целостность его восприятия, появляется определенная дробность в архитектонике городской среды. В настоящее время отсутствует комплексный взгляд на проблемы, связанные с колористической гармонией городской среды. Именно вопросу колористики здания следует уделять первостепенное значение при решении оформления его внешнего вида, ведь именно методы и средства колористики способствуют четкому и скоординированному проектированию городской среды. ( рис. 1)

Колористическая проблематика центра города Днепропетровска

На сегодняшний день та искусственная среда обитания, которую создал человек, не всегда является для него комфортной в плане колористических решений. В процессе исследования визуальной колористической среды центра Днепропетровска были выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие целостной цветовой гармонии;

  • несоответствие исторической преемственности: исчезновение первоначальных колоритов, которые были утеряны в течении времени; Мы забыли, что уникальность каждого города неразрывно связано с его историей.

  • отсутствие цветовых контактов с природным окружением;

  • фасады зданий постепенно утрачивают цветовую палитру, тем самым разрушая уже существующий городской пейзаж.

  • доминирующая колористика рекламы и вывесок, и хаотичное ее размещение, что часто мешает ее объективному восприятию.

Все эти проблемы негативно сказываются на общем цветовом облике города и отражаются на психоэмоциональном состоянии его жителей, а также могут создать неправильное восприятие цветового единства в архитектуре. Чтобы избежать цветового нагромождения, эстетического беспорядка, выбор цвета должен основываться на принципах колористической гармонии, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре и цветовых предпочтениях.

Колористика - это наука о цвете, которая включает в себя раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии, цветовых предпочтениях людей. Целостную систему, которая представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, образуя при этом органичное целое, называют колористической гармонией города. (рис. 2)

Рис. 2

Колористика города, его роль и функции

Ранее уже предпринимались попытки разрешить проблему колористики в городском пространстве. Например, большой вклад в теорию и практику колористики города внес архитектор А.В. Ефимов, в его труде «Колористика города» излагается концепция формирования цвета в городе. Архитектор Н.К. Соловьев в своих трудах

рассматривает возможные приемы его применения.

Сегодня цвет является обязательным атрибутом предметно-пространственной среды, одиним из элементов архитектурно-градостроительной формы. Его рассматривают как основу для формирования окружающего пейзажа пространства и повышения качества жизни горожан.

С помощью цвета можно придать городскому пространству определенную стилевую направленность, объединить разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать целостный образ городской среды. Поэтому вопрос цвета становится одним из определяющих в современном городе.

Функции цвета в современной архитектуре подразделяются на 3 основные: ориентации в пространстве и времени, обеспечение психофизиологического комфорта и создание единого колористического образа.

Определение колористической идеи города

Известный французский архитектор-колорист Мишель Клер отметил: « Цвет должен являться частью политики градостроительства ». В градостроительстве существует определенный порядок действий при выбора цвета здания, которые необходимо соблюдать для его лучшей интеграции в городскую среду. (рис.3)

  • 1 этап – изучение генерального плана города.

На первом этапе необходимо внимательно изучить морфологию города, определить конуры пространств, которые образовывают город, их структуру. Также изучить исторически ценную архитектурную застройку города. Результатом этого этапа явяется создание хроматической карты города.

  • 2) 2 этап – подробный анализ генерального плана

Подробная разработка генерального плана города. На этом этапе необходимо детально рассмотреть кварталы, выработать колористические схемы города и определить главную колористическую идею каждого конкретного района.

  • 3) 3 этап - проект

Определение хроматических гармоний архитектуры.

  • 4) 4 этап – разработка чертежей фасадов.

Определение колористического решения архитектуры центральной части города и жилых кварталов. Разработка цветовых палитр для фасадов общественных зданий и частных домов.

Рис. 3

Рис. 4

Цветовое наследие

Чтобы правильно осуществлять работу с этими четырьмя этапами, в первую очередь необходимо тщательно проанализировать историческую полихромию города и цветовые предпочтения жителей. Каждый город, каждый регион имеет свой цвет, определяющий его уникальность и неповторимость. Каждая историческая эпоха представляет собой определенную палитру цветов. Конечно, Днепропетровск имеет свою хроматическую эволюцию и свои собственные цветовые особенности. В начале XX-ого века использовалась палитра пастельных оттенков, где охра была доминантой. Ахроматические цвета становится отличительной чертой этой эпохи. В течение последующих 20-30 лет, конструктивисты не только использовали серые оттенки, но и пытались выработать единую хроматическую палитру. Советская архитектура возобновляет эстетику охровой палитры. Массовое строительство 60-80 годов недооценивает цвет, (но, несмотря на это, профессиональные подходы по созданию единой хроматической городской среды все же появляются на рубеже XX- XXI веков.) Таким образом палитра пастельных оттенков, включающая в себя такие цвета, как желтый, зеленый, коричневый, розовый, серый и бордовый становится официальной, архитекторы предполагают, что хроматическая гамма позволит создать стилистическое единство в строительстве. После войны, палитра немного изменятеся, становясь более сдержанной, но все так же с использованием серого и охры. Новые строения не вносят новых цветов в колористическую палитру города. (рис. 4)

Восприятие цвета

Следует также отметить, что цвета влияют на психоэмоциональное состояние людей. Каждый имеет личное виденье и восприятие того или иного цвета, и соответственно по-разному на него реагирует, то есть выбор цвета остается субъективным и зависят от вкуса индивида. Многочисленные исследования подтверждают влияние цвета на наше настроение и поведение. Наша среда может быть различной по настроению и цвета принимают в этом непосредственное участие. Использованные цвета могут усилить возбуждение, или же напротив способствовать успокоению. Благодаря цвету существует также возможность изменять пропорции здания. Светлые оттенки зачастую воспринимаются ближе, чем темные. Светлые элементы на темном фасаде кажутся шире, чем такие же темные на светлом фасаде. Необходимо принимать во внимание все эти знания при планировании и организации пространства города. (рис. 5)

Рис. 5

Вывод

Заключительным этапом моей работы является разработка рекомендаций по улучшению цветового палитры центра города Днепропетровска. Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие предложения:

  • необходимо считаться с законами цветовой гармонии;

  • составляя генеральный план города необходимо анализировать градострительное месторасположение того или иного объекта и следовать единым , выработанным раннее, принципам колористической гармонии.

  • при создании колористической карты использовать принцип «от общего к частному»;

  • создать единый стиль для малых архитектурных форм;

  • использовать опыт прошлого, сохраняя культурное богатство Днепропетровска;

  • применять местные материалы, отдавая предпочтение оттенкам, которые гармоничны с окружающей средой;

  • учитывать пожелания и предпочтения жителей;

  • необходимо уменьшить количество рекламы в историческом центре города;

  • подумать о введении новых колоритов, чтобы освежить городской пейзаж.

На сегодняшний день существует проблема гармонизации и упорядочения колористического решения культурного центра города Днепропетровска. Необходимо создать благоприятную, гармоничную обстановку в городе для улучшения качества жизни горожан. Цвета зданий должны вызвать положительные эмоции и образовывать единое цветовое равновесие.

Литература

  1. Алексеев С.С., Теплов Б.М, Шеварев, П. А. «Цвет в архитектуре» – Москва, 1934.

  2. Беббит Эдвин Д. «Принципы света и цвета. Сила цвета» Киев, 1996.

  3. Буймистру Т.И. «Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии» – Москва, 2010.

  4. Ефимов А.В. Колористика города - Москва, 1990.

  5. Ефимов А.В. «Колористическое решение районов массового строительства», 1997.

  6. Эмберж Жан-Жак. Разработка нового подхода цветопередачи в городской среде. Докторская диссертация. Льеж:факультет прикладных наук. Университет Льежа.1988.

  7. http://www.technique2.brayard.fr

Просмотров работы: 2359