СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Нарикбаев Н.Р. 1
1ФГБОУ "БГПУ им.М. Акмуллы"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выполнение задач модернизации педагогического образования обуславливает необходимость усиления внимания к использованию новых подходов в организации повышения квалификации педагогов, развития их профессиональной компетентности.

Поэтапное введение нового законодательства об образовании в последние годы послужило посылом к пересмотру профессиональной компетентности педагога профессионального обучения, и главным образом в области правовой подготовки. Стало важным формирование правовой компетентности педагога профессионального обучения.

С 1 января 2017 года вступит в силу приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который, в отличие от ныне действующих квалификационных характеристик должностей работников образования, в частности преподавателей средних профессиональных учебных заведений, установил более высокие требования к правовым знаниям и умениям педагогов профессионального образования. Новый профессиональный стандарт от педагога требует высокой степени правовой компетентности, в частности: знания основ законодательства Российской Федерации об образовании и локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса, проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации и дополнительной профессиональных программ, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные [3] .

В связи с этим, уровень освоения правовой компетенции сотрудника-педагога будет являться ориентиром для работодателя при приеме на работу.

Изменения в образовательном праве, законодательства регулирующего образовательные правоотношения требуют от педагогических работников постоянного переобучения и повышения квалификации.

Для системы повышения квалификации созданы новые образовательные программы, направленные на формирование актуальных правовых компетенций в соответствии с профессиональным стандартом, а также реализации этих программ. Формирование специальных профессиональных компетенций осуществляется путем поэтапного освоения содержания дисциплин профессионального цикла [4].

Введение современных образовательных технологий в процесс повышения квалификации является востребованным средством обучения. Современные компьютерные технологии применяются в различных науках, как технических, так и гуманитарных, поэтому педагогические инновации не могли не коснуться и системы повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования и процесса формирования правовой компетентности.

Внедрение в систему повышения квалификации кейс-технологий, мультимедиа технологий, оценочных и интерактивных технологий, электронных тренажеров, интернет ресурсов позволит обеспечить наилучший образовательный результат.

При необходимости решения правового вопроса, например, введения учебной документации в соответствие с действующим законодательством, многие преподаватели не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регламентируют данную деятельность. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации.

Для того чтобы демонстрировать теоретические положения нормативных актов на практике, заинтересовать обучающихся (слушателей) в изучении конкретного вопроса, активно использовать умения работать с информацией и критически её осмысливать, развивать аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их), развивать практические и творческие навыки, коммуникативную и социальную культуру, формировать рефлексивную позицию целесообразнее использовать современные технологии ситуационных задач [1] - кейс-технологии.

Кейсы классифицируются исходя из целей и задач процесса обучения на следующие типы: обучающие анализу и оценке, обучающие решению проблем и принятию решений, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом [2].

Кейс, иллюстрирующий проблему может представляться в виде рисунков, картин, звуков, видео-сюжетов.

Особое значение в изучении правовых знаний отводится видео-кейсам. Видео-кейс представляет собой современную технологию обучения, при которой обучающиеся активно взаимодействуют, активно участвуют в моделируемой ситуации, данные кейсы разрабатываются на основе необходимых для решения проблемы нормативных актов. Содержание (сюжет) составляют типичные правовые ситуации, возникающие в практике педагогов и администрации среднего профессионального образования.

Для получения слушателями курсов повышения квалификации наиболее качественного продукта преподавателю, необходимо неукоснительно соблюдать все методические рекомендации по использованию видео-кейса, особенно при подборе видео-кейса по теме занятия, ее назначению по цели.

Методические материалы по сопровождению видео-кейса в учебном процессе включает:

1) описание содержания сюжетов видео-кейса и вопросов к ним по темам занятия;

2) описание приема работы с вопросами видео-кейсов ;

3) описание законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих образовательные правоотношения в образовательных организациях среднего профессионального образования.

4) описание рекомендуемого программного обеспечения для использования видео-кейсов.

Описание содержания сюжетов видео-кейса по темам занятия представлено в виде краткого текстового изложения видеосюжета, с методическими рекомендациями по их использованию, а так же их применению в различных темах и целях занятия.

Описание приемов работы с вопросами видео-кейсов содержит в себе представление той жизненной ситуации, которая описана в видео-кейсе, мысленное участие в ней. Вторым видом приема работы с вопросами видео-кейса выступает разбиение содержания проблемного вопроса видео-кейса на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. Третьим приемов работы с вопросами выступает моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью:

а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче,

б) предметных моделей,

в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.

Описание законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих образовательные правоотношения в образовательных организациях среднего профессионального образования поможет преподавателю лучше ориентироваться в проблемных вопросах видео-кейса в рамках нормативно-правовой базы, которая будет содержаться в описании в виде ссылок на конкретные правовые нормы.

Описание рекомендуемого программного обеспечения позволит заранее подготовить рабочее место преподавателя, для правильного подключения и использования ресурсов видео-кейса.

Алгоритм использования видео-кейса в учебном процессе включает в себя следующие этапы : введение в ситуацию, демонстрации видео-сюжета, основной (аналитический) этап, краткое изложение членами групп материалов из видео-кейса их обсуждение, выявление проблемных моментов, решение видео-кейса. Заключительный этап состоит из результатов аналитической работы (слушатели курсов могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы), обобщающее выступление преподавателя – анализ ситуации, оценивание преподавателем решения обучающихся.

Использование видео-кейсов на занятиях может на любом этапе занятия (вводном, основном, заключительном). Видео-кейсы по своему объему классифицированы в зависимости от их назначения. На этапе мотивации и целеполагания возможно использовать видео-кейсы небольшой продолжительности от 30 секунд до 2-х минут, нацеленные мотивировать аудиторию, и имеющие ряд облеченных вопросов, для формулирования темы, создания проблемной ситуации следует обратиться к видео-кейсам продолжительностью от 1-й до 5 минут с набором актуальных проблемных вопросов, в целях систематизации и обобщения видео-кейс можно использовать любой продолжительностью, с набором по каждому кейсу содержательных вопросов с теоритическим повторением пройденного.

Решение видео-кейсов позволит обогатить и расширить практическую основу образовательной программы, использование мультимедийных технологий предоставит преподавателю объединить многокомпонентную информационную среду, упростит переработку информации.

Рассмотрим возможные примеры кейсов, содержание которых направлено на формирование правовой компетентности педагога.

КЕЙС №1

Преподаватель привлечен директором колледжа к дисциплинарной ответственности за низкую посещаемость студентов группы. Должностной инструкцией преподавателя не предусмотрена такая ответственность.

1.Кто несет ответственность и в каком объеме за посещаемость занятий студентами?

2.Правомерны ли действия директора колледжа ?

3. В каком случае администрация образовательной организации имеет право назначить дисциплинарное расследование в отношении педагогического работника?

а) При нарушении работником трудовой дисциплины;

б) При поступлении письменной жалобы о нарушении этим работником норм профессионального поведения и (или) нарушения устава;

в) При нарушении работником трудовой дисциплины, норм профессионального поведения и (или) устава;

г) Дисциплинарные расследования в отношении педагогических работников Законом РФ «Об образовании» не предусмотрены.

4.Можно ли дисциплинарное взыскание оспорить в суде?

КЕЙС №2

Студент 1 курса Иванов Владислав был отчислен приказом директора колледжа за нарушение правил внутреннего распорядка обучающихся - за опоздание. Студент обжаловал приказ директора в судебном порядке, поскольку считает свое отчисление неправомерным, так как куратор колледжа должным образом не разъяснила ему содержание правил внутреннего распорядка, сам факт опоздания был отмечен только в журнале посещения.

1.Несет ли ответственность куратор за соблюдение студентами закрепленной группы правил внутреннего распорядка обучающихся?

2.Обязан ли куратор группы знакомить своих студентов с локальными актами?

3.Считается ли опоздание дисциплинарным проступком?

4.Разработайте алгоритм привлечения к дисциплинарной ответственности студента.

5. Оцените законность и обоснованность обжалования приказа директора колледжа в судебном порядке?

6.Какие вопросы должен выяснить суд при принятии решения

7.Какое решение вынесет суд?

Применение информационных технологий в системе повышении квалификации позволит сформировать в образовательном процессе активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, благодаря чему происходит достижение личностно-значимого образовательного результата, создать оптимальные условия для модификации системы повышения квалификации, в частности повышения правовой компетентности, повысит качественный уровень наглядности и его содержательного наполнения.

Конечно, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе повышения квалификации – это еще не «панацея» успешного овладения правовыми компетенциями, однако, его применение выводит на качественно новый уровень систему повышения квалификации.

Список литературы

1. Электронный кейс как инструмент методического сопровождения педагога: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области в 2012 году / под ред. О.Б. Модулиной. – Рыбинск, МОУ ДПО «Информационно- образовательный Центр», 2012. – 18с.

2. Абдукадыров А. А. Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров [Текст] / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201509280019.

4. Шамигулова О.А. Подготовка педагога к реализации предметно-тематической модели гражданско-правового образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 6 (55). С. 40-48.

Просмотров работы: 1656