К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Фазылова Г.В. 1, Санникова Л.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время процессы совершенствования системы образования, её модернизации требуют от педагогов дошкольных образовательных организаций непрерывного профессионального роста. Уровень подготовки педагогов осуществляется путём самообразования, системного повышения квалификации и постоянной работой педагога над совершенствованием своего развития. Говоря, о модернизации дошкольного образования, мы имеем в виду преобразования в нормативном и методическом обеспечении.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольной образовательной организации и тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее основная роль проявляется в активизации личностной, профессионально-педагогической и творческой деятельности педагогов.

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. М.М. Поташник и др. дают следующее определение: «под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов». На наш взгляд, данное определение в полной мере отражает суть методической работы в дошкольной образовательной организации.

О.Г. Сергина главной целью методической работы в дошкольной образовательной организации (ДОО) определяет как постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива, а первостепенной задачей методической работы – оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [5].

По мнению Л.Н. Купреевой, методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

Л.Н. Купреева трактуя методическую работу как инновационную деятельность, выделила следующие её отличительные особенности:

  • обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;

  • обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их оценивания;

  • обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

  • обеспечение непрерывности инновационной, поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому, в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;

  • оснащение педагогов средствами профессионально педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка [4].

Определяя важную роль методической работы целесообразно говорить о необходимости мотивации (мотивирования) педагогов к данному виду деятельности.

В своем исследовании Е.В. Гордиенко раскрывает систему методической работы старшего воспитателя (её модель) по формированию мотивации к самообразовательной деятельности педагога, которая включает в себя два аспекта:

  1. Управленческое содействие педагогам в повышении мотивации к осуществлению самообразовательной деятельности;

  2. Оказание адресной и необходимой помощи конкретным педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности.

Методическое содействие старшего воспитателя педагогам в повышении мотивации к самообразовательной деятельности может реализовываться, во-первых, в создании благоприятных условий для организации самообразования, а в частности через организацию информационного обеспечения процесса самообразования [3].

В деятельность старшего воспитателя по организации информационного обеспечения процесса самообразования входит организация выставок научно методической, методической информации, которая необходима педагогам в условиях обновления образовательной практики ДОО. Это может быть представлено подборкой новинок научно-методической и методической литературы, журналов по приоритетным направлениям деятельности ДОО, новинок литературы для организации самообразовательной и инновационной деятельности педагогов, методическим обеспечением для реализации образовательных программорганизации, вариативных и парциальных программ, используемых педагогами в плане обновления содержания образования детей дошкольного возраста.

Во-вторых, проектирование и реализация системы управленческого содействия старшего воспитателя педагогам в осуществлении самообразовательной деятельности. Система такого управленческого содействия включает в себя ряд условий: нормативно-регламентирующие; перспективно-ориентирующие; деятельностно-стимулирующие; информационно-коммуникативные.

При доминировании мотивов инновационная деятельность строится следующим образом (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова):

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за деятельность по внедрению инноваций.

2. Мотив престижа. Внешнее самоутверждение педагога (внешняя положительная оценка окружающих). В этом случае педагог занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд.

3. Профессиональный мотив. Выступает в общем виде, как желание учить и воспитывать детей. Профессиональные мотивы, соединены с высоким уровнем креативности.

Работа в образовательном учреждении, по мнению Л.Н. Купреевой, должна вестись в следующих направлениях:

  •  
    1. повышение социально-психологической культуры педагогов;

    2. совершенствование педагогической культуры;

    3. овладение мировой, национальной, речевой и бытовой культурой;

    4. развитие специальных навыков и умений педагогов дошкольного учреждения [4].

В настоящее время изменилось понимание сущности методической работы. Раньше она выражалась узко: как деятельность старшего воспитателя по «обучению воспитателей методам и приемам работы с детьми». Сейчас под методической работой предполагают деятельность не только заместителя руководителя, но и руководителя, и педагогов [1].

Поэтому на современном этапе к методической деятельности, а точнее к методическому обеспечению образовательной деятельности в дошкольной организации подключаются педагоги. Это обусловлено актуальными требованиями, заложенными в таких документах как: «Эффективный контракт с педагогом»; «Профессиональный стандарт педагога».

Так с внедрением «Эффективного контракта педагога», в котором отражаются: трудовые функции педагога; показатели и критерии оценки эффективности деятельности; размер и условия стимулирующих выплат, педагог, занимаясь методической деятельностью, не только саморазвивается, но и имеет возможность получить надбавку к заработной плате.

Так же, важное значение имеет введение «Профессионального стандарта педагога», в котором отражены обобщенные и частные трудовые функции. Изучив профессиональный стандарт, мы считаем, что он тесно связан с инновационной методической деятельностью педагога, так как в документе говорится о реализации современных, интерактивных форм и методов, проектной деятельности, участии педагогов в разработке общеразвивающей образовательной программы и т.д.

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество, эффективность, конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому в связи с внедрением «Эффективного контракта педагога» и «Профессионального стандарта педагога» необходимость исследований и разработок по развитию мотивации педагогов к методической деятельности, заметно возросла. В связи, с чем нашей перспективой исследования является разработка и теоретическое обоснование комплекса мероприятий по мотивации педагогического коллектива к методической деятельности в дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

  1. Багаутдинова, С.Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методический комплекс / С.Ф.Багаутдинова, К.В.Корнилова.– Магнитогорск : МаГУ, 2010 – 72 с.

  2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая -М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 210 с. – Библиогр.: 208 с.

  3. Гордиенко, Е.В. Система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразовательной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е.В. Гордиенко//Библиотека материалов для работников школы «Педпортал» – Режим доступа: http://pedportal.net/

  4. Купреева, Л.Н. Организация и управление инновационной методической работой [Электронный ресурс] / Л.Н. Купреева // Электронный журнал: «Конференц-зал» – Режим доступа: http://www.konf-zal.com/

  5. Сергина, О.Г. Методическая работа как фактор управление современным ДОУ [Электронный ресурс] / Л.Н. Купреева // Электронный журнал: «Конференц-зал» – Режим доступа: http://www.konf-zal.com/

Просмотров работы: 792