МОЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОМ ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОМ ДИЗАЙНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в сообщении рассматривается дизайн с точки зрения науки и ее составляющих. Приводиться терминология и общие связи дизайна и науки с личной точки зрения. Рассмотрена систематичность «научного дизайна».

Ключевые слова: наука, дизайн, структура работы.

 

«Особенность современного состояния дизайна состоит, прежде всего, в том, что в нем сильно развиты проектировочные подразделения, значительно слабее - методические и только-только начала развиваться наука. Но, без развития науки не может быть дальнейшего развития самого дизайна. Следовательно, основная задача сейчас состоит в том, чтобы скорейшим образом ее построить» [5].

Я понимаю под «научным дизайном» - дизайн как область, которую можно изучить, сгруппировать, разложить по полочкам, выделить основы, закономерности по которым работает дизайнер, а также обучить всем этим закономерным приемам любого другого. Эти закономерности, схемы действий в дизайне и делают его научным. То есть «научный дизайн» - это знания, которые нужны для создания проектов.

В отличие от искусства, дизайн можно поместить в определенные рамки. Мы не художники и зависим от заказчика. Есть точные схемы, планы нашей работы, тут все более конкретно, поэтому дизайн можно приравнять к науке.

Давайте рассмотрим, какие черты дизайна, как деятельности, роднят его с наукой? Здесь можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и тому подобное). Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты. Общие черты дизайна и науки: систематичность, чувственность, критичность, преемственность, общезначимость.

Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Преемственность -  новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты [4].

Рассмотрим более подробно главную черту «научного дизайна», а именно: Систематичность - структура, план работы дизайнера.

Первое с чего следует начинать работу это:

Поиск понимания. Для эффективного проектирования дизайнер должен обладать глубоким пониманием того, с чем ему предстоит работать.

Поиск идей. Во время проектирования дизайнер ищет идеи, способные помочь ему придать продукту определенную форму, включающую в себя функции продукта, материалы, из которых он должен быть изготовлен, и его эстетику. 

Очень эффективны на данном этапе такие методы как:

Мозговой штурм

Методика группового участия

Дерево целей. Методика, заключающаяся в перечислении целей дизайна и подцелей проекта и построении диаграммы иерархических отношений между ними.

Встречное планирование. Данная методика требует анализа предпосылок и обоснования проблемы, решения, плана или дизайна с помощью процесса предложения и рассмотрения противоположных предпосылок, результатом которого является конечное, переработанное решение, план или понимание.

Матрица взаимодействия. Исследование и составление графика взаимодействия между несколькими элементами в рамках решаемой проблемы.

Сеть взаимодействия. Превращение матрицы взаимодействия в представление пространственных или других связей между элементами проблемы.

Вынужденные связи. Способ порождения инноваций, заключающийся в поиске вероятных связей, в данный момент явно несуществующих между компонентами продукта или системы.

Новые комбинации. Поиск новых, ранее не существовавших комбинаций из альтернативных компонентов.

Поиск решений. Наконец, в процессе непосредственной работы над дизайн - концепцией и решениями дизайнер проводит исследование, которое подразумевает не только применение всевозможных творческих методик, но и методический поиск процессов, материалов, технологий и идей.

Дизайн-процесс. Дизайнер не ведет эти поиски последовательно: сначала - понимание, потом - идеи и под конец - решения. Дизайн-процесс напоминает скорее постоянное чередование приливов и отливов, что можно проиллюстрировать на примере четырех основных категорий дизайн -процесса: формулировки, развития, переноса и реакции.

Формулировка связана с идентификацией потребностей и планированием формулировки задачи. На этом этапе дизайнер и другие участники процесса разработки продукта пытаются понять нужды, требования и пожелания всех заинтересованных сторон. (Сюда входит и бриф, и изучение среды, изучение тенденции - собирают общую информацию о рынке, наблюдают за пользователями и потребителями, отслеживают использование продукта и обратную связь). Другими словами, он находится в поиске понимания и идей.

Развитие связано с порождением идеи, концепции и детальной разработкой дизайна. На этой стадии дизайнер осуществляет поиск идей, используя имеющиеся знания, информацию и творческие методики для разработки концепций; решает, какие технологии, материалы и процессы будут способствовать порождению идей и нахождению решений; тестирует дизайн - концепции и пересматривает разработанный дизайн с учетом реакции контекста и пользователей на этот дизайн.

Перенос охватывает внедрение дизайна в производство и выпуск продукта на рынок или его доставку пользователю или потребителю.

На стадии реакции дизайнер обращается к результатам своей работы, оценивая их с точки зрения реакции пользователей и других заинтересованных сторон, а также дает оценку всему процессу и полученным знаниям. Все это - часть процесса обучения самого дизайнера и организации в целом.

Исследования для минимизации риска. Любой дизайн - это риск. Нельзя заранее сказать, сработает идея или нет. Но, как свидетельствует статистика, эффективное исследование помогает свести риск к минимуму.

Изучение конкурентов

Исследование рынка или Целевая аудитория

Изучение образа жизни

Изучение тенденций. Все чаще дизайн связан с удовлетворением гуманитарных потребностей - с образом жизни, модой, изменчивыми вкусами, культурной значимостью.

Дело вкуса. Можно сказать, чтобы добиться существенного понимания вкусов потребителей, дизайнер должен провести эмпирическое исследование того мира, в котором эти потребители живут [1].

Вывод:  «научный дизайн» призван быть функциональным и соответствовать потребностям пользователей, а не дизайнеров.

Литература

1.     Майк Пресс, Рэйчел Купер «Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя» 2008. Издательство: Гревцов Паблишер. - 352 с.

2.     Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности. Курс лекций и практикум. Осенний семестр. 2015. - Институт искусств МПГУ.

3.     Ткалич С.К. Проектирование обучающего модуля исследовательской деятельности в магистратуре гуманитарного вуза. Статья.//Инновации в образовании. 2014. № 3. - С. 113-118.

4.     Характерные черты науки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://biofile.ru/bio/6482.html

5.     Щедровицкий Г.П. «Наука и методология дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна)». Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». Электронный ресурс. Режим доступа: http://reftrend.ru/786932.html

 

 



Просмотров работы: 762