ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКА

Лебедкин Н.Д. 1, Михалева А.Б. 2
1СВФУ им. М.К. Аммосова, ФТИ
2Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст (11-16 лет) – это время возникновения новых психологических особенностей, связанных с потребностью детей быть взрослыми. В психологии развития период подросткового развития упоминается уже в концепции Аристотеля и обозначается как животный этап развития души (7-14) и начало разумного этапа (14-21 год). В это время рекомендуется в развитии детей обратить внимание на их двигательную активность, формирование памяти и эмоций. Психоаналитические представления З. Фрейда о развитии подростков связаны с приливом энергии Либидо в период полового созревания. В это время сложившееся ранее равновесие между структурами личности теряет свою устойчивость, образуя внутриличностный конфликт. Э. Эриксон рассматривал подростничество как центральный период для формирования личностного самоопределения, где достижение идентичности связано, прежде всего, с развитием трудолюбия и ролевой инициативы, выбором пути построения своей жизни в будущем. Вот почему в этот период очень важно адекватное осознание и принятие себя подростком, своих способностей и профессиональных интересов [3, c. 295].

В концепции Д.Б. Эльконина новообразованием в развитии подростков определено формирование самосознания. Возросшие психические возможности вызывают у них потребность в самоутверждении и самостоятельности, в признании со стороны взрослых его прав и участия в общественных делах. Вместе с тем, подростки становятся более чувствительными, ранимыми и застенчивыми. Им трудно управлять не только своим телом, движениями, но и чувствами [1,с. 67].

Семейное воспитание определяет становление индивидуальности подростка. Взаимоотношения с родителями – это первая самая влиятельная модель общения. Подросток старается эмансипироваться от семьи, но в то же время чувствует сильное ее влияние. В этот период родители могут потерять контакт с детьми и войти в непродуктивные конфликты. Родительское попустительство – основа проблемных ситуаций, участниками которых становятся их дети-подростки. С подростками необходимо разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. В благополучных семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как с взрослыми. Необходима твердость в требованиях, умение сказать «Нет» ребенку. При этом важно быть рядом и эмоционально поддерживать подростка, помогать ориентироваться в его проблемах.

Рассмотрим ситуацию: в одной из городских школ г. Якутска девочка-подросток (состоит на учете ПДН), выполняя команду своей подруги, которая приревновала своего парня к новенькой восьмикласснице, жестоко избивает эту восьмиклассницу на глазах собравшихся школьников, из которых никто не пытается вмешаться или позвать на помощь учителей. В результате, пострадавшая ученица поступила в больницу. Мать потерпевшей просит разобраться и наказать обидчиков дочери. Каковы причины данного происшествия, кто виноват?

1. Педагогический коллектив. Нередко педагоги, получив диплом о специальном педагогическом образовании, в профессиональной деятельности проявляют психологическую безграмотность: не учитывают закономерности возрастного развития, особенности формирования когнитивных процессов и поведения школьников. Практически в каждом классе средней школы случаются трудности в учебе и поведении учащихся-подростков. Современный учитель должен уметь адекватно воспринимать эти трудности, понимать причины их возникновения, а также уметь грамотно оказать помощь своему ученику и его семье в их преодолении.

2. Родители. Данная ситуация возникла по причине того, что родители не выполняют свои обязанности в воспитании детей, не уделяют достаточного внимания детям, которые испытывают дефицит своего права на родительскую любовь, общение и совместную игровую, учебную и трудовую деятельность. Современная семья испытывает кризис. Во многих семьях растут единственные дети, у которых не может развиться чувство заботы о младшем. Многие семьи нестабильны и распадаются, подросток оказывается в условиях, неблагоприятных для его эмоционального развития и половой идентификации. Многие семьи испытывают материальные затруднения и не могут создать ребенку условия полноценного развития и отдыха. И, наконец, материально обеспеченные семьи, где у занятых родителей нет времени и внимания для ребенка. Именно таким подросткам, происходящим из проблемных семей, необходима психологическая поддержка.

3. Подростки. Причины подобного поведения подростков находятся в свойственном их возрасту не зрелом умственном развитии, склонности к импульсивным поступкам, а также в отсутствии доверительных отношений с родителями и учителями. Трудности в подростковом возрасте неизбежны, но не для всех этот период становится тяжелым и травматичным для психики. Многое зависит от предыдущего опыта ребенка, но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

Пострадавшими в данной ситуации являются все дети. Задача учителей, педагогов-психологов оказать квалифицированную помощь подросткам, проявить готовность терпеливо, максимально щадя подростковое самолюбие, обсуждать отношения к делам, к сверстникам, взрослым и к самому себе. Учить, прежде всего, на собственном примере организованности, мягкости и внимательности, позитивному взгляду на себя и одноклассников, конструктивным отношениям с окружающими. Данная рекомендация согласуется с английской пословицей: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».

Таким образом, психологические изменения в подростковом возрасте отражаются на личности ребенка, тесно связаны с особенностями воспитания и, в целом, с социальной ситуацией развития. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка препятствует развитию его самостоятельности. Родителям важно уметь проводить постепенную передачу функций контроля самому ребенку, воспитывать чувство ответственности и навык самоконтроля.

Литература:

1. Михалева А.Б. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. – 91 с.

2. Михалева А.Б., Тимофеева С.Е. Влияние семьи на развитие подростков/Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 45. С.131-136

3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

Просмотров работы: 837