ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сумичева В.И. 1, Бурда Е.А. 1
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 8

1.1. Сущность и функции денежно-кредитной политики Банка России 8

1.2 Цели денежно-кредитной политики 11

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 14

2.1 Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным Банком РФ 14

2.2. Роль Банка России в преодолении глобального кризиса 18

2.3. Состояние и перспективы развития денежно – кредитной системы в России 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 46

ВВЕДЕНИЕ

Финансовые и кредитные методы государственного регулировании образуют в целом денежно-кредитную политику государства. Под ней понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.

Экономическая ситуация в Российской Федерации в 2014-2015 годах значительно обострилась в результате влияния геополитических факторов. В качестве таких факторов выступили экономические санкции. Инициаторами этих санкций выступили страны Североатлантического альянса, в их числе США и большинство стран Еврозоны. Основная цель этих стран — экономическое ослабление историко-геополитического врага — России — в результате конкурентной борьбы за расширения зоны влияния на Евразийском континенте. Вследствие экономических санкций в РФ наблюдается значительное снижение потенциала устойчивого развития всех экономических субъектов, в их число входят и промышленные предприятия.

В научной, экономической и финансовой литературе, и практике существуют десятки определений «устойчивого развития». Рассмотрим те из них, которые в большей степени согласуются с направлением экономической устойчивости развития промышленного предприятия.

Объектом исследования является денежно-кредитная система Центрального Банка России.

Предметом — денежно-кредитная политика Центрального Банка России.

Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, метод научной абстракции, статистический метод, метод экспертных оценок, метод группировки данных.

Изучение денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе, направленной на регулирование сдерживания инфляции, экономического роста, является целью данной курсовой работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность денежно-кредитной политики государства;

- описать инструменты денежно-кредитной политики;

- проанализировать современную кредитную политику России и определить перспективы её развития.

Информационной базой при написании курсовой работы получили статистические данные Банка России, нормативно правовые акты РФ по исследуемой проблеме.

Развитие банковского сектора в 2015–2016 годах будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных кредитных организациях. По итогам 2014 года мы наблюдали усиление позиций крупных частных банков – впервые с 2009 года. В 2015 году данный тренд продолжится, прежде всего за счет активизации кредитования крупного бизнеса. Доля же банков с иностранным капиталом будет и снижаться и в дальнейшем.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность:

395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»

86-ФЗ – закон о Центральном банке РФ, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

385-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и полные правила отражения операций в бухгалтерском учете банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

54-П – один из важнейших документов по способам кредитования и порядку возврата банку денежных средств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П «Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»

39-П – положение о порядке начисления процентов по вкладам и кредитам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 26.06.1998 № 39-П «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»

153-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых физическим, юридическим лицам, предпринимателям: текущих, расчетных, корреспондентских и прочих счетов. Инструкция также касается счетов по учету вкладов (депозитов) и депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»

173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». [1, С. 45]

1. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

1.1. Сущность и функции денежно-кредитной политики Банка России

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») — ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводства товаров;

- политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») — стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. В 2012 году документ представлен в виде программы «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на три года. Учитывая напряженное состояние как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью.

Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны. Автором предпринята попытка оценить данный документ на предмет динамики кредитно-денежной политики Центрального Банка РФ, его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста.

Инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента; изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке. Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные — косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования. В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального увеличения учетной ставки (ставки рефинансирования). В настоящее время (с 14 сентября 2012 г.) она составляет 8,25 %.

Минимальный размер ставки пришелся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г. [3, С. 95] Роль Банка России в регулировании денежно-кредитных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, наконец активизировалась. Вряд ли столь узкое понимание роли денежно-кредитной политики именно в кредитном регулировании можно признать достаточным. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер.

Только в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объем которых в условиях кризиса сократился. При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно, более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает.

  1.  
    1. Цели денежно-кредитной политики

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Функция нормативного регулирования предусматривает:

- разработку правил ведения банковских операций;

- определение порядка и правил бухгалтерского учёта и отчетности для банковской системы;

- определение правил ведения расчётов в Российской Федерации;

- разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.

Еще один существенный инструмент контроля над денежной массой — это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков. Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги.

Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему. Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах) [1, С. 45]. По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты.

Банк России представил список рабочих мероприятий. Отдельный интерес вызывает позиция ЦБ по таргетированию: в настоящее время основные методы денежно-кредитной политики, используемые центральными банками, включают валютное регулирование, таргетирование денежной массы и таргетирование инфляции.

Государственное регулирование — важнейший принцип экономической стратегии и политики России — может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в нашей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики. До сих пор в России одним из основных макроэкономических «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране.

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1 Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным Банком РФ

С 2015 г. Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11 % годовых.

В последнее время произошло некоторое усиление инфляционных рисков при сохранении рисков дальнейшего охлаждения экономики. Принятое решение будет способствовать достижению цели по инфляции в 4% в 2017 году. Данное решение базировалось на результатах комплексного анализа и прогноза экономических тенденций.

Основные тенденции в мировой экономике сохраняются. Прежде всего это восстановление темпов экономического роста в США, Великобритании и некоторых других развитых странах. Тем не менее, в последние месяцы наметилось и несколько взаимосвязанных негативных тенденций.

Во-первых, мировой рост в целом восстанавливается очень медленно. Наиболее значимой тенденцией этого года является замедление роста в целом ряде ключевых экономик с развивающимися рынками (прежде всего в Китае, Бразилии), которое не компенсируется ростом в США и Великобритании.

При этом ожидания, что снижение цен на нефть и другие сырьевые товары будет способствовать мировому росту через повышение конкурентоспособности стран-импортеров сырья, пока не оправдались. Замедление роста в странах-экспортерах сырьевых товаров оказывает более существенное воздействие на мировую экономику.

Во-вторых, увеличилась волатильность мировых финансовых и товарных рынков.

Первая причина: неопределенность относительно сроков и скорости повышения ставок ФРС США, что в условиях избыточной глобальной ликвидности приводит к дополнительному оттоку капитала с развивающихся рынков, расширению кредитных спредов, волатильности валютных курсов.

Вторая причина: обеспокоенность инвесторов относительно перспектив развивающихся экономик.

Третья причина: изменение структуры рынков, прежде всего нефтяного, в связи с изменением условий конкуренции и, как следствие, механизмов ценообразования.

Последние события также показывают, что мировой рынок нефти стал более чувствительным к изменениям не только объективных факторов (спроса, предложения), но и субъективных ожиданий и настроений, которые могут стремительно меняться. Поэтому волатильность сырьевых цен в ближайшие годы будет повышенной.

Большинство прогнозов международных организаций, аналитиков и участников рынка предполагают, что произошедшее ухудшение конъюнктуры — временное и в среднесрочной перспективе вероятно восстановление цен на нефть, хотя и менее существенное, чем ожидалось ранее. При этом единого понимания того, где будет находиться новый устойчивый уровень цен, пока нет.

Вероятно, поиск рынком равновесия займет какое-то время, и пока возможны значительные колебания цен на нефть.

В-третьих, развитие экономики Китая является самостоятельным важным фактором, который оказывает влияние не только на волатильность рынков, но и на перспективы развития мировой экономики и торговли в целом, на уровень мировых цен на сырье, что, безусловно, сказывается на российской экономике. При этом Китай является нашим крупнейшим торговым партнером.

Происходящая в Китае коррекция на фондовом рынке вкупе с изменением механизма курсообразования вызвали волну волатильности на глобальных рынках. Происходит переоценка инвесторами динамики экономического роста в процессе трансформации модели роста Китая с инвестиционно-ориентированной к базирующейся на внутреннем потреблении.

Таким образом, в целом внешние условия остаются неблагоприятными. Принимая сегодня решение, мы учитывали повышенные внешние риски и базировались на макроэкономическом прогнозе, в котором предполагаются невысокие темпы мирового роста и волатильность рынков. При этом цены на нефть будут в ближайшие годы колебаться вокруг уровня 50 долларов США за баррель.

Денежно-кредитная политика Банка России явилась важным фактором снижения темпов инфляции, однако ухудшение внешних условий приостановило эту тенденцию.

Номинальный эффективный курс рубля снизился в августе на 10%. Результатом этого стал рост текущей инфляции, оказавшийся выше наших предыдущих прогнозов. На этом фоне усилились инфляционные ожидания населения и бизнеса.

Однако мы ожидаем снижения инфляции в дальнейшем, так как наша денежно-кредитная политика остается умеренно жесткой, экономическая активность и спрос — слабыми, а эффект переноса курса на инфляцию будет ниже, чем в турбулентный период конца прошлого — начала этого года.

В предыдущие годы мы оценивали эффект переноса в 0,1-0,15. Произошедшее в конце прошлого — начале этого года снижение курса рубля сопровождалось более значительным и быстрым, чем обычно, влиянием динамики курса на цены. Эффект переноса в тот период вырос до 0,4. Однако сейчас, когда динамика курса перестала быть однонаправленной и является отражением высокой волатильности нефтяных цен, эффект переноса, по нашим оценкам, также должен снизиться. Его уровень будет чуть выше, чем те, что наблюдались в предыдущие годы, но ниже, чем в начале этого года. Сейчас мы оцениваем эффект переноса на уровне около 0,2. При этом мы считаем, что основной перенос курса на цены произойдет примерно за 3 месяца.

Итоговое влияние произошедшего ослабления рубля на инфляцию будет во многом зависеть от того, как будут реагировать субъекты экономики, каким образом будут дальше меняться их инфляционные ожидания.

Вклад августовского ослабления рубля в годовую инфляцию в декабре, по нашим оценкам, составит около 2 процентных пунктов.

Основываясь на этих предположениях, мы скорректировали вверх прогноз по инфляции – до 12–13% на конец 2015 года. Тем не менее годовая инфляция в сентябре 2016 года составит около 7%.

Снижению инфляции, еще раз подчеркну, будут способствовать проводимая денежно-кредитная политика, исчерпание эффекта переноса, эффект базы, низкий внутренний спрос.

Банк России продолжит мониторинг инфляционных рисков и будет проводить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы достичь цели по инфляции в 4% в 2017 году.

Несмотря на некоторое смягчение денежно-кредитных условий в последние месяцы (кредитные и депозитные ставки снижались вслед за снижением ключевой ставки Банка России), [15, С. 987].

сдерживающее влияние на инфляцию со стороны монетарных показателей сохранилось. Монетарные условия, которые формируются под воздействием политики Банка России, остаются относительно жесткими, в том числе за счет неценовых условий кредитования, ужесточение которых продолжается на фоне неопределенности и ухудшения качества кредитных портфелей.

Темпы роста денежных агрегатов и кредитования остаются на низком уровне, что создает предпосылки для дальнейшего снижения инфляции. Годовой темп прироста денежного агрегата М2, по предварительным данным, на 1 сентября составляет 7,8%, что выше, чем значение на начало года (2,2%), но значительно ниже среднего уровня 2011–2013 годов.

Кредитование корпоративного сектора после спада в начале года начало восстанавливаться. Прирост на 1 сентября составляет 7,7%, но с учетом валютной переоценки равен 1,4%, что также ниже уровней предыдущих лет. Восстановление кредитования тормозится, помимо уровня ставки, высокой долговой нагрузкой части заемщиков и низким инвестиционным спросом.

В целом по итогам года темп роста денежно-кредитных показателей останется сдержанным. В дальнейшем рост денежной массы в годовом выражении постепенно ускорится до уровней 8–11% в 2017 году и 13–16% в 2018 году, что соответствует динамике спроса на деньги в условиях сохранения инфляции на уровне целевого значения в 4% и темпов роста на уровне, соответствующем долгосрочному потенциалу экономики.

2.2. Роль Банка России в преодолении глобального кризиса

Экономическая ситуация в Российской Федерации в 2014-2015 годах значительно обострилась в результате влияния геополитических факторов. В качестве таких факторов выступили экономические санкции. Инициаторами этих санкций выступили страны Североатлантического альянса, в их числе США и большинство стран Еврозоны. Основная цель этих стран экономическое ослабление историко-геополитического врага России в результате конкурентной борьбы за расширения зоны влияния на Евразийском континенте. В следствии экономических санкций в РФ наблюдается значительное снижение потенциала устойчивого развития всех экономических субъектов, в их число входят и промышленные предприятия.

В научной экономической и финансовой литературе, и практике существует десятки определений «устойчивого развития», рассмотрим те из них, которые в большей степени согласуются с направлением экономической устойчивости развития промышленного предприятия:

  1. Согласно общей теории систем понятие «устойчивость» тесно связано с понятием «равновесие». Для обеспечения состояния динамического равновесия используется термин «гомеостаз» – это набор взаимосвязанных правил поведения системы для поддержания её в устойчивом состоянии.

  2. Экономическая устойчивость развития промышленного предприятия является следствием стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает управление денежными средствами предприятия с целью эффективного их использования для бесперебойности процесса производства и реализации продукции.

  3. В исследовании Д.А. Шагеева и А.А. Алабугина «Управление развитием промышленного предприятия по показателям дисбаланса целевых характеристик» под устойчивым развитием понимается процесс управляемого достижения и цель сохранения уровня дисбаланса целевых характеристик предприятия и целевых характеристик заинтересованных сторон в зоне допустимых значений «компромисс-консенсус» в процессе закономерных циклических переходов к более высоким уровням качества и эффективности функционирования и развития предприятия в составе систем более высокого уровня. Поэтому по мнению авторов важно соблюдать баланс целевых характеристик (интересов) предприятия и заинтересованных сторон, что в итоге способствует повышению качества и эффективности управления предприятием. Это приведёт прежде всего к повышению экономической устойчивости РФ, как системы более высокого уровня.

Объединяющим тезисом всех представленных понятий является равновесие или сбалансированность каких-либо элементов внутри системы (экономической, социальной, политической и т.д.) В данной статье особое внимание уделено второму варианту - «экономическая устойчивость развития» промышленного предприятия. Рассмотрена суть процесса влияния денежно-кредитной политики Центрального Банка (ЦБ) на экономическую устойчивость развития промышленного предприятия, которое предложено выражать через показатель уровня баланса (УБ) интересов предприятия и кредитора (ЦБ РФ и коммерческий банк). В связи с этим в заключении статьи будет представлена формула и пример расчёта УБ.

Ниже предлагается рассмотреть геополитические и экономические факторы, оказывающие влияние на экономическое устойчивое развитие промышленного предприятия. Проанализировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ в направлении повышения (снижения) уровня экономической устойчивости развития промышленного предприятия в России.

В центре проблемы находятся деньги, точнее возможность их получения в финансовых институтах для развития промышленного предприятия. Например, для строительства новых цехов, организации новых рабочих мест, закупки промышленного оборудования или просто модернизации производства. Однако доступ предприятий к деньгам существенно ограничен в результате влияния денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Это напрямую связано с такими показателями, как ставка рефинансирования и ключевая ставка.

Ставка рефинансирования – это размер процента в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям . То есть, это ставка, по которой ЦБ РФ выдаёт кредиты коммерческим банкам, а они в свою очередь выдают промышленным предприятиям с учётом банковской прибыли. Это положение выполнялось до сентября 2013 года. Рассмотрим динамику ставки рефинансирования ЦБ РФ в таблице 1 по годам.

Таблица 1 - Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ 1992-2012г.

Период действия

%

Период действия

%

1

2

3

4

14 сентября 2012 г.

8,25

29 июня 1998 г. — 23 июля 1998 г.

80

26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г.

8

5 июня 1998 г. — 28 июня 1998 г.

60

3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г.

8,25

27 мая 1998 г. — 4 июня 1998 г.

150

28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.

8

19 мая 1998 г. — 26 мая 1998 г.

50

1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

7,75

16 марта 1998 г. — 18 мая 1998 г.

30

30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.

8

2 марта 1998 г. — 15 марта 1998 г.

36

29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.

8,25

17 февраля 1998 г. — 1 марта 1998 г.

39

24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.

8,5

2 февраля 1998 г. — 16 февраля 1998 г.

42

28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.

8,75

11 ноября 1997 г. — 1 февраля 1998 г.

28

25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.

9

6 октября 1997 г. — 10 ноября 1997 г.

21

30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.

9,5

16 июня 1997 г. — 5 октября 1997 г.

24

30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.

10

28 апреля 1997 г. — 15 июня 1997 г.

36

15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.

10,5

10 февраля 1997 г. — 27 апреля 1997 г.

42

10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.

10,75

2 декабря 1996 г. — 9 февраля 1997 г.

48

13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.

11

21 октября 1996 г. — 1 декабря 1996 г.

60

5 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.

11,5

19 августа 1996 г. — 20 октября 1996 г.

80

14 мая 2009 г. — 4 июня 2009 г.

12

24 июля 1996 г. — 18 августа 1996 г.

110

24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.

12,5

10 февраля 1996 г. — 23 июля 1996 г.

120

1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.

13

1 декабря 1995 г. — 9 февраля 1996 г.

160

12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.

12

24 октября 1995 г. — 30 ноября 1995 г.

170

14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.

11

19 июня 1995 г.— 23 октября 1995 г.

180

10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.

10,75

16 мая 1995 г. — 18 июня 1995 г.

195

29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.

10,5

6 января 1995 г. — 15 мая 1995 г.

200

4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.

10,25

17 ноября 1994 г. — 5 января 1995 г.

180

19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.

10

12 октября 1994 г. — 16 ноября 1994 г.

170

Продолжение таблицы 1

Период действия

%

Период действия

%

1

2

3

4

23 октября 2006 г.— 28 января 2007 г

11

1 августа 1994 г. — 22 августа 1994 г

150

26 июня 2006 г. — 22 октября 2006 г.

11,5

30 июня 1994 г. — 31 июля 1994 г.

155

26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г.

12

22 июня 1994 г. — 29 июня 1994 г.

170

15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г.

13

2 июня 1994 г. — 21 июня 1994 г.

185

15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г.

14

17 мая 1994 г. — 1 июня 1994 г.

200

21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г.

16

29 апреля 1994 г. — 16 мая 1994 г.

205

17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г.

18

15 октября 1993 г. — 28 апреля 1994 г.

210

7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г.

21

23 сентября 1993 г. — 14 октября 1993 г.

180

9 апреля 2002 г. — 6 августа 2002 г.

23

15 июля 1993 г. — 22 сентября 1993 г.

170

4 ноября 2000 г. — 8 апреля 2002 г.

25

29 июня 1993 г. — 14 июля 1993 г.

140

10 июля 2000 г. — 3 ноября 2000 г.

28

22 июня 1993 г. — 28 июня 1993 г.

120

21 марта 2000 г. — 9 июля 2000 г.

33

2 июня 1993 г. — 21 июня 1993 г.

110

7 марта 2000 г. — 20 марта 2000 г.

38

30 марта 1993 г. — 1 июня 1993 г.

100

24 января 2000 г. — 6 марта 2000 г.

45

23 мая 1992 г. — 29 марта 1993 г.

80

10 июня 1999 г. — 23 января 2000 г.

55

10 апреля 1992 г. — 22 мая 1992 г.

50

24 июля 1998 г. — 9 июня 1999 г.

60

1 января 1992 г. — 9 апреля 1992 г.

20

В период экономической депрессии с 1992 по 1999-2000 годы, наблюдаются самые высокие процентные ставки Банка России в диапазоне от 20 до 210%. Кредиты на внутреннем банковском рынке РФ практически недоступны промышленным предприятиям. Таким образом, инвестиции в промышленный сектор были сведены к нулю. В результате произошло существенное экономическое и технико-технологическое отставание промышленных предприятий от их конкурентов в странах Североатлантического альянса. Если у промышленных предприятий нет возможности получения денег под доступные процентные ставки значит: нет новых станков, нет новых технологий и нет модернизации производства. Наблюдается простая причинно-следственная связь, которая приводит к катастрофически низкому уровню экономического развития промышленных предприятий в РФ.

В настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования теперь используется в России только в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Первый заместитель председателя ЦБ РФ Ксения Юдаева сделала официальное заявила, что одним из центральных положений реформы Банка России является переход к инфляционному третированию, как к конституциональному механизму проведения денежно-кредитной политики, а также постепенное снижение инфляции, что необходимо для повышения инвестиций.

Для этих целей Центральным Банком России в сентябре 2013 года и была введена ключевая ставка. Со 2 февраля 2015 года значение ключевой ставки составило 15%, для сравнения, в 2013 году это значение составляло 5,5%.[17, С.67] Повышение ключевой ставки, руководство ЦБ РФ объясняет экономической неопределенностью, обусловленной нестабильностью внешних условий и увеличением волатильности на финансовых рынках.

По официальной версии целью сохранения и повышения уровня ключевой ставки в течение первого полугодия 2014 года является ограничение инфляционных последствий курсовой динамики и поддержание финансовой стабильности. Руководство Банка России сообщило, что в ближайшее время оно не намерено снижать ключевую ставку. Во втором полугодии 2014 года повышение ставок в среднесрочной перспективе объяснялось возможностью замедлить рост потребительских цен [6, С. 476].

Но важно отметить, что с ростом ключевой ставки ЦБ РФ, растут и ставки кредитования всех коммерческих банков, наблюдается существенный прирост инфляции сверх нормы, поэтому политика ЦБ РФ в данном случае является противоречивой.

Таким образом, с сентября 2013 года по настоящее время минимальная стоимость кредитов в РФ определяется именно ключевой ставкой таблица 2. На 16 июня 2015 года минимальная стоимость кредита в рублях 11,5% годовых с нулевым уровнем доходности коммерческих банков.

Таблица 2 - Динамика ключевой ставки ЦБ РФ

Период

Ключевая ставка ЦБ РФ

с 13 сентября 2013 года

5,5%

с 3 марта 2014 года

7%

с 25 апреля 2014 года

7,5%

с 25 июля 2014 года

8 %

с 5 ноября 2014 года

9,5%

с 12 декабря 2014 года

10,5%

с 16 декабря 2014 года

17%

со 2 февраля 2015 года

15%

с 16 марта 2015 года

14%

с 05 мая 2015 года

12,5%

с 16 июня 2015 года

11,5%

В результате стоимость кредита для промышленных предприятий (для юридических лиц под разные цели) в рублях в РФ на 28.07.2015 составляет в среднем от 18% и выше (таблица 2). Таким образом, практически не возможно получить долгосрочные кредиты на развитие предприятия. Это связано с тем, что норма рентабельности долгосрочных проектов промышленного предприятия как правило не превышает 7-8% в год, это значение меньше средней ставки коммерческих банков примерно в два раза. Поэтому ни один банк не выдаст кредит на таких условиях, потому что предприятие не сможет выполнить свои обязательства по выплате долга. Максимально возможно получить краткосрочный займ до одного года.

Таблица 2 - Процентные ставки по кредитам на инвестиции и для развития бизнеса

Банки России

Средняя ставка

Сбербанк России

от 18,5%

ВТБ 24

от 17%

Альфа-Банк

от 19%

Уральский банк реконструкции и развития

от 22%

Бинбанк

от 14%

Банк Москвы

от 17,9%

Средняя ставка

от 18,%

Для сравнения рассмотрим ставку рефинансирования ЦБ (федеральных резервных систем) стран Запада и Востока в таблице 3.

Таблица 3 - Размер ставок ЦБ (федеральных резервных систем) стран Запада и Востока

Страна

Размер ставки, %

Дата последнего изменения

Еврозона

0,05%

04.09.2014

Япония

0,1%

19.12.2008

США

0,25%

16.12.2008

Великобритания

0,5%

05.03.2009

Австралия

2,5%

06.08.2013

Мексика

3%

25.10.2013

Турция

8%

29.01.2014

Украина

30%

04.03.2015

Беларусь

25%

09.01.2015

Россия

11,5%

16.06.20

В странах еврозоны, Японии и США процентная ставка ЦБ не превышает 0,5%. Самая высокая из рассмотренных стран ставка 30% на Украине. В России 11,5%. Очевидно то, что в странах Североатлантического альянса кредит для промышленных предприятий дешевле примерно в 23 раза, чем для отечественных предприятий. Таким образом, руководство предприятий этих стран имеют доступ к дешёвым деньгам и реализуют политику устойчивого экономического развития. Это даёт им особые конкурентные преимущества перед предприятиями других стран. Например, возможность увеличения производственных мощностей, разработка новейших технологий и многие другие.

Важно уделить внимание возможности получения промышленными предприятиями валютных кредитов в коммерческих банках РФ, как доступной альтернативе рублёвому кредиту. Упрощённо схема выглядит следующим образом: коммерческий банк РФ берёт кредит в Западном банке в долларах (евро) под низкую процентную ставку по разным оценкам экономистов экспертов-аналитиков примерно 3-6% , далее выдаёт кредит промышленным предприятиям в РФ под 7-15%, тоже в валюте.

По данным ЦБ РФ динамика процентной ставки таких валютных кредитов в РФ за последние 2 года была следующей.

Например, «Нордеа Банк» предлагает своим клиентам кредиты в долларах и евро. Процентная ставка зависит от срока кредита, а также наличия поручителей и составляет для долларовых кредитов – 12-14%, для кредитов в евро – 13-15% при наличии поручителей, и по долларам – 14-16%, по евро – 15-17% без поручителей сумма не ограничена [20, С. 78].

В «Юни Кредит Банке» долларовый кредит можно оформить на сумму до 500 тыс. долларов под 7,76-11,5% годовых. Максимальная сумма кредита в евро – 330 тыс. евро, а ставка колеблется в пределах – 7,77-11,5%. Возможно увеличение суммы кредита.

«Альфа-Банк» под залог недвижимости предоставляет кредит на любые цели на сумму до 2 млн. долларов. Процентная ставка составляет 9% .

Рис. 1 - Динамика процентной ставки по валютным кредитам, %

Значительная часть промышленных предприятий формировала стратегию экономического развития в обход коммерческих банков РФ, договариваясь на прямую с Западными банками о получении кредита. Тем самым, исключая посредника коммерческого банка РФ и снижая размер процентной ставки до минимального значения от 0,4% годовых.

Например, Шведский банк «SEB» от 30 000 до 300 000 евро на срок до пяти лет, процентная ставка для малого и среднего бизнеса 5,28%.

Банк «KfW», страна Германия до 500000 евро и выше, процентная ставка 0,4%.

Банк «Landeskreditbank Baden-Wuerttemberg Foerderbank» до 150000 евро на 3 года, 0,5% для малого бизнеса.

Важно отметить, что в странах Североатлантического альянса некоторые банки выдают кредиты с нулевыми ставками, возможен вариант отрицательных ставок (-0,1-2%). Такие кредитные режимы исключительно для отечественных промышленных предприятий стран Запада. При такой денежно-кредитной политики Центральных Банков этих стран создаётся возможность для промышленных предприятий поддерживать стратегический курс в направлении устойчивого экономического развития.

Таким образом, по нашему мнению, следует использовать опыт денежно-кредитной политики ЦБ стран Североатлантического альянса для ЦБ РФ и национальных банков России. Во всём мире эти меры именуются политикой количественных смягчений. Это создаст положительный инвестиционный климат в России и даст возможность получения условно неограниченного числа денег промышленным предприятиям для их экономического развития.

Своём послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года президент в очередной раз напомнил о необходимости «дешёвых» и «длинных» деньгах для кредитования экономики.

Если политика ЦБ РФ в области ставок не будет изменена, то в промышленном секторе по-прежнему будет исключена возможность экономического устойчивого развития, что в свою очередь приведёт к снижению уровня баланса интересов предприятия-кредитора и предприятия-государства.

Такая денежно-кредитной политика ЦБ РФ за последние 24 года, перевела промышленные предприятия из юрисдикции РФ в юрисдикцию стран Североатлантического альянса, через систему иностранного кредитования. Это способствовало подрыву национальной экономической безопасности РФ. Поэтому В.В. Путин в своих выступлениях обращает внимание властей, руководство ЦБ и граждан РФ на решение проблемы создания национального бизнеса. Кроме того, увеличивает уровень дисбаланса предприятия и государства такой фактор, как отток капитала из РФ в страны Запада, через разнообразные офшорные схемы. Самая главная причина обозначенных проблем - это дорогие деньги в результате неэффективной денежно-кредитной политики ЦБ в период начала 90-х до сегодняшних дней.

Кроме стихийного повышения ставок, ЦБ РФ осенью 2014 года официально объявил плавающий курс рубля. В результате такой политики ЦБ РФ изменился курс рубля по отношению к доллару и евро в два раза. Эту ситуацию можно проследить на графике рисунка 2, на примере доллара.

Это привело к тому, что значительная часть промышленных предприятий попала в «экономическую ловушку», имея долговые обязательства по валютным кредитам. Когда реально в рублях нужно отдавать в два раза больше, чем первоначальная сумма займа, так как значительная часть промышленных предприятий реализует произведённый продукт на внутреннем рынке за рубли, а кредит нужно отдавать в долларах или евро. Похожую ситуацию экономика России уже проходила в кризисный 2008 год. С тех пор денежно-кредитная политика ЦБ РФ не изменилась.

Рис. 2 - Средневзвешенный курс доллара США на торгах ЕТС 2014г.

В такой ситуации промышленные предприятия вынуждены повышать цены, чтобы выплачивать валютные кредиты или в крайнем случае заявить о своём банкротстве. Это в свою очередь привело к значительному повышению инфляции в РФ на 12,3% в период ноябрь 2014 по июнь 2015 г. Факт перехода ползучей инфляции в категорию галопирующей очевиден. Поэтому ещё одна немаловажная проблема, которой следует уделить внимание - это проблема роста инфляции или индекса потребительских цен. Рассмотрим динамику индекса потребительских цен с 1991 г. по 2015 г. в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика индекса потребительских цен в РФ по годам с 1991 г. по 2015 г.

-

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2015

3,90

2,2

1,2

0,5

0,4

0,2

-

-

-

-

-

-

8,4

2014

0,59

0,70

1,02

0,90

0,90

0,62

0,49

0,24

0,65

0,82

1,28

2,62

11,36

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

0,66

0,42

0,82

0,14

0,21

0,57

0,56

0,51

6,45

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,10

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

0,01

0,24

0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4

Руководство ЦБ РФ решает проблемы инфляции следующим образом «процентные ставки нужно подымать для того, чтобы понизить уровень инфляции».

В экономике России, по нашему мнению, распространено ошибочное мнение, что ставки по кредитам зависят от инфляции: «В России ставки по кредитам такие высокие, потому что инфляция высокая. А в Европе и США инфляция низкая - поэтому ставки низкие».

Кроме того, существует ещё одно мнение, что ставки по депозитам зависят от инфляции. «Банки повышают ставки по вкладам в ответ на рост инфляции, чтобы сделать депозиты выгодными, и чтобы деньги клиентов не обесценивались. А потом поднимают и ставки по кредитам, чтобы не оказаться в убытке и получить прибыль». Однако, по нашему мнению, ставки по вкладам и ставки по кредитам зависят не от инфляции, а от ключевой ставки ЦБ РФ [16, С. 65].

Банки привлекают средства из нескольких источников.

1. Примерно 10% своих денег банки занимают непосредственно у ЦБ по его ставке (на сегодняшний период 15%).

2. Примерно 10% - средства с межбанковского рынка, их стоимость напрямую зависит от ставки ЦБ РФ.

3. Основной источник (60% средств) - это деньги клиентов, которые хранятся на вкладах.

Устанавливая ставки по вкладам, банки ориентируются на ЦБ РФ. Меняется ключевая ставка - меняются ставки по вкладам, а следом и ставки по кредитам. Политика ЦБ на прямую оказывает влияние на финансовую систему РФ, а такой показатель, как инфляция, в расчетах банков просто отсутствует.

Процентная ставка по кредиту складывается, из ставки, по которой банк получил выданные деньги и из прибыли банка. Таким образом, чем выше ключевая ставка ЦБ, тем дороже становятся заемные деньги для коммерческих банков - вне зависимости от их источника. Следовательно, дороже становятся и те кредиты, которые банки выдают промышленным предприятиям.

Какая в стране инфляция, руководству банка не важно. Ему важно заработать, а зарабатывает он на разнице между ценой привлеченных и ценой отданных денег. Откуда тогда в общественном сознании взялась эта связь между инфляцией и ставками по кредитам?

Инфляция постоянно присутствует в риторике ЦБ. Банк России пытается бороться с инфляцией, повышая свою процентную ставку. Его логика такова: если кредиты станут дороже, потребители будут меньше тратить, спрос упадет и цены снизятся. Соответственно, складывается впечатление, что в России дешевые кредиты невозможны из-за высокой инфляции. Однако в этой логике, по нашему мнению, две ошибки.

Во-первых, инфляция в России зависит не от спроса, а от других факторов - роста тарифов госмонополий, цен на продовольствие и т.д. Об этом говорит и руководство ЦБ (немонетарные факторы). Все эти факторы не зависят от ЦБ, и он не может на них повлиять. В результате, несмотря на рекордное повышение ключевой ставки в 2014-2015 году (с 5,5% до 15-17%), инфляция все равно изменилась до самого высокого уровня за последние несколько лет.

Во-вторых, в экономике есть не только спрос, но и предложение. Руководство ЦБ считает, что, если он снизит ставку, высокий спрос «разгонит» цены. Но одновременно с этим заемные средства станут доступными и для промышленных предприятий они смогут вложиться в модернизацию и нарастить предложение товаров. Следовательно, цены снизятся (в соответствии с самым базовым законом экономики - если растет предложение, то цены снижаются).

Поэтому повышая ключевую ставку, руководство ЦБ не только не снижает инфляцию, но и, снижая доступность заемных средств, тормозит экономическое развитие промышленных предприятий.

Главная проблема заключается в том, что ни один орган государственной власти в РФ по конституции и другим законодательным актам не может в одностороннем порядке принимать решения по снижению ставок ЦБ. Президент РФ тоже не может влиять на решения руководства ЦБ РФ. Президент и представители органов государственной власти РФ могут только рекомендовать, «просить или уговаривать», но юридически заставить принять определённое решение не могут. Единственное необходимое условие заключается в подотчётности ЦБ РФ правительству РФ не более. Например, руководство ЦБ РФ ставит в известность правительство РФ о том, что ключевая ставка на текущий период 11,5%, де-факто. Система принятия решений ЦБ РФ реализуется независимо от органов власти РФ.

Для того, чтобы подтвердить выдвинутые тезисы обратимся к закону о ЦБ и проведём анализ.

То есть, если возникнут противоречия между Российским государством и ЦБ (например снижение ключевой ставки под давлением властей), решать этот спор будет Стокгольмский арбитражный суд, или независимый суд штата Нью-Йорк. Важно отметить, что в случае обращения ЦБ в какой-нибудь международный суд, он этот процесс неизбежно выиграет, потому, что ЦБ вписан в целую систему подобных центральных банков по всему миру (по конституции международные соглашения, договора, принципы и нормы – в статье ниже по тексту), которые в свою очередь включены в систему под названием МВФ. Таким образом, управляющий центр ЦБ РФ является не РФ, а МВФ в соответствии с международными договорённостями.

Важно отметить то, что золотовалютные резервы ЦБ РФ лежат не в России, а представляют собой государственные облигации других стран, в основном облигации правительства США, за исключением небольшого процента золота. Конечно, золотовалютные резервы ЦБ РФ вкладывается не только в облигации других стран, получателем является и МВФ.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Эмиссию рубля осуществляет исключительно Банк России, и он не может давать кредиты своему собственному государству тогда, когда ему это нужно, а может лишь кредитовать экономики других стран, покупая их облигации.

Таким образом, в контексте представленного анализа закона о ЦБ уместно рассмотреть механизм эмиссии рубля в РФ. Многие экономисты, среди которых можно отметить Н.В. Стариков, Е.А. Фёдоров, В.Ю. Катасонов, Хазин М.Л. и многие другие, определяют механизм эмиссии денег в РФ следующим образом[6, С. 4]:

1) Россия продала на мировом рынке некий товар (например, углеводороды);

2) в страну поступило 100 долларов;

3) Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

4) доллары попадают в золотовалютные резервы ЦБ РФ;

5) в экономику России попадет 6200 рублей.

Другой интересный факт, за прошлый 2014 год, РФ потеряла в рублевом обращении около 5% денежной массы. Это значит, что из экономики России вышло из обращения несколько триллионов рублей. Руководство ЦБ РФ перевело рубли в доллары. В результате произошло резкое падение курса рубля. Таким образом, руководство ЦБ нарушило конституцию России:

Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Осенью 2014 года ЦБ РФ сменил денежно-кредитную политику и перешёл на плавающий курс валют, тем самым нарушил данную статью, понизив курс рубля в двое. Это можно проследить на рисунке 2. Далее с января 2015 года Банк России отказался от политика плавающего курса и рубль начал укрепляться.

В заключении статьи предлагается формула расчёта экономического устойчивого развития промышленного предприятия, выраженного через показатель уровня баланса (УБ) с учётом влияния факторов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в долях единицах:

УБ =КФ/(КФ+ДФ), (1)

где КФ – конструктивный фактор, выражает интересы руководства предприятия;

ДФ – деструктивный фактор, выражает интересы (политику) ЦБ РФ по отношению к предприятию.

Зеркальный показатель УБ это уровень дисбаланса (УД). Его можно рассчитать по следующей формуле:

УД =ДФ/(КФ+ДФ), (2)

В качестве количественных результатов приняты следующие оценки в долях единицах по шкале Е. Харрингтона [14, с.63]:

1) консенсус – высокий уровень баланса (0,8 – 1,0) и низкий уровень дисбаланса интересов (0,01 – 0,39);

2) компромисс – средний уровень баланса (0,39 – 0,8) и средний уровень дисбаланса интересов (0,8 – 0,39);

3) дисбаланс – низкий уровень баланса (0,01 – 0,39) и высокий уровень дисбаланса интересов (0,8 – 1,0).

Например, для среднего промышленного предприятия максимально допустимая ставка по кредиту не более 7% (КФ) при норме рентабельности долгосрочного инвестиционного проекта 8%. Коммерческий банк на сегодняшний день выдаёт кредит от 18% (см. таблицу 2) (ДФ). Подставим эти значения в формулы 1 и 2:

УБ=7/(7+18)=0,28,

УД=18/(7+18)=0,72.

Выявлен дисбаланс интересов предприятия и кредитора (ЦБ РФ и коммерческий банк).

Если взять в расчёт КФ ставку по кредиту в 2-3% (в среднем) как на Западе, то УБ(УД) составит:

УБ=2/(2+18)=0,1,

УД=18/(2+18)=0,9.

Высшая степень дисбаланса интересов предприятия и банковского сектора.

Рассчитаем УБ(УД) предприятия по уровню инфляции, как производной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, о чём было написано выше в статье. В качестве КФ возьмём уровень инфляции в странах Еврозоны за последние 10 лет - это примерно 2%. Значение ДФ принимаем 9% за тот же период .

УБ=2/(2+9)=0,18,

УД=9/(2+9)=0,82.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии дисбаланса интересов предприятия и кредитных организаций.

Важно учесть влияние на УБ(УД) предприятия курса национальной валюты по отношению к доллару. Как было отмечено ранее в статье, в период с 03.09.2014 по 29.07.2015 произошёл рост курса доллара в результате денежно-кредитной политики ЦБ РФ, связанной с плавающим курсом рубля (конец 2014 года) и далее активное наращивание темпов закупок долларовой массы (конец 2014 года по середину 2015 года). В связи с этим произошло резкое удорожание импортного сырья и материалов для отечественных предприятий и удорожание готовой продукции для потребителей на внутреннем рынке РФ. Принимаем 37,3 рубля за доллар до кризисный период (КФ), а 59,6 рублей на 29.07.2015 кризисный период (ДФ). Подставим данные значения в формулы 1 и 2:

УБ=37,3/(37,3+59,6)=0,38,

УД=59,6/(37,3+59,6)=0,62.

Расчёты подтвердили низкий уровень баланса согласования интересов предприятия и финансовых институтов.

В статье представлены расчёты самых важных факторов влияния денежно-кредитной политики ЦБ РФ на развитие промышленного предприятия. Однако отметим, что при дальнейшем исследовании данной темы есть возможность оценки дополнительных факторов влияния, как Базель (1, 2 и 3), объём денежной массы, рейтинги международных организаций и другие.

Полученные результаты расчётов УБ(УД) предприятия представим в аналитически-содержательном качественном виде закона самосохранения систем (подробно об этом написано в исследовании Шагеева Д.А. [14, с.57]):

∑УБк > ∑УДд,

Где ∑УБк и ∑УДд - сумма конструктивных (положительных) и деструктивных (негативных) результирующих показателей уровня баланса и уровня дисбаланса предприятия.

∑УБк (0,28+0,1+0,38) < ∑УДд(0,72+0,9+0,62),

0,76

Просмотров работы: 18143