ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Быков В.А. 1, Саньков П.Н. 2
1ПГАСА
2ПГАСА, кафедра Архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, так как изучение и решение проблем в творчестве архитектуры приведет к развитию данной деятельности.

Проблема. Проблемы творчества приводят к застою развития архитектурной деятельности.

Цель. Найти методы решения проблем творчества в архитектуре. Развитие творчества в архитектурной деятельности.

Объект исследования. Творчество в архитектуре.

Задания работы.

- Выявление и анализ проблем;

- Определение причин возникновения проблем;

- Поиск методов решения проблем.

Основная часть.

Определения.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. [1]

Гениальность - это, прежде всего, внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Творчество неотъемлемо присуще человеческой природе, уже ребенок обладает огромными творческими задатками - памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений. Потом все это уходит, человек «темнеет» и, если ему не удается сохранить в себе это «детское» начало, превращается в обычную заурядную личность. [1]

Не прогресс цивилизации, а сама природа, по В.В. Розанову, заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. [1]

Архитектура - (лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека [2].

Внешняя реклама - это реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях - рекламоносителях, которые размещаются в открытом пространстве а также на фасадах зданий, сооружениях, элементах городского оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. [8]

Классификация проблем творчества в архитектуре.

Классификация проблем по источнику их возникновения:

1) Архитектор

2) Заказчик (государство, физическое лицо, юридическое лицо)

Классификация проблем по времени их возникновения (стадия существования здания):

1) Стадия проектирования - однотипность, отсутствие новых стилей. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Отсутствие мотивации (мотивация может осуществляться поддержкой, вознаграждениями);
  • Нормативные нарушения. Приводят к пренебрежению правилами, установленными нормами. Это ведёт к тому, что архитектор постепенно понимает, что ему это может сойти с рук, и в своем следующем проекте он может пренебречь еще чем-либо, и так постепенно дизайнер или архитектор не серьёзно относится к творческому процессу проектированию, разработке идеи, формы, решению проблемы (градостроительной, социальной и т.д.);

2) Стадия строительства. На этой стадии мы используем существующие технологии, возможно даже те, что давно устарели. И не пытаемся искать, разрабатывать новые. Это показывает то, что нет творческого процесса. Процесса порождения нового.

3) Эксплуатация здания. Главной современной проблемой здания является внешняя реклама, которая приводит к исчезновению визуального восприятия первоначальной архитектурной среды, нарушение гармонии и заложенной композиции, идеи, образа улицы. Вывеска негативно влияет на композицию фасада здания (особенно, на фасады исторических зданий, которые не предусматривали размещение на них современных вывесок) и на восприятие улицы в целом. Это приводит к исчезновению исторической архитектуры для вдохновения, изучения методов и подходов архитекторов при проектировании (создание композиции).

Также отсутствие программ по реконструкции и ремонтам исторических зданий приводит к их исчезновению. Я считаю это неуважением к архитекторам и их творчеству. Я согласен, что это мероприятие требует больших финансовых вложений, но если взять к примеру города Европы, то там с уважением относятся к исторической архитектуре города, так как это культурное наследие, которое в свою очередь становится предметом для развития туризма, который приносит прибыль.

Раскрытие проблем и способы их решения.

Проблемы творчества в архитектуре:

1) Отсутствие поддержки (мотивации, поощрений, вдохновения); на примере городов Украины. К великому сожалению на территории Украины без должного уважения относятся к исторической архитектуре, что ведет к её исчезновению (на которое влияет, как и отсутствие капитальных ремонтов ветхих зданий, так и интересы неких лиц на территорию в центре города (сейчас это стало более актуальным), которую занимает историческая застройка. И эту проблему необходимо решать как можно скорее, потому как с такими темпами мы лишим следующее поколение наших памятников архитектуры и чувства уважения к архитекторам, которое проявляется тогда, когда на фасадах исторических зданий размещают наружную рекламу, которая создаёт дисгармонию фасада здания, и более того устраняет ощущение исторической среды.

Насчет мотивации: студенты сейчас не заинтересованы в изучении основ архитектуры, истории архитектуры, методам проектирования. Конечно же, это не относится ко всем, но единицы студентов архитекторов или дизайнеров проводят своё свободное время в изучении дополнительного материала, новых технологий, изучают зарубежный опыт. Все мы можем винить преподавателей вузов в том, что они  не учат нас новым технологиям, конструкциям, материалам и т.д. , хотя сами студенты редко когда поднимают темы во время занятия о том, чтобы ознакомиться с новым современным объектом, разобрать его функционально, концепцию, образ, что привело архитектора именно к этому решению. Это позволило бы наладить учебный диалог между студентами и преподавателем. Так как сейчас студенты перестали задавать вопросы по пройденному материалу в конце занятия, и более того, перестали посещать занятия. Т.е. стремление к познанию нового. Например, среди студентов часто можно услышать, зачем нам нужна история архитектуры или градостроительства? А ведь этот предмет позволяет нам перенять опыт проектирования, организации архитектурной среды архитекторов прошлого времени, чтобы не повторять их ошибок, чтобы мы могли узнать, к чему привели их решения в настоящее время. Мы можем учиться на их ошибках, или наоборот изучить их способы проектирования, творческий процесс.

2) Скептицизм (сомнение, необходимо шире воспринимать происходящее вокруг, интересоваться новыми достижениями, постоянно быть в курсе новых достижений, технологий в архитектуре).

Скептицизм это последствие отсутствия знаний. Чтобы быть уверенным в своём деле, его нужно постоянно изучать, эмпирически и на практике. Необходима желание саморазвития, поддержка и мотивация.

3) Отношение к творчеству как к обязанности.

Часто бывает, что родители хотят, чтобы их дети занимались подобным видом деятельности, что и они. Так сказать принуждают учиться архитектуре не по собственной воле студента. В последствии мы получаем продукт созданный по принуждению. А не творчество, вызванное вдохновением и стремлением к развитию архитектуры.

4) Узкая специализация. Отсутствие всестороннего развития. В эпоху Древнего царства зодчий Древнего Египта обладал знаниями физики, математики, медицины, астрономии, архитектуры, политологии. «Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет.» [5]. В современном мире произошло разделение труда. И архитектура не является исключением. Существует множество таких профессий как:

а) строительный чертежник (выполняют по заданиям архитекторов и инженеров необходимые для возведения зданий и сооружений чертежи, фотоснимки зданий для их перестройки. Кроме того, они выполняют обмеры и составляют планы существующих зданий, планы прокладки существующей канализации и других коммуникаций) [6];

б) строители дорожники (производят планировку территорий, устраивают откосы, кюветы, канавы и плотины, а также дренаж, трубопроводы водоотведения и шахты) [6];

в) инженеры; проектировщики;

г) конструкторы;

д) архитекторы;

е) дизайнеры;

Вследствие разделения обязанностей в архитектурной деятельности возникла некая система, которая общими усилиями создает некий архитектурный или дизайнерский продукт. Но при отсутствии одного элемента, исчезает комплексный подход к процессу проектирования, создания проекта. Специалистам своей деятельности приходится выполнять обязанности смежника. При этом результат выходит менее качественным из-за отсутствия знаний и опыта, что является последствием подготовки специалиста узкого профиля. И то касается только архитектурной деятельности. А ведь проект создаётся с целью решения социальных проблем (необходимы знания в области социологии), или допусти этом медицинский госпиталь, где необходимо учитывать санитарные нормы (знания в области медицины), или это ландшафтный дизайн (необходимы знания в области дендрологии, биологии) или это градостроительство (где необходим комплекс знаний по географии, экологии, экономике). Я считаю, что профессия архитектора требует больших и разносторонних знаний. И поэтому не нужно считать предмет не нужным, если Вы его еще не пытались использовать в тандеме с архитектурой.

5) Отсутствие развития архитектуры (отсутствие новизны, развития, научного подхода, создание архитектуры ради идеи, а не гонорара);

Часто мы начинаем критиковать что-либо новое в архитектурной деятельности на основании своего субъективного мнения или же мы прислушиваемся к мнению остальных. Но, редко когда мы пытаемся поддержать этот новый взгляд, подход к проектированию или формообразованию. Например, вспомним творчество Антонио Гауди. "Еще при жизни Гауди считали чудаком. Его архитектура быстро устаревала, его сложная личность, пропитанная религиозностью, противоречила духу эпохи."[3] Это было мнения одной части общества того времени. «Подобно Леонардо двадцатого века, Гауди являл собой воплощение художника-изобретателя. Его фантастически буйная фантазия разрушала устоявшиеся каноны.» [4]  - а это мнение второй части. Всегда есть кто-то, кому не по вкусу творчество. Архитектуру Гауди считали уродливой. «Неприятие Джорджа Оруэлла было более эмоциональным. В «Памяти Каталонии» он писал: «Я пошел взглянуть на собор (именно так!), современный собор, который можно считать од­ним из наиболее уродливых сооружений в мире. Четыре его торчащих шпиля по форме в точности напоминают бутылки из-под рейнвейна. В отличие от большинства церквей в Барселоне он не был разрушен во время революции - говорят, его пощадили из-за «художественной ценности». Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его, когда им представилась такая возможность...»» [7]

А что происходит сейчас. Архитектурой Антонио Гауди восхищается большинство. Это подтверждает большое количество экскурсия. Процветание туризма в Барселоне, связанное с организацией экскурсий по памятникам архитектуры.

Это может быть вызвано разными причинами, например конкуренция. Я хочу сказать, что не нужно быть скептиком и критиковать творчество остальных. Следует проверить теорию на себе, постараться решить проблемы этого нового подходы (недостатки, которые Вы выявили).

6) Экономический фактор (часто бюджет создает рамки для творчества архитектора, дизайнера, отсюда исчезает опыт по созданию сложных объектов); Экономический фактор создает заказчик или государство. Это проявляется на стадии проектирования. Когда бюджет на строительство и проектные работы создают ограничения по использованию материалов, конструктивных решений и т.п. для создания проекта и его реализации.

Вывод

Необходимо создание методов, способов по решению проблем творчества в архитектуре на разных стадиях существования зданий. Так как архитектура это отображение культурного развития общества. Архитектурная среда способна психологически, эмоционально и физиологически влиять на человека. Архитектурная среда это плод творчества архитекторов. И если не уделить этой проблеме должного внимания, то вскоре мы можем оказаться в среде некомфортной для человека. И это может привести к негативным последствиям формирования общества, модели поведения человека (культурное воспитание). Как человек влияет на окружающую среду, так в свою очередь окружающая среда влияет на человека. Решения проблем творчества архитектуры приведет к созданию благоприятной и комфортной для человека среды.

Список литературы:

1.                Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

2.                «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986

3.                Мнения об архитектуре Гауди, http://gaudi-barselona.ru/

4.                Стиль Антонио Гауди, http://gaudi-barselona.ru/

5.                Архитектура и скульптура Египта. Культура и зодчество древних египтян., 2004, Small Bay Ltd, http://smallbay.ru/architec011.html

6.                «Справочник строителя. Строительная техника, конструкции и технологии», Сборник под ред. X. Нестле, Перевод с немецкого А. К. Соловьева, Москва: Техносфера, 2007

7.                Антонио Гауди, Архитектура Гауди, Мнения об архитектуре Гауди, Несогласные или неблагодарные (Общая статья о критиках работ Гауди), http://gaudi-barselona.ru/architecture/mneniya/mneniya_61.html

8.                Закон Украины про рекламу, статья 1

Просмотров работы: 1960