Успешное развитие овощеводства зависит от обеспеченности рабочей силой, транспортными путями для перевозки продукции, гарантированными вблизи рынков сбыта. При выращивании овощей, следует учитывать особенности, присущие только данной отрасли сельского хозяйства. Решающее значение имеет район размещения хозяйства и природно-климатические условия.
Масса прибыли — это абсолютный объем прибыли в денежном выражении. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, уровень цен на реализуемую продукцию. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Для анализа доходности производства овощей открытого грунта в динамике рассчитаем следующие показатели: уровень товарности, среднюю цену реализации 1 ц, коммерческую себестоимость 1 ц, прибыль (убыток) от реализации, которые приведем в таблице 1.
Таблица1 Исходные данные для анализа массы прибыли
Культура |
Объем реализованной продукции, |
Выручка. тыс. руб. |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Цена реализации 1ц, руб. |
Коммерческая себестоимость |
|||||
ц |
1ц, руб. |
|||||||||
2007 |
2015 |
2007 |
2015 |
2007 |
2015 |
2007 |
2015 |
2007 |
2015 |
|
q0 |
q1 |
P0q0 |
P1q1 |
Z0q0 |
Z1q1 |
P0 |
P1 |
Z0 |
Z1 |
|
овощи |
18836 |
22069,4 |
13467,1 |
15977,9 |
12254 |
14538,5 |
714,97 |
723,99 |
650,6 |
658,8 |
По реализованной продукции определим влияние себестоимости, цены реализации и количества на изменение прибыли и разложим прирост массы прибыли.
Проведем анализ массы прибыли по следующей схеме:
Прибыль, полученная в базисном периоде:
М0 = P0q0 - Z0 q0 = 13467,1-12254 = 1213,1 (1)
Прибыль, полученная в отчетном периоде:
М1 = P1q1 – Z1 q1 = 15977,9-14538,5 =1439,4 (2)
Прирост массы прибыли:
В абсолютном выражении:
(3)
в относительном выражении:
(4)
Влияние себестоимости на изменение прироста прибыли:
(5)
Влияние объема реализации на изменение прироста прибыли:
(6)
Влияние цены реализации на изменение прироста прибыли:
(7)
Определите индексы изменения факторов:
(8)
(9)
(10)
Результаты вычислений представим в виде таблицы 2:
Таблица 2 Анализ массы прибыли
Фактор прироста прибыли |
Индекс изменения факторов |
Прирост массы прибыли |
Относительный прирост массы прибыли за счет факторов, % |
|
руб. |
% к итогу |
|||
Цена реализации |
1,013 |
199065,988 |
87,99 |
164,1 |
Себестоимость реализованной продукции |
1,013 |
-180969,08 |
-79,99 |
-149,2 |
Объем реализации |
1,172 |
208133,958 |
92,00 |
171,6 |
Итого |
X |
226230,866 |
100 |
18,65 |
На основании данных таблицы 2 мы можем видеть, что прибыль в 2015 г. по сравнению с 2007 г. при изменении цены реализации уменьшилась на 12,01 %, при изменении себестоимости реализованной продукции прибыль уменьшилась на 79,99 %, а при изменении объема реализации прибыль также уменьшилась.