ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ

Айсенова Г. 1, Каиргелдина Ж. 2, Бактыгерей Р. 2, Измагамбетов А. 2
1Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева ,УиА
2Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: После празднования 550-летия образования Казахского ханства появилось множество интересных вопросов, как например: “как развивался налоговый учет в Казахском ханстве?”. Налоговый учет в Казахском ханстве имеет глубокие корни и архиважное значение для всех казахов.

«Мы отмечаем торжественно 550-летие образования Казахского ханства. Этим самым мы говорим, что история имеет глубокие корни», — сказал Н. Назарбаев. 550-летний юбилей повод «задуматься над своим прошлым и будущим, обсудить всё это». Празднование 550-летия Казахского ханства «архиважное для всех казахов в плане понимания своей исторической роли в мире» и эту дату «нужно увековечить, укоренить в сознании народа». Это событие может «объединить весь народ» и будет являться знаковым событием.

Степень изученности проблемы.В современной исторической литературе имеются многочисленные научные труды, посвященные исследованию Казахского ханства. Вместе с тем отсутствие работ, посвященных исследованию налогового учета Казахского ханства, обуславливают наличие неизученных вопросов, нуждающихся в дальнейших теоретических и практических разработках.

Цель исследования: Узнать, как развивался налоговый учет с периода становления Казахского ханства по наши дни.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- Исследовать как формировался налоговый учет на территории Казахстана в целом;

- Изучить основные виды налогов, которые были на территории Казахстана;

- Обосновать причины изменения системы налогового учета в среднековье на территории Казахстана;

- Оценить возможность применения налогов на территории Казахстана;

Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составляют официальные правительственные и исторические материалы, научные исследования отечественных и зарубежных ученых, связанные с рассматриваемой проблемой, монографии, материалы научно-практических конференций. В ходе исследования применены материалы периодической печати и официальных веб-сайтов, раскрытые в ходе подготовки исследовательской работы.

Научная новизна исследовательской работы.Научная новизна результатов, полученных в ходе исследования, заключается в теоретическом обосновании сущности налогового учета в Казахском хансвте.

Структура и объем исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Одним из самых древних финансовых институтов являются налоги. Их появление и развитие было непрерывно связано с становлением и появлением государственности. В период перехода человечества от кочевой к оседлой жизни и связанного с этим процесса разделения труда, начали появляться первые элементы государственного устройства, что явилось основой для появления института частной собственности. В итоге были значительно расширены функции государства. Появилась необходимость в защите прав собственности от посягательства одних членов общества другими. Для этого были организованы специальные государственные органы. Общество вынуждено было изыскивать денежные средства для их содержания, так как они не принимали участие в материальном производстве. Существовали разные источники формирования указанных средств, которые зависели от уровня развития общества, происходящих в нём процессов и т.д. на различных этапах развития государства. В древнейшие времена финансирование государственных структур осуществлялось в основном в результате военных действий: эксплуатация рабов, украденное имущество, и т.д. Зачастую данные источники принимали организованные формы в виде установленной победителем дани, уплачиваемой побежденным народом правителю на постоянной основе и в определенные сроки. Дань, таким образом, можно в определённой мере назвать прообразом налогообложения. Основы налогообложения организовывались также в виде жертвоприношений храмам, которые выполняли определённые функции в организации общественной жизни. Соответственно, в современном понимании данной экономической категории их нельзя назвать налогами, но поскольку они носили систематический характер, то фактически превращались в определённую «выплату», «взнос». По мере развития государственности наряду с платежами в пользу духовенства формировалась система регулярных платежей в пользу правящей верхушки. История Древнего мира содержит упоминание о существовании, например, в Древней Греции в VII VI вв. до н. э. налогов, устанавливаемых пропорционально доходу их субъектов. Вместе с тем уплата указанных платежей возлагалась на жителей побеждённых территорий и иноземцев, а также других «не граждан». Жители провинций, находясь подданными империи, но не гражданами, в Римской империи, должны были платить налоги. Свободные граждане налогов не платили, поскольку наличие подобной обязанности считалось проявлением зависимости. Добровольное внесение свободными гражданами денежных средств на нужды государства не возбранялось и даже поощрялось.

Отсюда следует, существуют две главные предпосылки появления налогового учета. В начале, это расслоение общества на богатых и бедных в следствии существования различных его видов. Затем, объединение владельцев и создание первых государственных образований для защиты их интересов, а также для повышения власти над бедными слоями населения.

Становление и развитие государственности и, следовательно, системы налогообложения происходило в разных частях планеты по-разному. Различался также и характер главных источников существования органов государственной власти. Основные доходы приносили взимание налогов и в большей мере эксплуатация рабского труда, в европейской части планеты, где огромное распространение получили рабовладение и частная собственность на землю. Становление государственности осуществлялось путём узурпирования власти верховным правителем на Востоке. Основным доходом были поступления, носящие налоговый характер, из-за того что рабовладение в этой части планеты не получило широкого развития. В зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений, вида политического устройства государства и уровня правовой урегулированности общественных процессов использовались различные формы выплаты налогов. Взимание налоговых платежей в денежном выражении наиболее часто использовалось в период со II в. до н. э. по III в. н. э. в таких государствах, где огромное распространение получило денежное обращение. В иных странах платежи производились в основном в натуральной форме. Например, в Древнем Египте одна часть собранного урожая отдавалась храмам, другая в государственную казну. В Древней Индии во II в. до н. э. в обязанность крестьян включалось поставлять воду из колодцев и прудов для орошения полей верховного правителя. Часто исполнение налоговых обязательств производилось в виде различного рода трудовых и других повинностей. В VIII в. до н. э. население Ассирийской империи выплачивало не только подоходно-поземельный и храмовый налоги, но и производило строительные, оросительные и другие повинности. Значит, можно сделать вывод, что первые признаки налогообложения появились ещё в Древние века. Вместе с тем налоги не играли особенной роли в источниках покрытия общественных расходов.

И вызвано это было определёнными причинами: общественные расходы были не большими; использовались иные, неналоговые источники доходов.

Тем не менее, вопросам эволюции подоходного налогообложения физических лиц, уделено крайне мало внимания. В то же время мы склоняемся к той точке зрения, что изучение исторических корней каких бы то ни было экономических процессов и все, что связано с экономикой страны, должно проводится на поэтапной основе и систематизировать эволюционный характер, ведь не зная прошлого, этапы развития, трудно понять настоящее и сделать качественную оценку экономического развития страны в целом и налоговой системы в частности.

  1.  
    1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Почти до XVII в. в Европе небольшими темпами начали развиваться налоговые системы и являлись очень сложными, а большая часть налоговых платежей имели несистематичный характер: они вводились, только тогда, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги. Взимавшиеся косвенное налогообложение акцизы, как правило, у городских ворот со всех привозимых и вывозимых товаров в это же время приобретало все большее значение. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим ростом в XV– первой половине XVI в. ряда европейских стран, особенно Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения. При этом в большинстве стран Европы фактически сложилась другая система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог капитицию. Города собирали подоходные налоги с жителей и акцизы. Затем город выплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король иногда изымал часть собственности у своих вассалов. Сбор налогов со временем станет видом предпринимательского ремесла. Им занимались откупщики богатые буржуа, которые покупали право собирать установленные налоги у государства, вкладывая валовую сумму налога в казну до начала сбора. Затем, используя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщики производили сбор налогов с населения, с учетом, безусловно личного дохода. Наниматели содействовали войскам, из-за этого отнятие налогов схоже с военной компанией с убитыми и подстреленными. Такая система возникла в период феодальной разрозненности. Позже она развилась и прижилась. В это время священство и cословие от выплаты налогов было освобождено.

В Западной Европе с развитием государства увеличилась потребность в денежных ресурсах. В средние века налоги носили нечеткий и временный характер. Когда королю необходимы были деньги, то он обращался к сословиям, и они сами раскладывали нужную сумму. В итоге налог превращался в поимущественное, поземельное, или подушное обложение. Существовало большое количество различных временных налогов. К примеру, налоги платились при рождении у короля ребенка, при замужестве королевской дочери и т. д. Главное бремя налогов ложилась обычно на людей которые принадлежали к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан не дворянского происхождения. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII веках в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их систематического сбора. Процветание в этот период было также у системы откупов. В качестве основных налогов, которые практиковались почти во всех странах, можно назвать поземельный налог, подушные (поголовные) налоги, налоги со строений, акцизы, местные налоги, таможенные пошлины.

Поземельный налог был в двух формах: в виде налога на доход и в виде десятины. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет по усредненным показателям. Часто одновременно устанавливались обе формы налога. Первая – шла в пользу церкви, вторая – в пользу государства. Подушный налог, несмотря на свои очевидные недостатки, являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе.

Таможенная пошлина не всегда взималась на государственных границах. В этот период существовало множество внутренних пошлин, мостовой сбор при переезде через мост, причальные пошлины, торговые пошлины.

Коммунальные и местные налоги возникли еще в древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенных потребностей общины. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей , на здравоохранение, на устройство платин и так далее. В конце XVII в . – начале XVIIIв. в европейских странах начало формироваться административное государство, которое создало чиновничий аппарат и вводящее пропорциональную налоговую систему, которая состояла из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. В основном он взимался у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров.

Налоги на предметы потребления давали внушительные доходы, но они не в малой степени сдерживали развитие торговли. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. В это время началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французские ученые говорили, что один акциз способен принести столько же, даже больше, чем все другие вместе взятые налоги. Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией, в этот период преимущества отдаются косвенным налогам, и происходит дифференцирование косвенных налогов. В последнюю четверть века создается научная теория налогообложения. Ее основоположником является шотландский экономист и философ Адам Смит. В 1776 году вышла книга Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов”. Из нее можно выделить четыре основных принципа которые не устарели по сей день : 1) принцип справедливости утверждал всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; 2) принцип определенности – сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно заранее известны плательщику; 3) принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика; 4) принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога в рационализации системы налогообложения.

1.3СИСТЕМА НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Большое развитие, подоходное налогообложение получило только в XX в. Как правило, подоходный налог, при введении характеризовался высокий необлагаемый минимум, который со временем спадал. Ставки общего налога физических лиц на доходы, как правило, основаны на системе перспективного налогообложения. Прообразом первых подоходных налогов были подушные налоги (налог на душу населения), которые характеризовались как сословные налоги, взимаемые с граждан сословий по твердым ставкам, характеризованным в абсолютных денежных суммах (независимо от величины их доходов) государством Формы первых подушных налогов применялись еще в древние времена, в Средние века приобрел распространение во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах. В России в 1724г. подушный налог был введен Петром I. Взимался на основе постоянно проводимых переписей населения со всех душ мужского населения, включая стариков и детей. Начиная с конца XVIII в. подушный налог стал основным видом выручки государства, на него пришлось свыше половины всех доходов. Пошлины подушного налога обеспечивалась круговой порукой, при которой крестьянская община отвечала за плату всех ее членов, а суммы налога, невыплаченные одним крестьянским двором, размещалась на остальных членов общины. В 1798 г. Первый опыт подоходного налогообложения осуществился в Англии. В 1802 г.его отменили, но в 1803 г. вновь ввели, придав ему новейшую модель. Доходы были разделены на 5 шедул, в каждой из них налог взыскался с того лица, которое уплачивало сумму, составляющий доход для получившей стороны. Таким образом, налог на домовладельца или землевладельца взыскивался с квартиранта или арендатора, а последние удерживали сумму из арендной платы. Порядок налогообложения, созданная в 1803г., положила основание того предприятие подоходного налога, которая была в Англии и в 20-е годы ХХ в. Несмотря на отмену налога в 1816 г. он продолжил свое существование с 1842 г. и в 1910 г. давал 25% бюджетных поступлений. В Пруссии подоходный налог развивался из личного наложения. Вначале в 1806-1807 гг. для сельских местностей был характеризован личный налог на все население старше 12 лет с единой ставкой в 0,5 талера. Затем в1821г. был введен классный налог, и все налогоплательщики этого налога были разделены по наружным суммарным признакам на четыре класса с тремя ставками налога в каждом. Современная налоговая система Казахстана основывается на научных достижениях мировой экономической мысли, а принятые в период независимого развития страны законы, являются обобщением законов европейских стран с учетом существующих особенностей экономического развития Казахстана. В годы Советской власти система налогообложения формировалась на уровне единого экономического центра (Госплана и Минфина СССР), союзные республики и их экономические институты являлись исполнителями. В этой связи имел место низкий интерес к научным исследованиям по налоговой проблематике на местах. Большое количество научных работ было посвящено историческому развитию налогообложения в целом. В данной работе авторы сделали попытку сфокусировать исследование эволюции налогообложения в Казахстане именно на подоходном налоге с физических лиц, начиная со времен раннего средневековья, что даст возможность систематизировать этапы развития подоходного налога в Казахстане и выявить особенности, присущие именно нашей стране в историческом аспекте.

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА.

Налоги образовываются и развиваются совместно с самим государством.

Наиболее ранняя форма налогообложения считается жертвоприношение, которое можно отнести к некому неписаному закону. Как и во многих странах мира у Казахстана имеется своя насыщенная событиями история. Нами была проведена систематизация исторического развития налогообложения физических лиц на территории Казахстана в средние века. В таблице 1, можно увидеть поэтапное становление и развитие системы сбора налогов с физических лиц. В каждом периоде отслеживается модификация и усовершенствование законов. Разумеется, формирование настоящей научной теории налогов началось лишь в конце XVII-XVIII вв. в трудах известных ученых, изучающих данную сферу в Западной Европе и России, тем не менее, сами налоги появились задолго до их научного изучения и требуют на данный момент большого внимания.

Таблица 1 – Систематизация истории развития налога с физических лиц на территории Казахстана в средние века

Год

Правление

Форма оплаты

Шкала

Описание

1

2

3

4

5

1206

Чингис хан

Натуральная форма

плоская

Яса -закон великой власти.Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Монголы первые в истории установили твёрдую ставкуфедерального, по современной терминологии, налога: 10% от дохода. Пресловутую десятину. (В те времена ставка налога в Европе обычно была гибкой: сколько сумеет награбить дружина феодала, такая и ставка). Однако, монголы не запретили Местным феодалам вводить дополнительные налоги.

1229

Угедей каган

Натуральная форма

плоская

В Кара корыме был принят первыйзакон о Государственной казне иналоговой системе. Налоговая системаимперии получила название «Кугуур»,что в переводе с монголо-тунгусскогоязыка означает - налог

1230

Жошы хан

Натуральная форма

плоская

Создавались переписи для дифференциации налоговой системы.Оседлое население платило налог сдоходов, а кочевники с количестваскота. Они платили 30% от выручки.

1251

Монке хан

натуральная, денежная формы

прогрессивная

Была проведена налоговая реформа (cо100 голов брали одну). Оседлоенаселение перешло к денежнойвыплате налогов. Богатый платил 10золотых монет, бедный 1 золотуюмонету.

1368

Кырым Сакым правитель

натуральная, денежная формы

Прогрессивная

Было 12 видов налога:1. Ясак. 2. Калан. 3. Салык.4.Кулыш. 5. Кулдык. 6. Бажы. 7. Каражат. 8.Сала каоаж - налог на жилье.9. Налог на землю 10. Налог за семью 11. Продовольственный налог 12. Налог за постой (дорожный налог)

1370

Тамерлан

натуральная, денежная формы

Прогрессивная

«Уложения Тимура» в котором были изложены правила поведения членов общества и обязанности правителей и должностных лиц, а также содержат правила управления армией и государством

1378

ТоктамысханЗакон«ВеликаяЯса»

натуральная, денежная формы

прогрессивная

От налога освобождались только лица, имеющие указ о наличии тарханства, т.е. элита общества. Для остальных налоговое бремя было обязательно и властью контролировалось строго. (Налоги собирались в местных тенге, арабских дирхамах, персидских дукатах).

1465

Касым ханКазахскоеХанство

натуральная, денежная формы

прогрессивная,обязательныйидобровольныйхарактер

Для государственной казны собирались зекет, садака. Контроль за ходом начисления и изъятия налогов осуществляли местные правители.

2.1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

В 1206 году во время правления великого Чингизхана, владения которого были и на территории Казахстана, форма оплаты налога была натуральной, при этом налог взыскивался по плоской шкале: он был равным и единым для всех. Свод правил, где регулировались, в том числе, и экономические отношения назывался «Великая Яса Чингизхана» и этот свод правил был основным законом(в пер. с монг. «Яса» означает «поведение», «декрет»). В «Яса» - своде основных законов Монгольской империи, который состоял из слов-назиданий Чингисхана и конкретных, условий по управлению государством, а также из общих законов по военным и гражданским делам, различных правил, установлений для наказания нарушителей этих законов, устанавливалась твёрдая ставка государственного налога: 10% от дохода, так называемую десятину. В то время ставка налога в Европе была гибкой: сколько сумела награбить дружина феодала, такой и была ставка. Однако монголы не запрещали местным феодалам вводить свои дополнительные налоги.

1229 году во время правления Угедей кагана форма уплачивания налога не изменилась. Налог также взимался в натуральной форме по плоской шкале. В своде законов «Кара корым»,который был принят в этот период, был издан первый закон о Государственной казне и налоговой системе. Налоговая система империи называлась «Кугуур», что в переводе с монгольского языка значило налог. По Указу Угедей хана при Орде создали фонд расходов (каржы) и приняты правила урегулирования фонда. Вопросы данного регулирования правил Центрального фонда находилось в министерстве юстиции, а регулирование вопросов фонда и золота, серебра , а также драгоценных камней находились в центральной канцелярии каганата. Фонд расходов состоял из: воинских трофеев; подарков, даров; налогов с подданных.

1230 году во время правления Жошы хана в Центральной Монголии форма уплаты налога была также натуральной, но тогда начали появляться признаки денежного обращения. Выплата налогов выполнялась по плоской шкале. В стране стали создаваться переписи для дифференциации налоговой системы. Как видно, развитие налоговой системы даже в средние века совершенствовалось на каждом этапе, и постепенно шел переход к дифференциации населения по доходам. Оседлое население выплачивало налог с доходов, а кочевники с количества скота. Они выплачивали 30% от выручки .

Золотой Орде имели место следующие налоги:

•харадж – это основной поземельный налог в пользу монгольской казны.

•ихраджат - денежные и натуральные поборы на содержание эмиров, государственных чиновников.

•тагар - со всякого человека, который входил в государственные списки, требовали: а) пшеницу, или риса, или вина, б)стрелу, в) одну монету, г) две веревки, д) подкову. Тагар взимался также и со скота в количестве одной головы с каждых двадцати голов. Разновидностями этого налога являлись тагар с гумна и тагар с быков.

•копчур - выплачивали скотоводческие (кочевые и полукочевые) хозяйства с 10 голов скота одна отбиралась в казну. Позже копчуром называли прямой подоходный налог со скотоводов и земледельцев.

•тамга – это налог с торговли и ремесел в городах и селах, а так же так назывались внутренние пошлины, которые взыскивали на заставах товаров.

•тарх - это принудительная покупка продуктов из казенных хранилищ по ценам, которые в несколько раз превышали рыночные, а также принудительная продажа крестьянами продуктов по специально заниженным ценам

•улаг – это почтовая повинность, которая связанна с обеспечением лошадьми почтовых станций , которые назывались ямами.

•бигар - это принудительные работы по постройке дворцов, крепостей, прокладке дорог, восстановлению каналов.

•«нузл» или «нузул» (постой) - предоставление своего дома эмиру, который прибывает в данную местность. При этом крестьяне кормили свиту эмиров, их слуг и лошадей .

1251 году Монке хан провел налоговую реформу (cо 100 голов брали одну). В этот период применялась натуральная и денежная форма оплаты, и налог взимался по прогрессивной шкале налогообложения. Оседлое население постепенно перешло к денежной выплате налогов. Богатый платил 10 золотых монет, бедный 1 золотую монету. В 1368 году при правлении Орыс хана метод исчисления налога и форма оплаты не поменялись, но виды налогов уменьшились. На тот момент в общей насчитывалось 13 видов налога: ясак, кала, сала каоаж, салык, кулыш, бажы, кулдык, каражат, налог на фураж , налог на землю, налог за семью, налог за постой, продовольственный налог .

Ясак (монг. засаг «власть»; тат. ясак - натуральная подать) - на языке тюркских и монгольских племён означает дань, уплачиваемую натурой, в

пушниной.

Кала - налог земледельцев, который зависел от площади посева.

Салык - обязательный подушный налог . Налог, который взимался со всех физических лиц в одинаковом размере. Достоинство подобных налогов заключалось в том, что они не являются выборочными, а представляют собой одинаковый сбор со всех граждан независимо от их имущественных различий. Тем не менее, салык часто подвергается критике за регрессивный характер – он не учитывает платежеспособности каждого налогоплательщика.

1370 году во время правления Тамерлана форма оплаты оставалась натуральной и денежной. Налог взимался по прогрессивной шкале. Народ следовал «Уложениям Тимура», в котором изложены правила поведения членов общества и обязанности правителей и должностных лиц, а также содержат правила управления государством и армией.

1378 году при правлении Токтамыс хана улусы следовали закону «Великая Яса». Форма оплаты была денежной, однако, натуральная форма оплаты все еще оставалась. Шкала налогообложения не поменялась. Лица, имевщие указ о наличии тарханства, то есть это считались люди, которые относились к элитному обществу, от налога освобождались. Для всех остальных эти правила были едины, налоговое бремя являлось обязательным, процесс взимания строго проверялось государством.

2.2.РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В ПЕРИОД КАЗАХСКОГО ХАНСТВА.

В 1465 году в междуречье Чу и Таласа было образовано Казахское ханство. Наивысшего расцвета ханство достигает при хане Касыме. И в этот период повышается авторитет обычного права и мусульманских традиций и обычаев. Хотя в это время с отдельного человека налог не брался, для государственной казны собирались такие налоги как закят, садака. Закят выплачивается в размере 2,5 % от состояния человека, превышающего размер нисаба. Нисаб, стоимость которого равнялась 85 грамм золота - это минимальный размер состояния, с которого необходимо было выплачивать закят. Закят выплачивается с серебра , золота, инвестиций, наличных денег, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций.

Осуществляли контроль над ходом начисления и изъятия налогов местные правители (имамы). К примеру, при правителе Ташкента, Жунис-коже с каждой сотни скота взимали одну. Помимо этого, он лично принимал участие в судебных спорах, которые связанны с налогами.

Садака в исламе – это добровольная милостыня (в отличие от закята - обязательных налогов), которую мусульманин выплачивал по своему собственному усмотрению и желанию. Садака мог выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но также и в виде еды, одежды и другого имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам.

Скотоводы платили налог закят, выплачивали дань мясом - согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, простые люди привлекались к общественным работам - мардикар, принимали на постой воинов - каналга, а также знатных людей - джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск - тагар. Мусульманское духовенство обладало вакфными землями .

В 1680 году во время правления Тауке хана реформы коснулись так же и правовой системы. Именно при нем внесены значительные дополнения в право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его участии. Согласно народным приданиям, Тауке хан собрал в местности Култобе биев трех жузов - Толе, Казыбек, Айтеке , которые на основе старых законов ханов Касыма и Есима разработали и приняли новый свод законов, который включал в себя семь основных разделов. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Қасым ханның қасқа жолы», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к закону были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі» - рассказы, которые содержали сведения о практике суда биев в судебном прецеденте.

Вместе с тем, из-за усиления влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно начало широко распространяться мусульманское право - шариат. Была установлена особая система налогообложения местного населения. Кочевники-скотоводы должны были платить "копчур" - одну голову со ста голов скота, "тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража. Земледельцы выплачивали налог "харджи-хараджат".

Помимо прямых налогов, население несло повинности - "коналга"-содержание войск на постое, "джамалга"- обеспечение гонцов и административных лиц. Купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга". В Улуг Улусе существовала отчетливая система сбора налогов, учет осуществлялся по специальным реестрам - "дафтари". Русские княжества выплачивали "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства. Сбор налогов производился баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать. Этим воспользовались, в частности, московские князья, у которых в казне оседала большая часть "Ордынского выхода" – налога, для уплаты же требуемой суммы местные правители ужесточали налоговый гнет своего народа.

1731 году произошло вхождение Казахского Ханства в состав Российской империи. Особенностью налоговой системы Казахстана во второй половине 18-го века было действия адата, обычное право казахов, мусульманского права и указы Российской империи . Форма выплаты налога с натурально-денежной перешла на денежную, хотя отчасти допускалась выплата налога в натуральной форме.

1810 г. в России (что соответственно распространялось и на Казахское ханство) для помещиков был введен прогрессивный подоходный налог. Установлена максимальная ставка налога в размере 10% и необлагаемый налогом минимум дохода в сумме 500 руб. в год. Интересно то, что этот налог взимался на основе подаваемой налогоплательщиком декларации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое государство на каждом этапе своего развития налогообложения стремится наиболее совершенствовать его действия. Проводимые налоговые реформы максимально пытаются смягчить по отношению к жителям, но многочисленные войны, которые часто проходили на территории Казахстана дают о себе знать. На основе этого исследования можно сделать следующие выводы:

-налоговый учет формировался под влиянием множества факторов, в Древнем мире учет ввелся в натуральных измерителях и тогда трудно было принять достоверность информации, тоесть качество информации оставляло желать лучшего. Данный тип измерения средств существовал вплоть до правления Монке хана, тогда уже начался переломный момент в налоговом учете, уже не надо было беспокоиться о хранении средств, ведь вместо сырья в казну поступали монеты.Таким образом, улучшился контроль над учетом налогов, тем самым казна постоянно пополнялась своевременно и на нужную сумму.

-расмотрев все виды налогов на территории Казахстана можно сказать, что в средневековье на тот момент насчитывалось 13 видов налога: ясак, кала, сала каоаж, салык, кулыш, бажы, кулдык, каражат, налог на фураж , налог на землю, налог за семью, налог за постой, продовольственный налог, а после вхождение в состав Россиской империи стерли все виды налогов, которые существовали до вхождения , и внесли всеобщий подоходный налог со ставкой 10% от прибыли.

-основные причины изменения налогооблажения в средневековье является трудность хранения сырья натурой. В основном, в средневековье налоги платили «валютой» до реформы налогооблажения и существовал сек (годовалый баран), тоесть большие затраты уходили на хранение животных.

-при проведении данного исследования с нашей точки зрения хотелось бы отметить, то что было бы неплохо для нашей учетной системы принять льготы которые предпринимались для улучшения состояние семьи, тоесть налоги не взымались бы с той семьи которая имела бы менее 6 голов скота, таким образом появился бы шанс для некоторых казахских семей спасти свой скот и улучшить тем самым саму ситуацию.

-выявлены основные принципы построения системы налогообложения, а также форма и вид выплаты НДФЛ. Знания системного происхождения и становления прошлого дает прочную основу двигаться и развиваться. Это позволят исключать ошибки на новом этапе развития. Исторически-эволюционный метод исследования разрешил разработать обоснованные с точки зрения научно-методологических и эмпирических подходы и рекомендации для совершенствования системы обложения НДФЛ, которые ориентированы на повышение социальной роли изучаемого вида налога, что в итоге даст положительное влияние на экономическое и социальное развитие страны. Стоит отметить что «Все что новое – это хорошо забытое старое» и туда относится налоговый учет, и налогообложение. Изучая данную тему можно предопределить дальнейшие возможные изменения в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение: учеб.пособие. – М.: Высшее образование, 2008г.(-)

  2. История Казахской ССР. Т. П. Алма-Ата, 1979.

  3. Тизенгаузен Г. Сборник материалов по истории Золотой Орды. Том I.

  4. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие.- На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996

  5. http://shpora.vtochke.com/index.php/allspr/?id=2100&b=4

  6. http://kazakhstan.awd.kz/theme/t7_2.html

  7. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения: Учебное пособие.- Алматы: Казак университеті, 2002.- с.5-6.

  8. Почекаев Р.Ю. Правовое положение Улуса Джучи в Монгольской империи 1224-1269 гг., www.kyrgyz.ru

  9. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение: учеб.пособие. – М.: Высшее образование, 2008г.(-)

  10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2005.-232с.

Просмотров работы: 2939