СТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КАЗАХСТАНЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. В ЧЕСТЬ 550-ЛЕТИЯ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КАЗАХСТАНЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. В ЧЕСТЬ 550-ЛЕТИЯ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

Утегенова М.Н. 1, Цой Ю.Х. 2
1Eврaзийский Нaционaльный Унивeрситeт имeни Л. Н. Гумилeвa, специальности 5В050800 «Учет и аудит»
2ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Учет возник вместе с человеческой цивилизацией шесть тысяч лет тому назад. И с тех пор имеет многовековую историю развития и формирования. Возникновение учета имело огромные последствия для истории. Потребности хозяйственной жизни вызвали развитие учета, что в свою очередь стимулировало рост цивилизации. В настоящее время бухгалтерский учет превратился в упорядоченную систему по учету материальных ценностей, денежных средств, обязательств и источников их образования. С каждым днем значение бухгалтерского учета возрастает.

В истории учета известно: во-первых, началом бухгалтерского учета является возникновение регистрации фактов хозяйственной жизни, существующей свыше 6000 лет. Во-вторых, бухгалтерский учет начинается с выходом первой книги, посвященной описанию процедуры учета Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.). В-третьих, Бухгалтерский учет как наука существует немногим более 100 лет.

Наиболее организованную систему учета на заре человеческого общества имели древние цивилизации Египта, Греции и Рима.

Бухгалтерский учет формировался и развивался под влиянием исторических событий, социально-экономических преобразований, научных изобретений и открытий.

Данная работа посвящена раскрытию особенностей становления бухгалтерского учета в Казахстане. Работа имеет особую актуальность, так как в настоящее время для многих стран характерна тенденция продвижения учета во все сферы человеческой деятельности.

Задачи, которые были поставлены:

- Выявить факторы, события, которые повлияли на становление учета

- Раскрыть особенности бухгалтерского учета в Казахстане

- Анализ состояния бухгалтерского учета в Казахстане

При разработке данной темы использовались различные источники информации. Такие как: учебники, статьи, книги. Все это помогло глубже изучить и рассмотреть тему.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

  1.  
    1. Основной учетный прием древности

Хозяйственные потребности человеческого общества породили счет и учет. Необходимость распределять продукты питания и орудия труда способствовала появлению систем счисления (самая древняя из них – двоичная); Благодаря образованию излишков и обмен ими, появились деньги как средства обращения. С течением времени в процессе счета стали использоваться подручные средства (камешки, палочки и другие предметы). Необходимость фиксировать учетные записи привела к появлению письменности, величайшего достижения человеческой цивилизации.

Носители информации, которые использовались в государствах древнего мира до появления бумаги, были разнообразными. Так, в Вавилоне были наиболее распространенным материалом глиняные таблички, в Египте - папирус, в Греции - черепки, в Риме - восковые таблички, в империи Инков - веревки, в средневековой Европе - пергамент. Бумага была получена во II в.н.э. в Китае, а с X в. появилась в Европе.

Основным учетным приемом древности была инвентаризация. Инвентаризационная опись (инвентарь) заменяла счет, отчет и первичный документ. Объектами инвентаризации были земля, зерно, скот, имущество, население.

У каждого государства есть свои особенности развития бухгалтерского учета. Например, Египет считается родиной папируса. Первые папирусные свитки достигали размеров длиной 4-5 м, шириной 18-24 см. Папирус представлял собой табличный вариант регистра. На свитках составляли, прежде всего, инвентарь, где по графам указывалось наименование ценностей, а по строкам - дни, по которым отмечалось количественное их движение. Вид папируса предопределил развитие хронологической записи. Спецификой материального учета в Египте было ежедневное выведение остатков, что находит свое отражение в современной кассовой книге.). В Древнем Египте учет был тесно связан с нормированием доходов и затрат. Счетоводством занимались писцы, которые принадлежали к интеллектуальной элите общества.

Вавилония - первая страна, где около 4000 лет назад возникло специальное законодательство. Законы Хаммурапи предписывали купцам ведение самостоятельного учета, храмам - государственное счетоводство. Это была самая первая попытка государственного регулирования методики учета. Она предусматривала ведение счетов только на основании первичных документов, заверенных печатью, равнозначной подписи. Законами Хаммурапи добивался упорядочивания системы расчетов, происходивших как наличным путем, так и в безналичной форме. Вавилония - родина учета на карточках. Карточки делались из глины в виде пластинок (таблеток). Особого внимания заслуживает вавилонская первичная документация. Если по данным египетского учета не всегда можно установить ее существование, то вавилонские документы, бесспорно, подтверждают ее наличие. Операции записывались на буллах (комках глины) и могли иметь даты, печати и ссылки на конкретных лиц.

Греция считается родиной монет. Первые деньги появились в Лидии - области, расположенной на восточном берегу Средиземного моря в конце VII в. до н.э. К концу IV в до н.э. каждый греческий полис имел свою монету, что приводило к осложнению расчетов. Эти трудности были частично разрешены с появлением менял (трапезитов), деятельность которых способствовала становлению первых коммерческих банков – трапезов

Уникальное достижение в учете Древнего Рима - наличие системы взаимосвязанных учетных книг (кодексов). Одно из достижений римского учета - наличие юридической регламентации учета.

Особое влияние оказало римское право, расцвет которого пришелся на II-I вв. до н. э. Основополагающие постулаты римского права сохранили свою значимость в бухгалтерском учете до настоящего времени:

  • за все надо платить;

  • закон обратной силы не имеет;

  • при взаимоисключающих законах нельзя применять ни один из них.

  1.  
    1. Возникновение двойной записи

Возникновение двойной записи является началом современной бухгалтерии. Это событие принято относить к XIII в. Возникновение двойной записи связано с двумя именами: Б. Котрульи и Л. Пачоли.

В книге Бенедетто Котрульи - купца из Рагузы «О торговле и совершенном купце» встречается счет собственных средств (счет «Капитал»). Рукопись книги написана в 1458 г., а издана в 1573 г. Лука Пачоли (1445-1517 гг.) - математик, философ представил первое подробное описание двойной бухгалтерии на примере торгового предприятия, которое содержится в знаменитом XI Трактате о счетах и Все права защищены записях, помещенном в фундаментальном труде - «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях» (1494 г.).

Двойная бухгалтерия, зародившаяся в Италии и описанная Пачоли, начала распространяться на север Европы, сначала во Францию и Герма- нию, потом в Англию и Скандинавию, затем на запад, в Испанию. Через Атлантический океан она проникла в Америку. В Россию двойная запись пришла через Польшу. Позднее она проникла в Китай и Японию.

В самом конце средневековья возникло и слово бухгалтер. В 1498 г. император Священной Римской империи Максимилиан I назначил первого бухгалтера Христофа Штехера. С этого момента название науки и профессии связывается с основным видом учетного регистра - книгой. Слово "бухгалтер" пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I. По-русски это означает книговод.

Итальянская двойная бухгалтерия оказала огромное влияние на развитие учета.

С XIII в. факты совершения хозяйственных операций стали заноситься в специальный журнал - журнал хозяйственных операций, который вели как отдельно, так и в комбинации с записями по счетам. (Последнее привело затем к появлению специализированной формы бухгалтерского учета, которая носит ныне название Журнал-Главная). С момента появления двойной записи бухгалтерский учет приобрел вид стройной и логичной системы, включающей в себя: инвентарный счет, приходно-расходные операции и расчеты между должниками и их кредиторами. Объемы учета значительно возрастали, появилась необходимость дальнейшего совершенствования учетных операций. Итальянец Ф. Гаратти (1688 г.) ввел предложенное Ж. П. Савари (1676 г.) деление систематической записи на синтетические счета (основные книги) и аналитические счета (вспомогательные книги) и дополнил форму новым регистром систематической записи - оборотной ведомостью, которая используется в современном бухгалтерском учете. Представители французской школы, развивая идеи итальянских авторов, внесли свой вклад в развитие бухгалтерского учета. М. ван Дамм (1606 г.) предложил ввести первичные документы как единственное основание для всех бухгалтерских записей. Это был существенный шаг на длинном пути становления бухгалтерского учета в известном нам современном представлении. Таким образом, первичный документ является основой учета хозяйственной операции. Действует классическое правило известного немецкого автора В. Швайкера (1549 г.): нет документа, нет бухгалтерской записи. Этот принцип является основополагающим и в наши дни.

В XVII в. бухгалтерский учет дополнен понятием баланса. Балансом называли форму отчета о хозяйственной деятельности, которая содержала в себе описание материальных ценностей, имущественных и иных прав субъекта с описанием источников их поступления или возникновения.

Последующие XVIII-XIX века превратили бухгалтерский учет в науку. Австрийский специалист Ф. Скубиц в 1889 г. дал бухгалтерии следующее определение: "Бухгалтерия - это деятельность, направленная к тому, чтобы изобразить в числах весь ход и все состояние предприятия согласно предложенным целям".

  1.  
    1.  
      1.  
        1. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕТА ЧЕРЕЗ ХОЗЯЙСТВО И БЫТ КАЗАХСКОГО НАРОДА

2.1 Скотоводство – один из критериев оценки

В основе учета всегда лежали факты хозяйственной жизни. Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.

Пастбищное скотоводство было основным занятием кочевых казахов. Скот, главное богатство казахов, был источником продуктов питания, материалов для одежды и жилища также служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости, что говорит о том, что учет в степи имел натуралистический характер. Имели место натуральные измерители (количество голов скота). Доказательством тому служат слова Ш. Валиханова: «…кочевой степняк ест и пьет. и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие киргиз, как известно, начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство? это забота, с какой наперед семейства осведомляются о скоте, характеризует быт кочевников более, нежели целые страницы описаний».

Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов; крупный рогатый скот занимал в хозяйстве казахов незначительное место, так как он не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и особенно к добыванию корма зимой из-под снега. При этом ведущее место по хозяйственному значению у казахов занимали овцы. Мясо и молоко овец служили пищей, кожа и шерсть шли на изготовление одежды, обуви, посуды и многих других предметов хозяйственного обихода.

В жизни кочевника исключительную роль играла лошадь. Кочевники использовали лошадь не только для верховой езды и гужевой перевозки, благодаря ей они питались и одевались. Без конных состязаний не проходил ни один праздник; на досуге жители степи любовались табуном свободных лошадей с несущимся впереди долгогривым красавцем-жеребцом. Хан Касым говорил предводителю моголов Султан Саиду: «Мы – жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях».

Значительное место в хозяйстве казахов занимало верблюдоводство: верблюды были незаменимы при перекочевках и перевозках грузов. По свидетельству Ибн Рузбихана, эти животные, равно как и быки, использовались казахами для перевозки домов-кибиток, поставленных на колеса. Кроме того, с верблюдов снимали шерсть, а калорийный вкусный напиток из верблюжьего молока (шубат) ценился наравне с кумысом. Казахи, как и все кочевники степи, разводили двугорбых верблюдов.

Наряду с овцеводством, коневодством и верблюдоводством, казахи занимались разведением крупного рогатого скота и коз. Но разведение этих животных имело наименьшее значение в хозяйстве казахов.

Скот бы частно-семейной собственностью. Однако общинное пользование территорией выпасов не нарушало обычаев потомственного владения пастбищами родов и племен, составлявших население улуса. Перекочевывали только владельцы стад, а бедняки, у которых почти не было скота, отказывались от перекочевок и обычно оставались круглый год на берегах рек.

2.2 Производственный цикл

Природно-климатические условия среды обитания определили посезонный характер использования пастбищных угодий и организации общественного производства. И поскольку выбор территории выпаса скота был жестко экологически детерминирован и обусловливался конкретными особенностями географической среды, то вполне закономерно, что сезонная специфика производственного цикла определялась необходимостью оптимальной организации системы производства в зависимости от сезонного ритма природных процессов.

При этом использование пастбищных угодий обусловливалось взаимосвязанными процессами выпаса скота в течение всего производственного цикла. В этой связи известным знатоком кочевого быта А. Джантюриным было очень точно замечено: «Для того же, чтобы скот мог протебеневать зиму, он должен летом достаточно нагуляться — запастись жиром на зиму; это достигается при просторе летовок и достаточности на них кормов... Поэтому простор и свобода летовок (джайляу) суть первые условия киргизского хозяйства... Если летовки стеснены, скот не может достаточно нагуляться... и чтобы он еще более не исхудал,— является необходимость преждевременно перебираться осенью к окрестностям зимовых стойбищ (кюздик). Скот, не набравшийся, как следует, жира летом и не укрепленный пастьбою на кюздике, не может долго тебеневаться, быстро тощает...

Недостаток которого либо из этих трех угодий не может быть возмещен самыми высокими качествами другого; например, недостаток кормов на тебеневках, как бы просторны ни были летовки, повлечет за собою нарушение гармонии в кочевом хозяйстве, т. е. приведет киргиза к разорению».

Наряду с этим следует отметить, что сам факт посезонной организации процесса производства, а следовательно, посезонного использования пастбищных угодий, является, на наш взгляд, ярким доказательством естественно и объективно существующей системы регулирования поземельных отношений в масштабах всего кочевого общества.

Природные условия, считают авторы «Материалов по киргизскому землепользованию», «...создают необходимость в последовательной и систематической смене пастбищ, что возможно лишь при урегулированном землепользовании». Интересно и мнение такого знатока, как П. Медведский: «При пользовании пастбищами киргизы соблюдают известную последовательность: иные места вытравливаются прежде, другие позже, а третьи исключительно назначаются на зиму. Это заставляет киргизов делать частые, нередко очень значительные переходы с одного клочка земли на другой; такие переходы на первый взгляд чисто произвольные, но в сущности строго определенные...».

Фактор зональности и посезонной продуктивности растительного покрова детерминировал свойственную всем кочевникам Евразии, закономерность замкнутого цикла кочевания по строго определенным маршрутам в рамках природно регулируемых процессов. Так называемый «незамкнутый» цикл кочевания, т. е. выпас скота при неурегулированном землепользовании, находился в противоречии с географическими условиями и поэтому не мог иметь места в реальной жизни, за исключением лишь экстремальных периодов, таких как война, джут и т. п.

2.3 Биологические активы

Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры локализовались, как правило, в наиболее удобных для хлебопашества в природно-климатическом отношении районах Казахстана. Такими районами были на северо-западе территории в бассейнах р. Сагыза, Эмба, Илек, Иргиз, Утва и Уил, долины Мугоджарских гор: в Центральном Казахстане – долины среднего течения р. Сарысу; на юге – по Сырдарье, Кувандарье и Жанадаье: на севере – по Ишиму, Нуре и Тургаю с их притоками; в Восточном Казахстане у Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в предгорьх Каркаралы; в Семиречье – на верховьях Лепсы, Аксу, Каратала и в среднем течении Или. Причем географическое приложение этих территорий, орографические и почвенно-климатические условия, наличие водных ресурсов, интенсивность культурно-экономических контактов с соседними оседло-земледельческими народами оказали определенное воздействие на уровень и размеры казахского земледелия, отбор земледельческих культур, степень агрономических заимствований у соседей, способы использования земледельческих продуктов в хозяйственных и иных целях.

В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным. В северо-восточных районах Казахстана с большими естественными водоемами преобладало менее трудоемкое богарное (неполивное) земледелие. Обработка земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные сохи или рала, в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским земледельческим поселкам, — двухколесные железные плуги или обыкновенный “русский сабан”, кроме того, деревянные бороны, волок или просто грабли.

Для севооборота была характерна переложная система земледелия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывали на несколько лет. В конце XVIII в. некоторое распространение в земледелии получило трехполье, с которым казахи познакомились на Ишиме у русских крестьян.

Наиболее распространенной земледельческой культурой в хозяйстве казахов было просо, которое при искусственном орошении и благоприятных погодных условиях можно было сеять два раза в год и дважды собирать урожай; выращивались также просянка и яровая пшеница. Урожайность культур при хорошо отлаженной оросительной сети, несмотря на трудности земледелия в условиях Казахстана, примитивность орудий земледельческого труда и способов обработки почвы, была довольно высокой. Земледелие в некоторых хозяйствах Младшего и Среднего жуза было настолько успешным, что казахский хлеб приобретало даже российское купечество.

Однако в целом земледелие не получило широкого распространения в Казахстане, оно всегда имело вспомогательный, второстепенный характер.

Необъятные просторы Дешт-и-Кыпчака с разнообразным животным миром давали кочевникам большие возможности для индивидуальной и коллективной охоты. Средневековые авторы отмечают, что степные кочевники «прекрасно умеют охотиться, употребляя преимущественно луки».

Существовало несколько видов охоты: с ловчими птицами, с борзыми собаками, охота загоном и т.п. Из охотничьих птиц использовались ястребы, беркуты, кречеты, соколы и др.

2.4 Дифференциация индивидов

Процессы общественного разделения труда и социально-экономической дифференциации казахского общества имели своим продолжением оформление социальных институтов и градаций, отражавших сложный спектр различных функций и ролей в структуре общественно полезной деятельности. Социальная стратификация возникла в процессе субъективного осмысления общественного разделения труда и социально-экономической структуры как идеальная модель расстановки разных индивидов, корпораций и слоев в зависимости от сложностей и значения выполняемых ими социальных функций. При этом социально-экономическая структура и социальная стратификация казахов часто не совпадали, а иногда даже приходили в противоречие друг с другом. Социальный статус человека далеко не всегда определялся его экономическим благосостоянием, а последнее, в свою очередь, не всегда зависело от его привилегированного положения.

Характерной особенностью сословного деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ақ суйек) и «черную кость» (қара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общественной значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа.

В отличие от ақ суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (ақсакалов). Однако большая часть казахского населения, определяемая, как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса казахов.

Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Под словом «бий, — указывал Л. П. Гавердовский, — разуметь должно людей красноречивых, богатых и оборотливых». Привилегированное положение биев в Казахстане определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функции правового регулирования, арбитража и посредничества и выражалось в преимущественных правах в системе имущественных отношений, в частности правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска (бийлык).

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью, привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханские привилегии», как правило, забывались, а роль этой группы сводилась к минимуму.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание аксакала, нередко обозначаемого в источниках термином «аксакал», у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно аксакалы выполняли некоторые функции счетоводов, такие как ведение учета хозяйства и собственности. Старшины-аксакалы образовывали фундамент всей социальной стратификации казахского общества, пополняя из своих рядов другие социальные категории и сословия.

2.5 Развитие учета через ремесло и торговли казахского народа

Ключевыми факторами влияющими на развитие казахских ремесел стали основные формы хозяйственной деятельности: пастбищно-кочевое скотоводство и орошаемое земледелие, а также географические особенности расположения. Так через территорию современного Казахстана в древности проходил великий шелковый путь, что несомненно привело к развитию торговых отношений и культурному обмену с другими народами. Помимо этого казахи с давних пор умели добывать руду и были мастерами в обработке металла: золота, серебра, железа, меди – первые проявления IFRS МСФО 6 «Разведка и добыча запасов».

Скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности и соответственно источник материалов и сырья, таких как кожа, шерсть, пух, рога крупного рогатого скота, привело к развитию многих видов казахских ремесел: валяние шерсти, выделка и теснение кожи, пошив одежды, резьба по кости, ювелирное искусство. Особенно ценились шкуры жеребят и ягнят. Из кожи выделывали замшу на халаты, кафтаны, шаровары. Из шерсти валяли ковры, кошмы, делали шнуры, ленты. В отдельных регионах Казахстана до средины девятнадцатого века пастбищно-кочевое скотоводство сочеталось с орошаемым земледелием.

Недра Казахстана богаты полиметаллическими рудами. На территории Казахстана сохранилось много древних выработок, что позволяло относительно легко добывать руду, из которой выплавляли железо, серебро, медь. В древние времена казахи, находя много самородков меди, выделывали из нее копья, казаны и другое. Золото преподносили в дар. Оно было одним из главных предметов торговли. Из золота мастера зергеры делали украшения для знати. Есть казахская поговорка: "Искусство мастера познается только в золоте и серебре".

На развитие казахских ремесел определенное воздействие оказали торговые связи, способствовавшие культурному обмену между народами. Отрар был центром гончарного производства. В мастерских, датируемых шестнадцатым веком сохранились остатки печей, в которых обжигались керамические изделия и покрывались цветной глазурью. При раскопках также обнаружены мастерские , в которых остались следы обработки металла, В них занимались изготовлением ювелирных изделий, аксессуаров: ремней, браслетов, серег.

Другим городом, в котором было очень много ремесленных мастерских и бурно развивались торговые отношения, был Сыгнак, находящийся на правобережье Сырдарьи, недалеко от южных предгорий Каратау. Сыгнак был достаточно крупным обстроенным городом, являющимся местом съезда богатых купцов. В этом городе просто "кипела" торговля, здесь всегда имелось огромное количество товаров из самых разных стран.

Немаловажный факт, играющий роль в развитии казахских ремесел - торговые отношения казахов с Китаем. Дело в том, что Китай славился высококачественными хлопковыми и шелковыми тканями, а у казахов был скот, который они меняли на ткань или гнали табуны лошадей и стада баранов, продавали их там и за вырученнные деньги покупали необходимые промышленные товары. Подобные взаимовыгодные торговые отношения были у казахов и с Россией.

Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами и народами. Во второй половине XVIII — сер. XIX в. доминирующее положение в них занимал товарооборот с Россией. Меновая торговля казахов с российским купечеством сосредоточивалась в основном на севере и северо-востоке региона в таких населенных пунктах, как Оренбург, Троицк, Петропавловск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Товарооборот был взаимовыгодным, и торговые обороты купечества постепенно возрастали. В 1858 г. весь товарный оборот русско-казахской торговли на Сибирских линиях составил 4,5 млн., а на Оренбургской линии — около 2,5 млн., руб. При этом средняя ежегодная стоимость ввозимых и вывозимых товаров через Семипалатинскую таможню насчитывала в40—50-х гг. ХIХв. От 700 тыс. до 900 тыс. руб., через Петропавловскую — 1,8 млн. руб., Омскую — около 100 тыс. руб.

Большим спросом у казахского населения пользовались русские ткани, особенно хлопчатобумажные и шерстяные, металлические изделия (топоры, ножи, кухонная утварь), меха, юфтевые кожи, галантерея. Широкий сбыт находили сукно, сахар, соль. Во второй четверти XIX в. Казахстан становится главным потребителем российского хлеба, который вывозится ежегодно в степь по всем пограничным линиям на сумму 400—500 тыс. руб. ассигнациями. Значительно меньшим спросом у казахского населения пользовались металлы, что было обусловлено низким уровнем развития ремесленного производства в регионе и, следовательно, большей потребностью в готовых металлических изделиях.

Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция скотоводческих хозяйств. В конце XVIII — нач. XIX вв. на пограничных линиях с Россией в течение одного года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс. лошадей. В середине XIX в. только на Иртышскую линию ежегодно поступало около 150 тыс. лошадей, 3 млн. баранов и 100 тыс. быков и коров на сумму до 8 млн. руб. Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи, шкуры зверей, изделия из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы домашнего обихода.

Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит преимущественно натуральный обмен, в котором баран выступал как эквивалент потребительской стоимости товаров. Торговля между казахами и соседними азиатскими народами производилась на меновых дворах и таможнях пограничных линий, в крупных торгово-экономических центрах Востока, таких, как Ташкент, Бухара, Хива, Коканд, Чугучак, Кульджа. Большое количество товаров обменивалось непосредственно в казахских кочевьях.

Казахи приобретали у среднеазиатских торговцев в большом количестве бумажные ткани, разного рода сосуды из меди и бронзы, фрукты, бухарский сафьян, ковры, оружие (сабли, ружья, ножи, луки), изделия из кожи, Большое место среди импортируемых товаров в Казахстан из Средней Азии занимали хлеб и рис.

Казахстан представлял интерес для среднеазиатских торговцев главным образом как поставщик скота. Многие присырдарьинские казахи пригоняли в Бухару ежегодно от 50 до 100 тыс. баранов, в Ташкент — около 200 тыс. и в Коканд — около 100 тыс. баранов в год. Значительная часть казахского скота из Среднего и Старшего жузов направлялась также на китайские таможни в Кульджу и Чугучак.

Определенная часть скотоводческой продукции казахского населения реализовывалась внутри степи. Это вызвало появление такой социальной прослойки среди местного населения, как перекупщики товаров — алыпсатары. Они выполняли роль посредника, связывавшего приезжих торговцев с казахскими скотоводами — потребителями товаров. Особенно активно развернулась торговая деятельность алыпсатаров в Букеевском ханстве, где некоторые из перекупщиков становились владельцами солидных оборотных средств. Однако в сер. XIX в. эти явления еще не получили широкого распространения. Существенные изменения в развитии товарно-денежных отношений у казахов вглубь и вширь были характерны только для последней четверти XIX в.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ В СТЕПИ

Со времени принятия российского подданства на протяжении почти целого столетия казахи не платили налогов царскому правительству и не несли перед ним никаких повинностей. Они платили подати только своим ханам и султанам натурой (скотом). По предписанию ислама основными налогами были зекет и ушур. В зекет полагалось 1/40 имущества, а в ушур 1/10 урожая посева плательщика налога. В таком размере, с небольшими изменениями, взыскивались налоги с населения почти во всех среднеазиатских ханствах. Так как казахи, в основной своей массе, занимались скотоводством, налог с урожая ушур (десятина) у казахов заменялся другим налогом, названным казахами “согумом”, т.е. скотиной на зарез для ханского стола. Сбор налогов в форме зекета и согума производился почти при всех казахских ханах. Но в условиях натурально-кочевого хозяйства форма и размер зекета и согума находились в зависимости от произвола и потребности ханского двора.

По исчислению Евреинова, казахи Букеевской орды при хане Джангире платили зекет со скота и согум. К 30-м годам XIX в. зекет определялся от 72 до 92 тысяч рублей в год, а по исчислению Оренбургской пограничной комиссии — до 155 тысяч рублей серебром. Одновременно с зекетом на содержание вестовых при ханской ставке собирались 1792 р. Согум платили казахи с каждых 15 кибиток по 1 рогатой скотине или 6 баранов. Годовой доход с этого налога со всей орды определялся в 4000 голов рогатого скота или в 24 000 баранов.

Но эти исчисления были основаны на официальных данных того времени. Они не соответствуют действительности. Дело в том, что Оренбургская пограничная комиссия, опасавшаяся обострения общественных конфликтов, ежегодно требовала от хана сведений о количестве налогов, собираемых им с казахов Букеевской орды. А хан, желая, чтобы царское правительство не ограничило его в сборе этих налогов, в своих официальных отчетах давал обычно заведомо преуменьшенные цифры. В реальности же размер собираемых ханом налогов намного превышал данные его официальных отчетов. Так, например, в архиве есть жалобы казахов, которые говорили, что хан Джангир в 1836 году собрал с казахов 18 тыс. баранов, 1000 лошадей, 800 быков и 700 верблюдов.

Размер налога хан устанавливал сам. По сбору зекета хан совместно с муллами выработал определенную шкалу, по которой сумма налога, собираемого с населения, увеличивалась пропорционально количеству скота, имеющегося у того или иного налогоплательщика. Но эта пропорциональность существовала лишь для основных масс казахов, а для зажиточных казахов и баев эта пропорциональность не выдерживалась, а для крупных баев она круто снижалась. Так, например, было установлено налогу: с 40 баранов — 1 баран, со 120 — 2 барана, с 201 — 3 барана, с 400 — 4 барана и т.д. Точно так же было и в отношении других видов скота. Таким образом, бай по сравнению с бедняком платил ничтожный налог.

Такой порядок взимания налогов натурой существовал до конца 30-х годов XIX в. А с конца 30-х годов, в связи с переводом зекета в денежную форму, этот порядок был упразднен, и раскладка его стала производиться уже по другому принципу.

Хан стал брать налоги деньгами. В связи с этим он давал своим сборщикам такое распоряжение: “На месте скотом не берите, но чтобы они скот свой продавали сами на базаре и деньгами доставляли в ваши руки”.

Сумму зекета хан назначал ежегодно и каждый раз производил раскладку с общей суммы по родам и отделениям. Перед назначением зекета хан обычно получал “донесения” от родоправителей и старшин о положении и количестве скота у того или иного рода или отделения. Хан имел почти точные сведения о богатстве того или иного рода, о скоте, землях и пастбищных угодьях и т.п.

Сбор зекета производился весною, т.е. приурочивался он к тому времени, когда весь прирост скота становился известным, а сбор согума, наоборот, откладывался на осень и собирался после летнего нагула перед отгоном скота на зимние пастбища. В зекет и согум было положено брать самую лучшую скотину: корову, лошадь и барана.

Подати собирались управляющими родами султанами и старшинами. Собирая налоги в Ханскую ставку, они не забывали себя: собирали налогов гораздо больше, чем это полагалось. Лишнее они оставляли в свою пользу. Пользуясь бесправием и темнотою народа, они делали вопиющие злоупотребления. С аулов своих родственников или близких ханские сборщики брали налогов меньше, чем это следовало по раскладке, а с дальних или враждебных аулов собирали в несколько раз больше, чем это полагалось..

Почти до 30-х годов XIX в. ханские налоги собирались натурой, главным образом скотом, но к концу 30-х годов в связи с открытием ярмарки в Ханской ставке, с усилением торговли в орде сбор ханских налогов стал производиться уже не скотом, а деньгами. Для того чтобы уплатить налог своевременно, казахи вынуждены были гонять свой скот на далекую ярмарку, чтобы не продавать его на месте ханским сборщикам по низкой цене. Это обстоятельство весьма разорительно отразилось на трудовых массах и обостряло классовые взаимоотношения.

Кроме ханских налогов — зекета и согума — собирались налоги и в пользу других лиц. Так, простые казахи обязаны были давать согум родоначальникам — управителям родов, которые являлись ханскими ставленниками на местах. Затем за счет народа кормилась многочисленная султанская знать, муллы, которых было больше 150, и ходжи. Но такие налоги считались частным делом, вследствие чего они никем не учитывались.

Определенный доход получал хан за ярмарочную площадь. Так, в 1836 г. собрано было денег в доход хана за лавки, кибитки, палатки, телеги и прочее 2919 руб., а в 1845 г. этот доход ярмарочного двора выражался в сумме 5500 рублей. Хан приказал своим сборщикам брать пошлину с продаваемых казахами на ярмарке скота и продуктов скотоводческого хозяйства.

Помимо основных налогов взималось еще много других мелких поборов. Так, казахи платили так называемый кошеменный налог, налог на содержание родоправителей, вестовых депутатов и др. Хану и султанам-управителям родов казахи должны были собирать кошмы и шерсть. Из шерсти катались для хана и управителей разного качества кошмы, которые главным образом шли на продажу, на многочисленные пастушьи кибитки и на другие надобности. Кошмы продавались ханом также и в военное ведомство, для разных надобностей военных отрядов.

Народ платил деньги и на содержание почтовых станций. Казахи, жившие вблизи почтового тракта, обязаны были давать лошадей для почты и фураж для лошадей.

Казахи платили также так называемый билетный сбор. Вследствие обеднения казахов появилось довольно значительное отходничество. Многие казахи-бедняки стали уходить на временные работы в разные места, на рыболовные и соляные промыслы, в русские селения — пастухами, батраками и т.д. Они должны были брать билеты за известную плату.

Для сбора недоимок Временный совет принимал ряд мер. Он давал строгие предписания родоправителям и старшинам о безотлагательном взыскании недоимок. Рассылались на места самые влиятельные люди для сбора недоимок, применялся метод личного убеждения и внушения во время съезда казахов в период ярмарок. Зажиточным казахам предлагалось путем добровольных взносов пополнить недоимки как по зекету, так и согуму, следуемых с их бедных родственников и сородичей. Но богачи были не склонны к внесению налогов за других, а напротив, сами стремились освободиться от платежей.

4.УЧЕТ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ

С началом присоединения к России учет на территории Казахстана начинает меняться, вследствие влияния. Учет появился и развивался как учет государственный. Государство являлось собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране.За каждый имущественный объект отвечало строго определенное лицо (материально ответственное лицо) или группа лиц. Имело место строгое разделение учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других ценностей; последовательного проведения инвентаризаций (в которых учетные остатки сверялись с натурными, а не наоборот). Широкое распространение получает учет сметных ассигнований, целевых средств, выполнения планов, фондирования и т.п.

Цены предметов зависели от затрат, связанных с их производством. Последовательное его применение выразилось в создании громоздкого учета себестоимости и бесчисленной отчетности, а также породило немало трудностей в развитии экономики, так как чтобы поднять доходы, производители должны были неизменно увеличивать издержки, что вело к нерациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Внешний вид документов, их взаимосвязь, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания; казаться важнее, чем быть. Основу учета составляли инвентаризационные описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года (год начинался с 1 сентября) или в конце текущего года под руководством опытных дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ ведал сбором налогов и вел окладную книгу на ту область государства, которая закреплялась за

данным приказом, для покрытия его расходов.

Все записи в окладных, приходно-расходных книгах велись по городам, входившим в состав приказной области. В начале года каждому городу вписывались недоимки прошлых лет с указанием видов недоимок. Текущие записи выполнялись на основании первичных документов, причем по каждому городу учет велся по видам поступлений, их было 127.

Записи в учете выполнялись в ряде книг, содержание каждой записи включало: 1) дату (месяц, число, иногда год); 2) текст (наименование поставщика или контрагента, количество и качество поступивших предметов, цена за единицу, сумма); 3) отметку о

характере купленного предмета (назначение предмета, когда была произведена покупка, кто покупал, кто составлял расходную смету); 4) расписку о получении денег; 5) отметку об употреблении приобретенных предметов.

С присоединением Казахского ханства к России широко развивается промышленность, и как следствие, появляется промышленный учет, который имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций и составления отчетности; более совершенная методика исчисления затрат; применение линейной записи в учете; аналитичность информации, необходимой для управления отдельными структурными подразделениями предприятия.

Заключение

История бухгалтерского учета насчитывает много веков. За это время практически каждая страна внесла в него свой достойный вклад. Кроме общих принципов и положений, используемых повсеместно, в бухгалтерском учете возникли и развились национальные школы и направления, отражавшие экономические особенности отдельных стран. Современный бухгалтерский учет уходит своими корнями вглубь веков: его история прошла в своем развитии ряд стадий. За многие века своего существования он достиг высокой степени своего развития.

Бухгалтерский учет в настоящее время превратился в стройную упорядоченную систему по учету материальных ценностей, денежных средств, обязательств и источников их образования. Возросло значение бухгалтерского учета и для осуществления процессов управления деятельностью предприятия.

Казахстан прошел огромный путь становления бухгалтерского учета: начиная с образования Казахского ханства, присоединением к России, обретением независимости, и заканчивая переходом на Международные стандарты финансовой отчетности. В средние века в Казахском ханстве учет имел натуралистический характер. Ввиду того, что скотоводство было основой хозяйства кочевников, имели место натуральные измерители. Уже в то время кочевниками проводились инвентаризации. Для установления налоговой ставки широкое распространение получил статистический учет, который помогал выявить какой размер зекета или согума может выплатить тот или иной род.

Несмотря на то, что вплоть до девятнадцатого века кочевники занимались меновой торговлей, сильно развито было денежное обращение. Казахские кочевники использовали различные монеты, сделанные из низкопробного золота. Еще большее распространение денежный измеритель получает при присоединении к России. В это время развивается торговля, производство, строятся ярмарки, в денежном обороте населения появляются российские рубли.

В настоящий момент Казахстан является сильным, независимым и процветающим государством, который достиг хороших результатов в учете за последние 25 лет со дня получения независимости.

Список используемой литературы

  1. История бухгалтерского учета. Соколов Я.В., Соколов В.Я. М.: Финансы и статистика, 2004.

  2. История развития бухгалтерского учета (курс лекций) «Маркелов и К» 2012 г.

  3. Доклад директора Департамента развития бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан Айтжановой Ж.Н. на Первом Республиканском форуме бухгалтеров

  4. «Кочевая цивилизация казахов» Н.Э. Масанов, 2011

  5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах

19

Просмотров работы: 2261