СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ

Мельникова О.В. 1, Ларин А.В. 1
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3

1 Теоретические основы состояния и развития банковских карт 4

1.1 Понятие и виды банковских карт 4

1.2 Национальная платежная система России и перспективы её применения 9

1.3 Современное состояние рынка банковских карт 13

2 Оценка деятельности ПАО «МИнБ» на рынке банковских карт 16

2.1 Экономическая характеристика ПАО «МИнБ» 16

2.2. Организация деятельности банка ПАО «МИнБ» 25

2.3. Анализ структуры операций с картами ПАО «МИнБ» 29

2.4 Направление совершенствования деятельности ПАО «МИнБ» на рынке банковских карт 31

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Введение

Банковская пластиковая карта - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карты, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Появившись в середине прошлого века, банковские карточки получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека. Сегодня банковские карты выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

Целью курсовой работы является изучение банковских карт как инструмент совершенствования деятельности кредитных организаций (на примере «Московский Индустриальный банк») .

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, историю появления и виды банковских карт;

- дать характеристику платёжным системам, основанным на использовании пластиковых карт;

- рассмотреть методику анализа эффективности использования банковских карт;

Объект исследования: финансовая деятельность ПАО «МИнБ».

Предмет исследования: состояние и развитие рынка банковских карт.

Для написания данной курсовой работы я пользовался эмпирическим методом исследования.

Источники информации: нормативно-правовая база РФ, публикации в сети Интернет, финансовые отчёты.

1 Теоретические основы состояния и развития банковских карт 1.1 Понятие и виды банковских карт

История развития хозяйственных систем представляет собой бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота.

Под расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.

Кроме налично-денежного обращения с появлением и развитием банков начала складываться система безналичных расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой.

Банковская пластиковая карта, как средство расчетов, предоставляет массу преимуществ, как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием. Для владельцев карт это - удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажноденежной массы, минимальные временные затраты. Это лишь не полный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке.

Банковская карта представляет собой персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и / или услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банкоматах

С 10 апреля 2005 года вступило в силу положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» №266-П, регламентирующее расчеты на основе пластиковых карт.

В Положении Банка России №266-П банковская карта определяется как вид платежных карт, как инструмент безналичных расчетов для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Глава 2 Положения включает перечень операций, совершаемых с использованием платежных карт, условия возникновения «технического овердрафта», а также нормы по вопросам незавершенных расчетов.

Существует много оснований для классификации карт. Классифицировать платежные карты можно по следующим признакам:

1. По эмитентам:

- банковские карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;

  • частные карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Классификация по эмитентам является важной, так как, во-первых, среди существующих коммерческих компаний банки в России занимают особое место, поскольку это единственная отрасль экономики, которая специально регламентируется законами.

Более того, Центральный банк России издает подзаконные документы, регламентирующие тот или иной вид банковской деятельности, и регулярно проводит проверки их соблюдения.

Во-вторых, назначение платежных карт - это проведение расчетов, что, именно для банков, является одним из основных видов бизнеса. Это подчеркнуто в определении, которое приводит Центральный банк в своем Положении «Банковская карта - средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента».

2. Классификация карточек по способу записи информации на карту.

По способу записи информации пластиковые карточки подразделяются на:

  • карточки с графической записью;

  • карточки с эмбоссированием;

  • карточки со штрих-кодированием;

  • карточки с записью на магнитной полосе;

  • карточки с записью в микропроцессор или чип;

  • оптические карты.

Карточки с графической записью - самая простая форма записи информации на карточку. Графическим методом наносится цветное фотографическое изображение держателя карты и лазерный образец подписи.

Карточки с эмбоссированием. Эмбоссированием на карточку наносятся фамилия и имя держателя карты. Оно позволяет значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Согласно ему на карте выделяются две зоны для нанесения информации тиснением:

- строка идентификационного номера;

- она фамилии и прочих данных.

Размещаемая в зонах тиснения информация предназначена для визуального чтения и оптического распознавания, а также получения отпечатков методом контактного копирования.

В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Обычно кодовая полоска покрыта непрозрачным составом, и считывание кода происходит в инфракрасных лучах.

Карточки со штрих-кодом весьма дешевы и, по сравнению с другими типами карт, относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает малопригодными для использования в платежных системах. Одним из наиболее распространенных способов нанесения информации на пластиковые карты является магнитная запись. Особенно популярна она в платежных системах.

На магнитную полосу, имеющую 2 или 3 дорожки, в закодированном виде записывается вся информация, эмбоссированная на карточке, а также ПИН-код, который является паролем держателя карты. Содержание дорожек магнитной полосы пластиковой карты приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание дорожек магнитной полосы пластиковой карты

Номер дорожки

Тип информации

Максимальное число символов

Информация, записанная на дорожку

Возможность записи

1-я дорожка

Буквенно-цифровая

89

Идентификационный номер

Код страны

Имя, фамилия

Дата истечения срока действия карты

Служебный код Информация эмитента

Только для чтения

2-я дорожка

Цифровая

40

Аналогично 1-ой дорожки, за исключением имени и фамилии держателя карты.

Для чтения и записи

3-я дорожка

Цифровая

Цифровая

107

-

Для чтения и записи

Рис. 1 - Расположение магнитной полосы

Информация заносится на карточку в процессе персонализации и в дальнейшем не изменяется.

Однако магнитная полоса не способна обеспечить необходимый уровень защиты информации от мошенничества, что является критическим моментом в платежных системах, основанных на карточках. Наиболее совершенна в этом отношении, является смарт-карта, которая содержит микросхему памяти, позволяющая производить обновление хранимой информации в процессе проведения операции.

На основании записанных в чипе сведений, сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме off-line, то есть без непосредственной связи с центральным процессором в момент совершения операции. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность. Среди смарт-карт выделяют карты с памятью и собственно микропроцессорные карты, которые, фактически являются миникомпьютерами.

1.2 Национальная платежная система России и перспективы её применения

Платежная система — важный элемент государственного финансового механизма, представляющий собой определенный набор правил, технологий, схем расчета, нормативных актов, позволяющих организовать финансовые операции и расчеты.

Работа по осуществлению «проекта» НСПК началась еще в 1990 году. В 2010 году это вылилось в проект Закона о НПС. Но после его первого чтения в Госдуме из текста пропало много положений, касающихся самого важного – обязательного создания чисто российской инфраструктуры на территории РФ. Против ограничений для международной системы тогда выступал Минфин во главе с А. Кудриным, теперь уже экс-министром. В результате ФЗ № 161 «О национальной платежной системе» был принят в 2011 году уже без запрета на услуги зарубежных процессинговых центров для российских банков в зоне РФ [22]. После чего терялся всякий смысл в организации отечественной системы с собственным клиринговым центром и хостингом.

Однако на территории РФ еще с конца прошлого века с переменным успехом потихоньку развивалось несколько локальных платежных систем отечественного производителя. Например, не претендуя на роль глобальной, на базе IT-компании «ЦФТ», известной в мире высоких технологий, в 1993 году родилась «Золотая Корона» (рисунок 2). Через двадцать лет Банк России признал эту систему социально значимой. По статистике только в 2011 году оператором «ЗК» обработано 1 млрд. операций. Годовой оборот составлял тогда 1 трлн. рублей. Всего на данный момент: партнеров-участников системы более 500 из числа финансовых и нефинансовых организаций в России и СНГ, выпущено более 56 млн. различных карт. Среди продуктов НПС есть не только банковские карты, но и транспортные, и другие платежные с расширенным сервисом от торговых сетей, дисконтные, предоплаченные и подарочные. Широко известная карта «Кукуруза», распространяемая через салоны «Евросеть», это тоже производный продукт «Золотой Короны». Помимо выпуска карт, она оказывает услуги денежных переводов и приема платежей без участия личных банковских счетов.

Рис. 2 – Карта «Золотая корона»

С 1993 по 2012 год на российском рынке существовала еще одна платежная система, уже с претензией на роль национальной – СБЕРКАРТ от Сбербанка (рисунок 3). За это время банком эмитировано более 3 млн. карт. Но почти четыре года назад было принято решение о ликвидации убыточного проекта.

Рис. 3 – Карта «СБЕРКАРТ»

Многие политические деятели, да и обыватели тоже, считают, что 2014 год станет пограничным в реформе банковской системы России. Именно 21 марта 2014 года сразу две международные платежные системы перестали оказывать свои услуги пяти российским банкам, чьи владельцы составляют близкий круг Президента РФ. Такие беспрецедентные меры последовали вслед за политическими решениями РФ относительно Крыма, с чем до сих пор не хотят соглашаться многие за рубежом. С этого момента в российском обществе как никогда обострился вопрос финансовой безопасности и защиты интересов его граждан. Несколько забытая тема создания собственной национальной платежной системы опять стала актуальной.

В конце марта 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что в стране будет создана национальная электронная платежная система. Через несколько дней он поручил правительству и Центробанку рассмотреть предложение Германа Грефа о создании российской платежной системы на базе универсальной электронной карты. На проработку решения президент дал премьер-министру Дмитрию Медведеву и главе ЦБ Эльвире Набиуллиной один месяц. Тогда же в Госдуму были внесены поправки в закон об НПС, в конце апреля они были приняты парламентом. 5 мая 2014 года Владимир Путин подписал закон, который вступит в силу уже 1 июля 2014 года.

Глава ВТБ предложил провести работу в два этапа. На первом этапе в течение двух месяцев соединить напрямую между собой расчётные системы российских банков (создать межхостовые соединения). Что позволит не использовать услуги международных платёжных систем в 90 % платежей, совершаемых гражданами России. На втором этапе в течение полугода создать в России операционный и клиринговый центры.

Глава Сбербанка предложил использовать уже существующую платёжную систему ПРО100. При этом Герман Греф сообщил, что Сбербанк перестанет контролировать оператора платёжной системы ПРО100 и в её уставной капитал смогут войти все желающие банки. Банк России предлагает создать некоммерческую организацию, в которую смогут войти российские банки и работающие в России платёжные системы.

Также экспертами упоминались Золотая Корона и вариант создания платёжной системы с нуля.

Министерство финансов собирается предпринять усилия, чтобы граждане могли продолжать пользоваться уже имеющимися у них картами Visa и Mastercard.

Правительство России предложило обязать операторов обеспечивать бесперебойность функционирования платёжной системы, и ввести штрафы за не форс-мажорные перебои в работе. А также создать расчётно-клиринговый центр в форме ПАО, 100 % акций которого будет принадлежать Центральному банку.

12 января 2015 года Пресс-служба Банка России распространила сообщение о заключении соглашения между АО «НСПК» и ООО «МастерКард» о переводе внутрироссийских операций по картам МастерКард на обработку в НСПК.

03 февраля 2015 года Пресс-служба Банка России распространила сообщение о проведении с 30.01.2015 г. первых транзакций по картам МастерКард через НСПК и Банк России.

19 февраля 2015 года Пресс-служба Банка России распространила сообщение о заключении соглашения между АО «НСПК» и ООО Платёжная система «ВИЗА» о переводе внутрироссийских операций по картам Виза на обработку в НСПК.

23 мая 2015 у российской национальной платежной системы появилось свое название - «Мир». В конкурсе участвовали 5 тысяч человек, который был организован Центробанком. Среди вариантов были такие названия, как «Империя», «Патриотъ», «Ива», «Комета» и «Восход».

Как сообщила заместитель главы ЦБ Ольга Скоробогатова, уже подписаны соглашения с десятью банками о выпуске национальных платежных карт. Первыми «Мир» выпустят банк «Россия», МДМ Банк, Московский индустриальный банк и Связь-банк. В ближайшее время должны присоединиться и остальные участники рынка.

Логотипом карты стало изображение земного шара на синем фоне и крыло белого голубя (рисунок 4). Автор изображения, сотрудник пресс-службы УФСИН Удмуртии Елена Сосновская, не является профессиональным художником. Однако именно ее работа набрала больше всего голосов.

Рис. 4 – Логотип НСПК «МИР»

Первые карты «Мир» появятся предположительно в декабре 2015 года. Планируется, что в следующем году на них станут перечисляться зарплаты российских бюджетников. Картами можно будет пользоваться для оплаты на территории России, снимать деньги в банкоматах, расплачиваться в магазинах, а также осуществлять дистанционные платежи через Интернет.

1.3 Современное состояние рынка банковских карт

Большинство развитых в экономическом отношении стран используют банковские пластиковые карты в качестве неотъемлемого атрибута для оплаты приобретенных товаров или услуг. Большое количество операций на рынке, проведенных с использованием банковских карт, определяет степень объединения общества и государственной банковской системы. О высокой интеграции общества и банков в странах Европы можно судить по тому обстоятельству, что в этих странах расчеты посредством пластиковых карт составляют 90 процентов от общих денежных операций на рынке.

Современные экономисты называют развитие банковских пластиковых карт «услугой века», а также одним из важных элементов «технологической революции в совершении банковских операций на рынке». Именно по этой причине очень важно заниматься изучение проблем развития и использования на российском рынке пластиковых карт. И следует заметить, что ознакомление с мировой практикой их использование, а также всемерное развитие рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации имеет в настоящее время огромное значение.

Характер и масштабы применения в стране пластиковых карт для осуществления безналичных расчетов могут рассматриваться как один из наиболее важных индикаторов степени развития банковского бизнеса. Пластиковая банковская карта является многоразовым кредитным или платежным инструментом, предназначенным для длительного использования. Стоит отметить, что данные карты отличаются очень высокой степенью защиты, как от подделок, так и от несанкционированного использования. Кроме того, пластиковые банковские карты содержат конфиденциальную идентификационную информацию о своем владельце, с помощью которой можно довольно легко проверить его платежеспособность.

В настоящее время развитие рынка банковских пластиковых карт происходит огромными темпами и составляет сегодня приблизительно 1,3 миллиарда уже выпущенных карточек. При этом ежегодный оборот денежных средств во всем мире, который был осуществлен посредством карт, превышает 3 триллиона долларов. На современном рынке расплачиваться с помощью пластиковых карт можно в более чем 20 миллионах торговых и сервисных организациях. Что касается банков, то около 500 тысяч банковских отделений, предоставляя различные услуги населению, осуществляют расчеты с помощью карт, а количество установленных банкоматов превышает 700 тысяч. Следует заметить, что помимо национальных систем взаиморасчетов все большее развитие сегодня получают и международные системы расчетов, где используются банковские пластиковые карты.

При этом основная доля всего мирового рынка корпоративных пластиковых карт находится под контролем двух крупнейших компаний – MasterCard International и Visa International. И если условно поделить весь рынок производства банковских карточек на сферы влияния крупных платежных систем, то можно будет наблюдать следующую картину (Рисунок 5):

Рис. 5 – Сфера влияние крупных платёжных систем на рынке банковских карт

В настоящее время развитие рынка банковских пластиковых карт в России стремительно набирает обороты, поскольку российские банки стремятся как можно активнее развивать бизнес в отношении обслуживании банковских карт. И стоит отметить, что банками России уже накоплен достаточный опыт производства как иностранных карт по лицензии крупных финансовых компаний, так и своих валютных и рублевых карточек. Но все равно, масштабы и количество используемых платежных карточек в России значительно меньше, чем в странах Европы, да и во всем мире.

2 Оценка деятельности ПАО «МИнБ» на рынке банковских карт 2.1 Экономическая характеристика ПАО «МИнБ»

История Московского Индустриального Банка начинается в 1990 году. Московский Индустриальный банк создан и зарегистрирован 22 ноября 1990 года Госбанком СССР. После распада СССР 20 октября 1993 года Центральный банк Российской Федерации предоставил Московскому Индустриальному банку Генеральную лицензию № 912 на право совершения банковских операций. История Московского Индустриального банка16 сентября 1996 года переходит на новый этап в развитии. В этот период времени собранием пайщиков было принято решение о преобразовании паевого коммерческого банка Московский Индустриальный банк в ПАО. В банке была создана должность президента банка. Вскоре, в апреле 1997 года ЦБ РФ регистрирует новую организационно-правовую форму и название банка (АКБ Московский Индустриальный банк, сокращенное наименование ПАО «МИнБ»).

Полное юридическое название банка ПАО Акционерный коммерческий банк Московский Индустриальный банк. «МИнБ» работает, как с корпоративными клиентами, так и с физическими лицами, так же финансирует региональные проекты по недвижимости. Банк имеет большую региональную сеть и является одним из крупных федерального уровня.

Услуги, оказываемые филиалом физическим лицам:

- открытие и ведение личных текущих счетов (до востребования) в рублях и иностранной валюте;

- размещение денежных средств во вкладах на сроки от 1 месяца до 1 года под фиксированные процентные ставки;

- осуществление денежных переводов в иностранной валюте и российских рублях как со счетов по вкладу до востребования, так и без их открытия, на счете физических и юридических лиц;

- оформление и обслуживание пластиковых карт Euro card / Master Card”(Standard, Business, Gold), Cirrus/Maestro, “Банк Москвы – VISA”(Classic, Business, Gold, Platinum) и VISA Electron/Plus, American Express, “Банк Москвы – Union Card”, Diners Club;

- купля – продажа наличной иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

- предоставление кредитов;

- продажа памятных монет из драгоценных металлов, выпущенных Банком России;

- предоставление консультационных и информационных услуг.

Услуги, оказываемые Филиалом юридическим лицам:

- открытие, ведение и комплексное расчетно-кассовое обслуживание рублевых и валютных счетов резидентов нерезидентов;

- установка и обслуживание системы управления счетом и информационной поддержки «банк – клиент»;

- проведение расчетных операций;

- размещение денежных средств в депозите;

- продажа, новация, выкуп и погашение векселей банка;

- доставка и инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

- ведение международных расчетов в форме документарного аккредитива, инкассо, банковского перевода;

- полный перечень банковских услуг по обслуживанию экспортно-импортных операций;

- предоставление кредитов, в том числе вексельных;

- выдача банковских гарантий в обеспечение обязательств, в том числе перед государственным таможенным комитетом;

- комиссионные и учетные операции с векселем, сторонних клиентов;

- депозитарные операции с ценными бумагами;

- оформление и обслуживание пластиковых карт “Банк Москвы – euro card/master card(standard, business, gold), cirrus/maestro, “Банк Москвы – visa”(classic, business, gold, platinum) и visa electron/plus, merican express, “банк москвы – union card”, diners club;

- осуществление расчетов по операциям, совершаемым с использованием пластиковых карт (эквайринг);

- продажа памятных монет из драгоценных металлов, выпущенных банком россии;

- предоставление консультационных и информационных услуг.

Филиал имеет отдельный баланс, входящий в состав общего баланса Банка.

Кредитные ресурсы филиала формируются за счет:

- финансовых средств, передаваемых Банком;

- средства юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах;

- кредитов, полученных от других банков;

- других привлеченных ресурсов.

Филиал осуществляет выполнения операций и сделок в соответствии с лимитами, устанавливаемыми Банком.

Банк устанавливает тарифы по операциям и сделкам осуществляемых Филиалом.

Характеристика результатов деятельности кредитной организации оценивается по ее результатам. По состоянию на 01.01.2014 года Банк имеет хорошие темпы развития, сохранил свою долю на рынке банковских услуг. Балансовая прибыль Банка составила 1445 млн. руб., что больше прошлогоднего результата в 1,2 раза, чистая прибыль составила 937 млн. руб., т.е. увеличилась на 42,6%.

Кредитный портфель на 01.01.2014 года составил 43.7 млрд. рублей, за последний год он увеличился на 5,9 млрд. рублей.

Финансовый кризис вызвал дефицит ресурсов. Высокая кредитоспособность Банка позволила ему обеспечить доступ практически ко всем инструментам рефинансирования со стороны Банка России. Банк использует все финансовые инструменты не только для поддержания собственной ликвидности, сколько для последующего направления полученных средств в реальный сектор экономики страны в виде кредитов предприятиям и организациям. Ключевая задача, стоящая в настоящее время перед Банком, - не допускать снижения качества кредитного портфеля. А это достигается постоянным мониторингом финансового состояния заемщика, сопровождения кредита и наличием ликвидного обеспечения, соблюдением единых корпоративных принципов, которые являются обязательными как для Банка, так и для его филиалов.

Центральное место в анализе финансовых результатов Филиала ПАО «МИнБ» принадлежит объему и количеству получаемых им доходов, являющихся главным факторов формирования прибыли и расходов. Структура доходов и расходов Филиала ПАО «МИнБ» приведена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 – Структура доходов Брянского Филиала ПАО «МИнБ»

Показатель

2012

тыс. руб

В % к итогу

2013

тыс. руб

В % к итогу

2014

тыс. руб

В % к итогу

Проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещением средств

2781

50,2

73770

61,1

118609

66,2

Доходы, полученные от операций с ценными бумагами

5

0,1

147

0,1

57572

32,1

Доходы, полученные от операций с иностранной валютой

593

10,7

3399

2,8

2728

1,5

Дивиденды полученные, кроме акций

0

-

0

-

0

-

Штрафы, пени, неустойки

0

-

0

-

0

-

Другие доходы

2163

39,0

43458

36,0

210

0,1

ВСЕГО ДОХОДОВ

5542

100,0

120774

100,0

179119

100,0

Анализ таблицы 2 показывает, что основной доход Филиала формируется за счет процентов, полученных по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещением средств, удельный вес которых в общем объеме доходов на 01.01. 2014 года составил 66,2%, а также по операциям с ценными бумагами – 32,1%.

Таблица 3 – Структура доходов Брянского Филиала ПАО «МИнБ»

Показатель

2012

тыс. руб

В % к итогу

2013

тыс. руб

В % к итогу

2014

тыс. руб

В % к итогу

Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты

0

0

0

-

1438

3,1

Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам

5

0

319

0,7

639

-

Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам

599

26,6

14125

31,4

0

-

Расходы по операциям с ценными бумагами

0

-

319

0,7

0

-

Расходы по операциям с иностранной валютой

327

14,5

2168

4,8

19975

42,9

Расходы на содержание аппарата

871

38,7

15257

33,9

22546

48,5

Штрафы, пени, неустойки

-

-

12

0,03

0

0

Другие расходы

456

20,2

12828

28,5

2523

5,4

ВСЕГО РАСХОДОВ

2253

100,0

45028

100,0

46482

100,0

ПРИБЫЛЬ

3289

-

75746

-

132637

-

Анализ таблицы 3 показывает, что в общем объеме расходов преобладают такие статьи расходов, как расходы на содержание аппарата, которые на 01.01.2014 года составили 48,5%, и операции с иностранной валютой – 42,9%.

По результатам хозяйственной деятельности Филиал имеет положительный результат за весь исследуемый период, т.е. получил прибыль. Динамика результатов хозяйственной деятельности представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика результатов хозяйственной деятельности банка

Показатель

2012

Тыс. Руб.

2013

Тыс. Руб.

2014

Тыс. Руб.

Отклонения

2013 к 2012(+,-)

Отклонения

2014 к 2013

(+,-)

Темп роста

2013 к 2012

Темп роста

2014 к 2013

%

Всего доходов

5542

120774

179119

115232

58345

2,2раза

148,3

Всего расходов

2253

45028

46482

42775

1454

2 раза

103,2

Прибыль

3289

75746

132637

72457

56891

2,3 раза

175,1

Анализ динамики результатов деятельности Филиала показывает, что на 01.01.2013 года доходы и расходы банка увеличились, соответственно в 2,2 раза и 2,0 раза, прибыль в 2,3 раза. По состоянию на 01.01.2014 года наблюдается опережающий рост доходов, которые увеличились на 48,3% (58345 тыс. руб.).

Прибыль представляет собой объективный показатель характеризующий состояние жизненного цикла. Получение прибыли является одной из основных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решает большинство важнейших задач стоящих перед ним, таких как наращивание величины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансирование капитальных вложений, поддержание созданного имиджа. Прибыль филиала увеличилась по сравнению с 2013 годом на 75,1% (56841 тыс. руб.).

Хотя прибыль и является одним из важнейших оценочных показателей, она не всегда дает достаточно объективную информацию об уровне эффективности деятельности банка. Анализ рентабельности активов приведенный в таблице 5. Осуществляется путем изучения показателей использования активов и маржи прибыли, соотношений прибыли и средств её получения,

Прибыль банка является конечным результатом его деятельности, а показатели прибыльности характеризуют качество управления активами и пассивами. Наиболее объективную характеристику результата деятельности дают показатели прибыльности, которые представляют отношение прибыли к соответствующим ресурсам и позволяют детализировать факторы, оказывающие влияние на показатель рентабельности, и определить основные направления его повышения.

Таблица 5 – Анализ прибыльности Брянского Филиала «МИнБ»

Показатели

2013

тыс. руб.

2014 тыс. руб.

Динамика отклонений

Темп Роста

Темп Прироста

Прибыль

39517,5

104191,5

64674

263,7

163,7

Доход

63158

149946,5

86788,5

237,4

137,4

Собственный капитал

8275,9

8225,9

-50

99,4

-0,6

Активы

681735,1

974950,4

293215,3

143,0

43,0

Рентабельность

собственного капитала

4,78

12,67

7,89

265,3

165,3

Рентабельность активов

0,06

0,11

0,05

184,4

84,4

Маржа прибыли

0,63

0,69

0,07

111,1

11,1

Показатели, приведенные в таблице 5, позволяют дать положительную оценку финансовой деятельности Филиала, так как все показатели динамики имеют тенденцию роста.

Так, рентабельность собственного капитала увеличилась 165,3%, активов – на 84,4%, маржа прибыли 11,1%

Характеристика финансового состояния банка является обобщающей оценкой эффективности управления его финансовой и хозяйственной деятельностью, его активами и пассивами.

Поскольку активные операции по размещению средств могут быть осуществлены после проведения операций по привлечению ресурсов, то и анализ финансового состояния банка начинаем с изучения эффективности управления его пассивами, которые состоят из собственных средств и обязательств коммерческого банка. Проанализировать структуру ресурсной базы Филиала ПАО «МИнБ» и оценить влияние отдельных её составляющих в общей сумме пассивов можно с помощью данных таблице 6.

Таблица 6 – Структура пассивов Брянского Филиала ПАО «МИнБ»

Показатель

2012

% к итогу

2013

% к итогу

2014

% к итогу

Средства Банка России

393,8

0,08

36720,1

3,73

126668,5

10,77

Средства на корреспондентских счетах банков

15785,9

3,37

25739,6

2,61

32075,1

2,73

Полученные кредиты, депозиты и иные привлеченные средства

241174,2

51,5

631764,5

64,1

744304,6

63,28

Средства банка (2+3)

256960,1

35,4

657504,1

40,0

776379,7

39,76

Средства государственных организаций и предприятий

23395,9

5,00

2119,5

0,22

5401,3

0,46

Средства негосударственных предприятий

167754,8

35,8

240377,2

24,4

185827

9,52

Средства населения

15226,7

3,2

42877

4,35

75031,2

6,38

Прочие привлеченные средства

4430,3

0,9

5779,7

0,59

6873,6

0,58

Валюта баланса

468161,6

100

985377,6

100

1176181,3

100,0

Деятельность любого банка начинается с формирования собственных средств банка, на 01.01.2014 г. Составила 400544 тыс. руб., то есть увеличилась на 17,8% по сравнению с предыдущем периодом.

Привлеченные средства преобладают в структуре банковских ресурсов и представляют собой основу функционирования Филиала ПАО «МИнБ». Прирост привлеченных средств, не смотря на финансовый кризис, имеет положительную тенденцию. Так на 01.01.2013 года прирост составил 390590 тыс. руб. (161,9%) к уровню предыдущего года, на 01.01. 2014 года – на 112540 тыс. руб. или 117,8% к уровню 2013 года.

Финансовое состояния банка с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, в общем виде характеризующими, может ли он своевременно и в полном объеме выполнить свои обязательства.

Ликвидность банка – это его способность выполнять обязательства перед кредиторами и вкладчиками, а также удовлетворять заявки на новые кредиты и определяется наличием в необходимом размере в необходимые момент времени денежных средств и (или) возможность быстро их получить.

Платежеспособность означает наличие у банка денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по своим обязательствам, требующим немедленного погашения.

Функциональное значение банковской ликвидности выражается в следующем:

Банковская ликвидность призвана удовлетворять спрос со стороны клиентов, производящих платежи по своим расчетным, текущим счетам и выступающих с просьбой получения кредита, а также удовлетворять требования вкладчика в случае изъятия ими депозитов.

Банковская ликвидность взаимосвязана с репутацией банка, соответственно, если у банка не существует проблем с ликвидностью, это безусловно, привлекает клиентов, стремящихся избежать риска недобросовестности со стороны кредитной организации при осуществлении клиентских платежей и в целом нестабильности банка.

Банковская ликвидность предоставляет банку возможность не осуществлять «горячих» продаж активов, таким образом, предотвращает убыточные или неприбыльные операции.

По степени ликвидности активы банка можно подразделить на пять групп:

1. высоколиквидные активы, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства: наличные деньги, драгоценные металлы, средства в ЦБ РФ, средства в банках-нерезидентах из числа группы развитых стран, средства в банках для расчетов по пластиковым картам, облигации Банка России, средства, предоставленные третьим лицам до востребования;

2. ликвидные активы, находящиеся в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства (резервы второй очереди, или текущие активы): кредиты и платежи в пользу банка со сроком исполнения до 30 дней, легко реализуемые ценные бумаги, котируемые на бирже, и другие быстро реализуемые ценности;

3. активы долгосрочной ликвидности: кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года;

4. малоликвидные активы: капитализированные активы, долгосрочные инвестиции, просроченная задолженность, некотируемые ценные бумаги, ненадежные долги;

5. прочие активы.

2.2. Организация деятельности банка ПАО «МИнБ»

Обладая Генеральной лицензией Центрального Банка Российской Федерации, Московский Индустриальный банк оказывает разнообразные финансовые услуги предприятиям всех отраслей экономики, местным органам власти и населению. Банк имеет значительный опыт обслуживания бюджетных организаций (счетов администраций и таможенных органов, учреждений и организаций социальной и жилищно-коммунальной сферы).

Клиентская сеть Банка насчитывает более 53 тысяч предприятий и организаций, многие из которых являются гордостью научно-промышленного потенциала России. Обслуживание клиентов осуществляется более, чем в 110 операционных офисах, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской, Воронежской, Брянской, Московской, Архангельской, Владимирской, Ярославской, Волгоградской областях, Ставропольском крае и Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарской республике. С 2002 года, работает представительство Московского Индустриального банка во Франкфурте-на-Майне. Широкая сеть банков корреспондентов в России и за рубежом позволяет проводить клиентские платежи в кратчайшие сроки с применением новейших банковских технологий.

Организационная структура отражает характерные для банка виды деятельности. В Банке организованы 6 основных управлений: депозитное, кредитное, валютное, учетно-операционное, а также управление планирования, управление посреднических операций и 8 внутренних служб, обеспечивающих качественную работу банку.

Банк обладает следующими видами лицензий:

- Генеральная лицензия на осуществлении банковых операций.

- Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление:

а) Брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;

б) Дилерской деятельности;

в) Деятельности по управлению ценными бумагами;

г) Депозитарной деятельности.

- Лицензия на совершение операций с драгоценными металлами №2748 от 24 апреля 1998 года.

Разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа «С» в валюте РФ №16 от 16 февраля 2000 года.

ПАО «МИнБ» имеет обширную филиальную сеть, в их числе и Брянский филиал. Филиал, являясь структурным подразделением ПАО «МИнБ» осуществляет деятельность на основании Положения о филиале.

Филиалом Банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Банка и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством Банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Банка, представляющее интересы Банка и осуществляющее их защиту.

Филиал не является юридическими лицом, действует на основании утвержденных уполномоченным органом управления Банка положений.

Организационная структура управления Брянским филиалом ПАО «МИнБ» (Рисунок 4).

Рис.4 – Организационная структура филиала ПАО «МИнБ»

Директор Филиала на основе и в рамках полномочий, определенных доверенностью:

- совершает от имени Банка определенных операций и представляет интерес Банка;

- распоряжается имуществом и средствами Филиала, заключает хозяйственные договоры и контракты;

- осуществляет руководство деятельностью Филиала;

- издает приказы и указания, обязательные для всех работников Филиала;

- открывать счет Филиала в ЦБ РФ и КБ имеет право первой подписи;

- принимает и увольняет работников;

Контроль финансово – хозяйственной и правовой деятельности Филиала осуществляется в следующем порядке:

- проверка финансово- хозяйственной и правовой деятельности Филиала осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) Банка, аудитором Банка;

- контроль за финансово- хозяйственной деятельностью Филиала так же осуществляется аудитором на основе договора;

- члены ревизионной комиссии Банка, аудитор и сотрудник подразделения внутреннего контроля Банка вправе требовать от должностных лиц Филиала предоставить им всех необходимых материалов, бухгалтерских и иных документов и личных объяснений;

- члены ревизионной комиссии Банка, аудитор и сотрудник подразделения внутреннего контроля Банка направляют результаты проверки Президенту Банка;

- ревизионная комиссия Банка составляет заключение по годовым отчетам Филиала;

- Филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленным действующим законодательством РФ. Филиал обязуется предоставить финансовую отчетность о результатах своей деятельности Банку, территориальному управлению БР, организациям налоговой инспекции;

- Филиал обязуется предоставлять в Банк данных для составления ежедневного баланса не позже одиннадцати часов дня, следующего за отчетным.

2.3. Анализ структуры операций с картами ПАО «МИнБ»

Московский Индустриальный банк предоставляет современную банковскую услугу — эквайринг, позволяющую предприятиям торговли и сферы обслуживания принимать к оплате за свои товары и услуги банковские карты Visa, Visa Electron, MasterCard, Cirrus/Maestro и American Express.

В настоящее время в МИнБе создана техническая и организационная структура и накоплен необходимый опыт для реализации в кратчайшие сроки высокоприбыльных финансовых проектов с использование пластиковых карт.

Рассмотрим программу развития системы пластиковых карт Московского Индустриального Банка.

Программа включает в себя четыре этапа и рассчитана на реализацию в течение двух лет.

1. Получение дохода от существующих систем пластиковых карт.

Целью этого этапа является повышение доходности карточных проектов МИнБа на уже существующей организационной и технической базе без привлечения новых капитальных вложений.

Поскольку расположенные в филиалах банкоматы позволяют обслуживать дополнительно не менее 850 человек, то наиболее быстрым способом достижения поставленной цели является привлечение сотрудников корпоративных клиентов филиалов для выдачи зарплаты через банкомат.

2. Развитие зарплатных проектов и международных пластиковых карт.

Целями 2 этапа являются:

- пресечение тенденции ухода крупных корпоративных клиентов в другие банки, из-за наличия у последних развитой программы получения заработной платы сотрудниками предприятий через банкомат;

- привлечение сотрудников предприятия в качестве новых клиентов банка – физических лиц;

- дальнейшее увеличение прибыльности от программы пластиковых

карт;

- оптимизация позиции банка на рынке международных пластиковых

карт;

- подготовка к созданию централизованной системы пластиковых

карт МИнБа.

3. Создание централизованной системы пластиковых карт Московского Индустриального Банка, расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам.

На сегодняшний день клиент филиала не является клиентом всего Банка. Он может получить ряд банковских услуг в стороннем филиале Банка. То же самое можно сказать и о карточках.

Целью данного этапа является:

- предоставления клиентам равного набора банковских услуг во всех филиалах банка, независимо от места открытия счета;

- расширение набора предоставляемых услуг по пластиковой карте;

- расширение количества точек обслуживания карточек МИнБ за счет работы в российских и международных платежных системах;

- объединение всех филиалов Банка на базе создания единого банковского процессингового центра.

После реализации 3 Этапа в банке будет создана централизованная система пластиковых карт, которая позволит банку предоставлять современный спектр услуг на финансовом рынке, а так же выведет программу пластиковых карт на уровень высокодоходного бизнеса.

4. Расширение позиций банка в области пластиковых карт.

Целью данного этапа является дальнейшее развитие созданной централизованной системы и превращение ее в одно из основных направлений получения прибыли банком.

2.4 Направление совершенствования деятельности ПАО «МИнБ» на рынке банковских карт

Главными целями направления развития системы пластиковых карт ПАО «Московский Индустриальный Банк» являются два взаимосвязанных аспекта:

- получение Банком прибыли от реализации данной программы за счет привлечения новых клиентов и дополнительных средств;

- предоставление клиентам банковских услуг на мировом уровне.

Развитие в МИнБе системы пластиковых карт создало почву для дальнейшего продвижения в этом направлении. На сегодняшний день в МИнБе:

- эксплуатируются в течении полутора лет 23 автономных программно-аппаратных комплекса, представляющих собой мини процессинговый центр каждого филиала и обеспечивающих в частности выдачу наличных через банкомат и оплату покупок через POS – терминалы по локальным карточкам Банка;

- начата выдача зарплатных и корпоративных карт сотрудникам предприятий-клиентов.

В настоящее время в МИнБе создана техническая и организационная структура и накоплен необходимый опыт для реализации в кратчайшие сроки высокоприбыльных финансовых проектов с использование пластиковых карт.

Рассмотрим программу развития системы пластиковых карт Московского Индустриального Банка

Программа включает в себя четыре этапа и рассчитана на реализацию в течение двух лет.

1 Этап. Получение дохода от существующих систем пластиковых карт.

Целью этого этапа является повышение доходности карточных проектов МИнБа на уже существующей организационной и технической базе без привлечения новых капитальных вложений.

Поскольку расположенные в филиалах банкоматы позволяют обслуживать дополнительно не менее 850 человек, то наиболее быстрым способом достижения поставленной цели является привлечение сотрудников корпоративных клиентов филиалов для выдачи зарплаты через банкомат.

2 Этап. Развитие зарплатных проектов и международных пластиковых карт.

Целями 2 этапа являются:

- пресечение тенденции ухода крупных корпоративных клиентов в другие банки, из-за наличия у последних развитой программы получения заработной платы сотрудниками предприятий через банкомат;

- привлечение сотрудников предприятия в качестве новых клиентов банка – физических лиц;

- дальнейшее увеличение прибыльности от программы пластиковых карт;

- оптимизация позиции банка на рынке международных пластиковых карт.

Экономические преимущества принципиального членства в международных платежных системах.

В случае ассоциированного членства в международной платежной системе, по соглашению о спонсорской поддержке, банк должен держать на клиринговом счете в банке-спонсоре определенную часть остатков по карточным счетам. На сегодняшний день этот процент составляет 30%, а процент начисляемый на остаток по клиринговому счету в долларах США равняется 4%. Это является не очень выгодным для Банка способом размещения средств. В случае принципиального членства ограничений на остаток по клиринговому счету не существует.

Реализация 2 Этапа даст дальнейшее увеличение доходности карточной программы банка.

Это подготовит банк к основному шагу программы – централизации представления финансовых услуг филиалами банка и развитого процессинга по карточкам различных платежных систем.

3 Этап. Создание централизованной системы пластиковых карт Московского Индустриального Банка, расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам.

На сегодняшний день клиент филиала не является клиентом всего Банка. Он может получить ряд банковских услуг в стороннем филиале Банка. То же самое можно сказать и о карточках.

Целью данного этапа является:

- предоставления клиентам равного набора банковских услуг во всех филиалах банка, независимо от места открытия счета;

- расширение набора предоставляемых услуг по пластиковой карте;

- расширение количества точек обслуживания карточек МИнБ за счет работы в российских и международных платежных системах;

- объединение всех филиалов Банка на базе создания единого банковского процессингового центра.

После реализации 3 Этапа в банке будет создана централизованная система пластиковых карт, которая позволит банку предоставлять современный спектр услуг на финансовом рынке, а так же выведет программу пластиковых карт на уровень высокодоходного бизнеса.

4 Этап. Расширение позиций банка в области пластиковых карт.

Целью данного этапа является дальнейшее развитие созданной централизованной системы и превращение ее в одно из основных направлений получения прибыли банком.

Заключение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что банковские карты, являясь инструментом безналичных расчетов, способствуют повышению эффективности расчетов в денежном обороте, снижению затрат на обслуживание наличного денежного обращения, повышению прозрачности финансовых потоков, привлечению дополнительных ресурсов коммерческими банками и росту экономики страны в целом.

Российский рынок платежных карт динамично развивается, и по многим показателям четко прослеживается положительная тенденция. Однако по целому ряду показателей динамика российского карточного рынка вызывает определенную тревогу: речь идет о той роли, которую карточки выполняют сегодня в банковской системе России, бизнесе банков и кошельках граждан.

Целью курсовой работы является исследование и анализ рынка пластиковых карт в России. Для реализации цели курсовой работы решены следующие важные задачи;

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

В первой главе рассмотрена экономическая сущность и роль пластиковых карт в системе безналичных расчетов: понятие банковской пластиковой карты, их классификация по различным признакам, карточная платежная система и ее участники.

Во второй главе представлены результаты анализа практики использования пластиковых крат банком ПАО «МИнБ».

Рассматривая структуру держателей пластиковых карт можно сделать вывод, что в основном держателями карт являются физические лица, их удельный вес составлял от 99,7% в 2008 году до 99,8% в 2012. Удельный вес юридических лиц минимален и составил от 0,3% до 0,2% за анализируемый период.

Анализ ситуации на российском рынке пластиковых карт позволяет отметить, что Россия по сравнению с другими странами с переходной экономикой демонстрирует относительно высокий коэффициент восприятия карточных платежных технологий, однако большая часть эмитированной базы – это дебетовые карты, выданные в рамках «зарплатных» схем, т.е. не по требованию потребителей, а по распоряжению работодателей

Более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, так и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard.

Рынок пластиковых карт обладает огромным потенциалом роста, поскольку существует ряд направлений, которые можно развивать. В частности, есть возможность превратить банковские карты в универсальный платежный, депозитный, кредитный инструмент повседневного использования при проведении соответствующих мероприятий по просвещению населения, расширению функциональности банковских карт, развитию инфраструктуры обслуживания. То есть нужно не только увеличивать количество банкоматов и POS-терминалов, но и расширять их функциональность.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг – за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

Список использованной литературы

1. Андреев, А.А., Морозов, А.Г., Логинов, А.И. // Пластиковые карты. М.: изд.,2014. – С.453

2. Бабинова, Н.В., Гризов, А.И, Сидоренко, М.С. Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек./ Н.В.Бабинова, А.И. Гризов, М.С.Сидоренко; Под общей редакцией А.И.Гризова. – М.: АОЗТ Рекон. 2013. – С.256

3. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика. 2013. – С.576

4. Витвицкая, Т.Р. Электронные деньги в России // Экономика и жизнь. 2009. №10. – С.2

5. Воронин, А.К. Новые банковские продукты

6. Гинзбург, А.И. Пластиковые карты. – СПб.: Питер. 2014. – С.128

7. История банкоматов. И история с банкоматами // Время сбережений. 2014. №6. – С.2

8. Карточки в условиях кризиса // Мир карточек. 2013. №14.

9. Клепиков, А. Пластиковое перенасыщение // Эксперт. Северо-Запад. 2014. №20(27). – С.32

10. Комиссаров, М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии. 2015. №2. – С.28

11. Корнева, М. Пластиковые карты // Банковское дело в Санкт Петербурге. 2013. №6. – С.5

12.Макарова, Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ. 2014 . – С.37

13. Мисюк, О. Сорок лет спустя // Эксперт. 2014. №15. – С.32-36

14. Мошенничества с дебетовыми карточками // Мир карточек. 2013. №5-6. – С.12

15.Никифоров, С. Карточный долг Родины // Известия.2014. №75 (259 13). – С.9

16.Пискуровский, Г. Чего не хватает российским картам // Известия. 2015. №75 (259 13). –С.9

17.Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. – М.: БАНКЦЕНТР. 2015. – С.256

18. Центральный банк Российской Федерации // URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 27.11.2015).

19. Московский Индустриальный Банк // URL: http://www.minbank.ru

(дата обращения: 25.11.2015).

20. Сайт НСПК - Национальная Система Платежных Карт // URL: http://www. nspk.ru.ru (дата обращения: 27.11.2015).

21. Гражданский Кодек с РФ. Часть I от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (с изменениями, внесенными в ред. ФЗ от 11.02.2014). – СПС «Консультант», 2015.

22. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О национальной платежной системе» (ред. от 13.07.2015) – СПС «Консультант», 2015.

23. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 13.07.2015) – СПС «Консультант», 2015.

24. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 05.10.2015) –СПС «Консультант», 2015.

25. Положение от 24 декабря 2004 года №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» – СПС «Консультант», 2015.

26. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ» – СПС «Консультант», 2015.

Просмотров работы: 6037