ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА: ПОИСК ОБЪЕКТА И ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА: ПОИСК ОБЪЕКТА И ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье представлены дизайн-разработки и идеи по улучшению жизни людей с ограниченными физическими возможностями. Предлагаются к обсуждению различные направления инновационного поиска по дальнейшему развитию доступной среды, приемлемой для всех категорий граждан. Также проведён анализ проблематики использования общественного транспорта, в частности Московского метрополитена. 

Ключевые слова. Keywords. Люди с ограниченными возможностями здоровья, дизайн-разработки, инновации, метрополитен, people with disabilities, design-development, innovation, underground, metro.

Summary. Design development and ideas on improvement of life of physically disabled people is presented in article. Various directions of innovative search in development of the available environment are offered to discussion. The analysis of a perspective of use of public transport, in particular Moscow Metro is carried also out.

Главная задача дизайна - создание продуктов, которые решают зачастую рядовые проблемы, связанные с жизнью и деятельностью человека; его социальными, физиологическими, духовными потребностями, стремлением к самовыражению и развитию своих потенциальных возможностей.

Достижения генной инженерии и нанотехнологий расширяют диапазон инновационных решений в медико-оздоровительной сфере, образовательной и профессиональной подготовке людей с ограничениями по здоровью, укрепляют их адаптационные и социальные ресурсы, помогают реабилитантам в интеграционных процессах [1].

Симбиоз оригинальных идей и прогрессивных технологий позволяет нивелировать шансы всех категорий населения на получение высшего профессионального образования соответствующего уровня и достойного рабочего места. Не стоит забывать, что в настоящее время в России около 10% населения страны занимают люди с ограниченными возможностями здоровья [2].

Исходя из записей учебного пособия Холостовой Е.И., на сегодня работу имеют лишь 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Не более 34,3% инвалидов могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении [3].

В чём кроется проблема получения столь необходимых для самореализации жизненных столпов?

Недостаток возможностей!

Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата трудно беспрепятственно добраться до нужного места из-за того, что Москва (возьмём столицу, как пример) не адаптирована для полноценной жизни всех своих граждан.

Часто ли человека в своей повседневной жизни беспокоит дефицит пространства в общественном транспорте? Порой даже простое желание, такое как поставить сумку в метро является невыполнимой задачей для многих. Нетрудно представить в аналогичных условиях человека с коляской.

В старых вагонах Таганско-Краснопресненской линии, к сожалению,  не предусмотрены места для подобной группы пассажиров. В новых же вагонах ширина места от поручня до стены не всегда подходит для всех видов колясок. 

Неудобная ширина пандусов, которыми оборудованы некоторые лестницы на переходах между станциями, также представляет собой препятствие для нормального передвижения людей с инвалидностью. Проведённый анализ статьи, которую опубликовали на сайте РООИ «Перспектива» для проектов «Молодые инвалиды - за социальные изменения» и «Молодые инвалиды - за равные права и возможности» (при поддержке Департамента Международного развития Британского Сотрудничества через благотворительный фонд CAF), помог выявить ещё один недостаток. Само покрытие пандуса бывает скользким, следовательно травмоопасным.

Цель. Итак, рассмотрим все способы решения данных проблем, используя дизайн как средство для моделирования и возможной в дальнейшем реализации данной концепции.

Методы.

         1). «От противного». Приспособить население под город.

К сожалению, не всегда социальной интеграции людей с ОВЗ уделяется большое внимание со стороны государства. В связи с чем многие сами обеспечивают себя кресло-колясками, а также специальными гаджетами, которые подстроены под особенности жизни этой категории потребителей. Подобные дизайн-разработки улучшают жизнь и дают возможность избежать многих бытовых трудностей. Модернизированные устройства способны помочь человеку стать более самостоятельным и социально активным.

Например, дизайнер, Жак Мартинич создал невероятный тип электрической коляски. Коляска Mobi складывается до размеров диаметра колеса. Она прочная, но одновременно лёгкая и мобильная. Её можно взять в путешествие, так что дефицит места в метро или вопрос «Куда убрать кресло-коляску в поезде дальнего следования?» благодаря Mobi не будет труднорешаемым.

Представители компании The Mountain Trike Company из Великобритании, которые специализируются на изготовлении кресло-колясок для активной жизни и передвижения без преград, создали одноимённую коляску-вездеход. Модель протестирована в разных погодных условиях и может справиться с любыми поверхностями, будь то мощёная дорога, песчаный берег или скользкий пандус!

Порадовать смогла и компания Community Cars. От неё поступило интересное решение для людей с ограниченными возможностями, которые хотят водить автомобиль. Задняя часть электрокара Kenguru EV имеет дверь с двумя створками, которая предоставляет возможность водителю попасть в авто без помощи посторонних. Машина развивает скорость до 45 км/ч и работает на батареях. Их заряда хватит на 70-100 километров беспрерывной езды.

Однако не всем доступна покупка новой усовершенствованной продукции, в связи с недостатком количества денежных средств, возможно, слабой социально-экономической поддержки и низким уровнем зарплаты. Поэтому мы переходим к рассмотрению второго, более эффективного метода решения вышеупомянутых проблем.

2). «Универсальный дизайн». Приспособить город под население.

Для данного спектра действий характерны положительные веяния. Впрочем, не стоит забывать о лабильности результатов. Должна быть стратегия, участие и постоянный контроль над работой действующих социальных проектов, что сделает возможным прогнозирование дальнейших перспектив и закрепление достигнутых.

Начинают реализовываться меры по созданию безбарьерной среды для инвалидов, что позволит уменьшить или ликвидировать значительную часть пространственных ограничений для них [4].

Опираясь на данные официального сайта Московского метрополитена, мы обнаружили, что в настоящее время по поручению Правительства Москвы из 197 действующих станций 24 из них уже оснащены специальными лифтовыми подъёмниками. Под эгидой проекта «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» в 2014 году было принято решение внедрить оборудование на станции метрополитена для облегчения доступа лиц с ограничением физических возможностей. Планируется осуществить внедрение подобных устройств на всех станциях подземного метро.

Также желательно обезопасить использование переходов между станций. Для этого необходимо заняться созданием пандуса с ребристым нескользящим покрытием. В качестве материала для настила можно взять бесшовное покрытие из резиновой крошки, которым покрывают территории детских и спортивных площадок.

У такого покрытия много преимуществ:

1) оно уберегает от ушибов и повреждений при падении;

2) долговечно (срок эксплуатации более 10 лет);

3) после дождя быстро высыхает

и не трескается из-за термических нагрузок.

Вывод. Несмотря на то, что ещё много пробелов и нерешённых задач, мы приближаемся к общей цели, к созданию универсального дизайна и удобной, доступной для каждого человека среды.

 

Литература

1.                Иванов, А.В. Экспертные оценки инновационного потенциала системы реабилитации инвалидов. Статья.//Журнал «Знание. Понимание. Умение». №2. 2009. - С. 185-188.

2.                Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 400. - (Для бакалавров).

3.             Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - Москва, 2013. - С. 240.

4.             Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - Москва, 2013. - С. 240.

Просмотров работы: 631