ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Актуальность развития ориентировки в пространстве у дошкольников обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

Большинство исследователей (А.А. Люблинская, Э.Я. Степаненкова и др.) сходятся в понимании «пространственной ориентировки» как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем [3, с. 52].

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.

В возрасте от года до трёх лет, по мнению Л.А. Венгера, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения [1, с. 6].

По мнению М.В. Васильева, в трёхлетнем возрасте дети способны различать пространственные направления от себя: справа – слева, впереди (спереди) – позади (сзади), вверху – внизу [2, с. 59].

Дети четырехлетнего возраста, по мнению М.В. Васильевой, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди – сзади, справа – слева.

В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов: я стою за стулом, рядом со столом, перед окном; передвигаться в заданном направлении. М.В. Васильева определяет следующие умения детей: ориентироваться на листе бумаги, овладевать умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр.

К особенностям развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста относятся:

– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, мы предположили, что для развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в ДОО необходимо реализовать следующие педагогические условия:

- осуществление специальной подготовки педагогов к использованию технологии развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста;

- реализация технологии развития ориентировки в пространстве включающей: развитие ориентировки на собственном теле; развитие ориентировки в окружающем пространстве; развитие ориентировки в двухмерном пространстве; развитие умений давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия;

- обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего учет уровня развития ориентировки в пространстве дошкольников.

С целью выявления уровня развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста мы использовали шесть практических заданий (автор Л.И. Плаксина).

Критерии и показатели уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников

Критерии

Показатели

Наличие представлений об ориентировке в двухмерном пространстве.

Легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа.

Наличие представлений об ориентировке в окружающем пространстве.

Знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже). Умеет поворачиваться влево, вправо, кругом, идти вперед, назад.

Наличие представлений об ориентировке на собственном теле.

Ребенок знает правую и левую стороны своего тела. Знает о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади),

Наличие умений давать пространственную характеристику расположенным предметам, используя предлоги и наречия.

Называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). Осмысленно отвечает на вопросы.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровне развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень развития ориентировки в пространстве (от 29 до 21 баллов) – ребенок знает правую и левую стороны своего тела; легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа; знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). Ребенок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди», «сзади», «слева» и «справа», как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы, используя предлоги и наречия и относительно точные обозначения пространства.

Средний уровень (от 20 до 17 баллов) – ребенок в достаточной степени владеет навыками пространственного ориентирования. С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок допускает незначительные ошибки в положении предметов в пространстве, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень развития ориентировки в пространстве (от 16 баллов до 0) – допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения. Ребенок не знает правую и левую стороны своего тела; не может ориентироваться на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно не может находить середину и центр листа; не знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), не называет и не понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под).

По результатам выполнения заданий констатирующего эксперимента мы смогли сделать вывод, что у 13,3 % детей умение ориентироваться в пространстве сформировано на высоком уровне. Средним уровнем обладает 53,3 % детей. Низкий уровень развития ориентировки в пространстве у 33,4 % детей.

Данные результаты свидетельствуют о том, что работа, которая ведётся в детском саду по развитию ориентировки в пространстве у детей недостаточно эффективна.

В процессе формирующего эксперимента нами была осуществлена специальная подготовка педагогов к использованию технологии развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Мы провели консультацию с использованием презентации на тему «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве». Педагогам ДОО была представлена технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста, включающая:

1) развитие ориентировки на собственном теле;

2) развитие ориентировки в окружающем пространстве;

3) развитие ориентировки в двухмерном пространстве;

4) развитие умений давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия.

Технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Технология развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Ориентировка на собственном теле

Ориентировка в окружающем пространстве

Ориентировка в двухмерном пространстве

Использование предлогов и наречий

Подвижные игры

(И.В. Мальцева):

- «Что где находится?»,

- «Обезьянки»,

- «Путаница»,

- «Солнышко»,

Игровые упражнения:

- «Елочка»,

- «Лебедь».

Подвижные игры

(С.Е. Гаврина):

«Колокольчик», «Робот», «Скажи наоборот, «Магазин», «Что изменилось?», «Контролер», «Где я сяду?», «Угадай, где спрятано», «Что где стоит?», «Давай меняться», «Да – нет», «Волшебное дерево», «Найди магнит», «Новоселье».

Игровое упражнение:

«Собачка».

Подвижные игры

(Л.А. Семенова):

- «Назови соседей».

- «Лабиринт».

- «Геометрический диктант».

- «Я еду на машине».

- «Укрась ёлку».

Игровые упражнения:

- «Лягушка»,

- «Самолет»,

- «Стаканчик».

- «Орнамент».

- «Коробочки».

Подвижные игры

(О.Н. Земцова):

«Что стоит внизу, наверху», «Что изменилось?».

- «Новоселье».

- «Сделай по команде».

Игровые упражнения:

- «Коготь»,

- «Тюльпан».

Подвижные игры проводились в физкультурной и музыкальной непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в первой и второй половине дня.

В экспериментальной работе мы учитывали уровень развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Для детей с высоким уровнем развития ориентировки в пространстве мы использовали следующий занимательный математический материал: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты. Например («Танграм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Волшебный круг»); математические игры и задачи (шашки, шахматы, кубики на включение, нахождение).

Для детей со средним уровнем развития ориентировки в пространстве мы использовали игры и упражнения, представленные в таблице 2.

С детьми с низким уровнем развития ориентировки в пространстве мы проводили игровые упражнения («Веселая зарядка», «Куда змея ползет», «Синхронное плавание», «Новая походка», «Прятки» и др.)

Целью контрольного эксперимента была проверка эффективности проведенной работы. Для реализации поставленной цели нами были проведены те же задания что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный анализ показателей обоих экспериментов показал, что у детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень развития ориентировки в пространстве. Количество детей с высоким уровнем возросло в 3 раза. Средний уровень возрос в 1,12 раза. Детей с низким уровнем нет, что связано с проведенной нами работой (вначале эксперимента было 5 детей с низким уровнем развития ориентировки в пространстве).

Таким образом, контрольный эксперимент доказал, что развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста в ДОО оказалось более эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- осуществление специальной подготовки педагогов к использованию технологии развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста;

- реализация технологии развития ориентировки в пространстве включающей: развитие ориентировки на собственном теле; развитие ориентировки в окружающем пространстве; развитие ориентировки в двухмерном пространстве; развитие умений давать пространственную характеристику расположенным частям, используя предлоги и наречия;

- обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям, предполагающего учет уровня развития ориентировки в пространстве дошкольников.

Список литературы
  1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Каразану, В. Ориентирование в пространстве [Текст]/ В. Каразану// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб.: Питер, 2011. – 387 с.

  3. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]/ Формирование восприятия пространства и пространственных представлений/ А.А. Люблинская СПб, ст. под ред.Афанасьева Б.Г.. – М.: Известия АПИ РСФСР, 2006. - 223 с.

Просмотров работы: 2789