ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К НРАВСТВЕННЫМ ПОСТУПКАМ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К НРАВСТВЕННЫМ ПОСТУПКАМ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе школьной психологической службы не теряют актуальности проблемы подросткового возраста. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в этом возрасте чаще всего возникает девиантное и деликвентное поведение, которое выражается в противоправных поступках.

Ряд исследователей в области изучения девиантного поведения (Е.В Змановская, Л.И. Божович, В.Н. Кудрявцев) говорят о том, что важнейшим фактором развития данных поступков у подростков, являются сверстники с асоциальной направленностью, наличие которой: облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; обеспечивает психологическую поддержку, и поощрение за участи в таких действиях; уменьшает эффективность личностных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить, проявление девиантных склонностей.

Кроме того, девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой же стиль поведения. Такого рода копирование асоциальных поступков, особенно наблюдается в условиях жизни подростков в детском доме.

Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможность социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему.

Исследования по данной проблеме ограничены такими вопросами как теоретический анализ поступков или оценка поступков. Малое количество исследований по данной проблематике в подростковом возрасте определило дальнейшее направление предлагаемого исследования.

При проектировании психолого-педагогической программы по формированию готовности к нравственным поступкам подростков, склонных к девиантному поведению через нравственный эталон были использованы результаты теоретико-экспериментального исследования отношения подростков, склонных к девиантному поведению, к противоправным поступкам. В данном исследовании были проанализированы поведенческие, эмоциональные и речевые реакции испытуемых при просмотре видеороликов и изучены особенности отношения девиантных подростков к противоправным поступкам сверстников. Согласно цели исследования видеоролики должны были соответствовать следующему требованию: в них должны проявится противоправные действия подростков, а именно насилие над личностью. Содержание видеороликов отражало в себе следующее: в первом видеоролике трое подростков избивают сверстника; во втором – девочку избивает мальчик; в третьем – девочки дерутся между собой.

В исследовании приняли участиеподростки, стоящие на учете в ИДН за мелкие правонарушения, в количестве 25 человек, возрастная граница которых находится в континууме от 13 до 17 лет. Обследуемые на момент проведения исследования, находились в казенном образовательном учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Аистенок" г. Нижневартовска.

На этапе организации исследованиябыла дано обоснование актуальности темы; определен алгоритм исследования; проанализированы научные источники в соответствии с обозначенной проблемой исследования.

На этапе теоретико-методологического обоснования исследования были определены предмет и объект исследования; выделены методологические основы исследования.

Собственно экспериментальное исследование проходило в несколько шагов: на первом – подросткам предлагалось просмотреть три видеоролика; вторым шагом работы стала беседа с подростками с целью исследования отношения испытуемых к противоправным поступкам сверстников. Затем проводился анализ и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. И, наконец, - разработка проекта психолого-педагогической программы по формированию готовности к нравственным поступкам через эталон.

Методологическую основу заявленной психолого-педагогической программы составили следующие подходы: аксиологическийподход, утверждающий, что личность усваивает систему общечеловеческих ценностей, осуществляя осознанный выбор своего поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не переступая при этом общечеловеческих, общезначимых ценностей (А.Г. Здравомыслов, В.А. Сластенин); личностный подход, постулирующий необходимость создания условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса (развитие смысловой сферы личности, способности к рефлексии, формирование личностного опыта, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития (школа Л.С. Выготского); деятельностныйподход, основная идея которого заключается в том, что личность в активной форме присваивает исторический опыт человечества. Именно в процессе деятельности личность приобретает возможности познания сущности какого-либо явления, определяя ее личностную значимость и значимость для других (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн).

При анализе исследования, было обнаружено, что девиантные подростки оценивают противоправное поведение сверстников с отрицательной стороны, не хотят сравнивать себя с подростками в видеофрагментах даже при условии, что каждый из них имеет совершенный деликт. Наличие данного противоречия может объясняться тем, что подростки в видеофрагментах существенно нарушают общепринятые нормы и правила, что, по мнению обследуемой группы говорит о «плохом» мальчике или девочке. При этом понятие «плохой» каждый из них понимает на уровне нарушения общепринятых норм в социуме, не соотнося его с собой. Данный факт позволяет нам предположить, что оценка сюжетов видеороликов осуществлялась только на внешнем уровне, на основании формальных критериев «плохой» - «хороший».

С учетом полученных результатов был разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий по формированию готовности к нравственным поступкам через эталон у подростков асоциальной направленности. Поведение, соответствующее эталону, является основой готовности к нравственным поступкам. В структуру разработки проекта программы входит определение целей, задач программы, описание рабочего плана реализации программы и подробное описание мероприятий работы с подростками девиантами [3].

Формой работы для реализации поставленной цели и намеченных задач является комплекс мероприятий, с элементами тренинга. Первое мероприятие является вводным: выясняются ожидания участников, подросткам предлагается выполнение теста с целью определения степени владения информацией о нравственном поступке и эталоне нравственности. Второе, третье и четвертое мероприятия объединяются общей целью: формирование у подростков представлений по проблеме нравственного поступка и эталона нравственности. Содержание пятого мероприятия, заключается в диагностическом срезе, с целью выявления динамики информированности подростками проблемы нравственного эталона.

Все мероприятия построены на основе активной субъектной позиции подростка, который сам включен в деятельность. В ходе работы используются различные формы: игровые методы, метод группового обсуждения, ролевые игры, работа в парах и тройках.

Цикл встреч «Образец эталонного поведения» направлены на усвоение норм и правил нравственного поведения в процессе взаимодействия, и способствуют формированию у подростков нравственных эталонов, которые в свою очередь развивают нравственные поступки. Встречи проводятся совместно с представителями общественных организаций г. Нижневартовска: клуб ветеранов (Ветераны великой отечественной войны, войны в Афганистане, в Чечне); волонтеры («Молодежный центр», центр «Антиспид»); заслуженные спортсмены г. Нижневартовска; работники правоохранительных органов (работники сферы МВД).

Данные представители будут взаимодействовать с подростками, проводить экскурсии в различные профессиональные центры, приглашать их к сотрудничеству, тем самым включая их в свою деятельность. Главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Так, Д.И. Фельдштейн считает, что просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным [5]. Соответственно, мероприятия, где подростки сотрудничают с представителями общественных организаций, способствуют формированию у них нравственных эталонов. Количество занятий может варьироваться, в зависимости от степени заинтересованности подростков данной деятельностью.

Ожидаемые результаты программы и оценка ее эффективности анализируются согласно завяленным задачам. О достижении, которых свидетельствуют следующие результаты: у подростков сформированы представления по проблеме нравственного поступка и эталона нравственности; и они привлечены к общественно-полезной деятельности.

В качестве перспективы можно определить, что практическая значимость и эффективность проекта программы будет определять одно из направлений в работе практического психолога с подростками девиантами, актуальность и приоритетность которого обуславливается сложностью организации работы с представленной группой.

Литература:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И.Фельдштейна. Москва. Международная педагогическая академия. 2008.

2. Жигинас Н.В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного поведения / Н.В. Жигинас, Н.А. Зверева, Е.В. Гребенникова // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1 (142). - С. 39-44

3. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: №11 (34) сборник статей по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции. Часть II. – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013.-140 с.

4. Снегирева Т.В. Проблемы анализа поступка в поведении личности с деформацией готовности к самореализации. Образование. Наука. Инновации. Вып.2 (18), - 2011г.

5. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. // Хрестоматия по возрастной психологии/Сост.Л.М.Семенюк М.; Воронеж,1998 - С.196-200.

6. Шафикова Г.Р. Мотивация нравственного поведения подростков: психосемантическое исследование [Электронный ресурс]: Режим доступа http://psyedu.ru/journal/2011/4/2567.phtml (дата обращения: 19.04.2014

Просмотров работы: 770