ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время возрастает интерес к проблеме изучения и формирования ответственности. Последние исследования ученых показали, что в контексте данной проблемы намечаются пути исследование различных психологических факторов, играющих роль в формирование ответственности у подростков. Ответственность относится к субъективным характеристикам личности, исследование и анализ которых входит в число актуальных проблем современной психологии. Это связанно, прежде всего, с тем, что для развития современного общества принципиально важным является наличие у человека таких личностных характеристик, которые обеспечивают не только адаптивность к постоянно меняющейся экономической, политической, социальной жизни, но и прогресс отдельной личности и, в конечном счете, общества в целом. [3].

В отечественной и зарубежной психологии наметилось два основных подхода в исследование ответственности: исследование отдельных аспектов ответственности и системное исследование ответственности. В исследовании отдельных сторон ответственности можно выделить следующие направления. Во-первых, - это соотношение свободы и ответственности (К.А. Абульханова–Славская, М.М.Бахтин, А.В. Брушлинский, Р.Косолапов и В.Марков, Э.И.Рудковский, Г.Л.Тульчинский и др.). Во-вторых, - соотношение социальной и личной ответственности (А.Адлер, Л.С.Мамут, Р.Мэй, В.А.Розанова, А.Г.Спиркин, К.Ясперс, К. Муздыбаев и др.). В- третьих ответственность рассматривается как нравственная категория как с позиций морали (В.В. Знаков, Х. Хекхаузен, К. Хелкама) так и с позиции нравственности (В.Франкл, М.М Бахтин).[4].

Существуют проблемы формирования ответственности как качества личности. В отечественной психологии сензитивным периодом появления ответственности является дошкольный возраст (З.Н. Борисова, В.А. Горбачева, B.C.Мухина). В.С.Мухина пишет, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения.[4].

В подростковом возрасте начинается переосмысление сущностных характеристик личности, среди которых важное место занимают ответственность и самостоятельность. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка – чувством долга и ответственности перед коллективом, Подросток заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которые получат социальную оценку и заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения[3].

Когда ребёнок вступает в стадию подросткового возраста, у него начинают формироваться такие компоненты ответственности, как автономность и волевая саморегуляция. Подросток учится самостоятельно принимать решения, а также отвечать за результат этих решений самостоятельно, начинается процесс формирования целостной модели ответственного поведения. Чувство ответственности проявляется у подростков в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идей. В подростковом возрасте расширяется пространство социальных интересов личности, формируется ее общественная направленность, осознаются возможности собственного участия в жизни общества. В связи с этим подросток начинает понимать разницу между ответственностью как общечеловеческим нравственным принципом и ответственностью как социально - моральное явления, специфика которого определяется особенностями сферы общения ребенка, конкретными видами его деятельности.

Ключевыми факторами для успешного формирования компонентов ответственности служат: положительное влияние авторитетов взрослых (родителей, педагогов, старших родственников и близких, авторитетных сверстников); формирование морально-эстетических норм и правил в сознании ребенка происходит по образцу поведения авторитетных близких; возможность совершать самостоятельный выбор; проявлять конструктивную автономию и принимать важные жизненные решения под сторонним наблюдением родителей и преподавателей. Из всего этого следует, что в период подросткового возраста наступает важный этап формирования волевой саморегуляция и автономности личности (суверенности психологического пространства).

Важно предоставлять подростку осознанную возможность проявлять себя в самостоятельной деятельности в целостном контуре ответственности (свобода выбора, соответствие норме и осознания атрибуция последствий). Воспитание ответственности происходит на протяжении всей жизни человека. С самого раннего детства, получая за свои поступки поощрения или наказания, ребенок приучается к ответственному поведению. Однако особое значение для формирования различных сторон личности, а особенно волевых свойств, к которым относится и ответственность, имеет подростковый возраст – особая фаза психического развития личности, формирования психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения.

Проблема ответственности подростка связана с анализом психолого-педагогических условий её формирования. Основным условием формирования у ребенка ответственности является достижение им успеха, вера в собственные силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей ответственности. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, которая является не очень интересной, но необходимой. Большое значение в воспитании ответственности имеет личный пример родителей и педагогов, а также проблема формирования ответственности в практике образовательных учреждений.

Для изучения уровня ответственности у подростков нами была использована методика В.П.Прядеиной «ответственность». Выборку исследования составили 37 подростков в возрасте 14-15 лет, учащиеся МБОУ «СОШ»№7 города Нижневартовска.

Детальный анализ полученных экспериментальных данных по показателю сформированности уровня ответственности у подростков позволил нам разделить испытуемых на 3 группы:

К первой группе относятся подростки с высоким уровнем ответственности в количестве 11%, от всей выборки испытуемых. Это свидетельствует о том, что все принимаемые решения эти подростки правильно соотносят с внутренней структурой ценностей, проявляют чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий.

Ко второй группе относятся учащиеся со средним уровнем ответственности – 65% т.е большинство выборки. Эти подростки осознают последствия предпринимаемых действий, но лишь в ближайшей перспективе чувство ответственности за стратегию поведения в жизни у них отсутствует.

К третьей группе относятся подростки с низким уровнем ответственности - 24%. Учащихся, у которых отсутствует желание добиться результата, для них характерно непонимание того, какой результат необходимо получить, и недостаток практических навыков для его достижения.

Более подробный анализ результатов исследования позволил нам выявить уровни форсированности различных аспектов ответственности у данной выборки испытуемых. Таким образом, высокий уровень ответственности выделяются такие аспекты как «когнитивная осмысленность»-100%, «результативность предметная»-100%, «эмоциональность стеническая»-100%,«регуляторная интернальность»-100%. В среднему уровню относится такие показатели как «мотивация социометрическая» - 96%,«динамическая эргичность» - 71%; «результативность субъектная» - 75%; «когнитивная осведомленность»- 84%. В низком уровне ответственности выявлено такие аспекты как «мотивация эгоцентрическая»- 56%, «регуляторная экстернальность»- 67%, «результативность предметная» -89%.

В группе подростков с высоким уровнем ответственности преобладают высокие показатели по таким аспектам ответственности как «когнитивная осмысленность», «результативность предметная», «эмоциональность стеническая»,«регуляторная интервальность»; эти учащиеся стремятся выполнять дела, которые им поручили, отвечают за содеянное, стремятся к успешной учебе и завершению обязательных дел, также проявляют радость при преодолении препятствий, гордость за достижение цели, оптимизм в начале нового ответственного дела, есть намерение добиться всего своим трудом и уверенность, что все удачи и неудачи зависит только отчего ответственного отношения к делу

Во–второй группе у подростков со средним уровнем ответственности, выделяются такие аспекты как «мотивация социометрическая», то есть стремление реализовать намерения близких людей, желание оградить близкого человека от неприятностей, помочь окружающим; «динамическая эргичность»- стремление довести ответственное поручение до конца, ответственное поведение; «когнитивная осведомленность» - стремление отстоять свою позицию и преодолеть трудности на пути к цели; «результативность субъектная» тенденция развивать у себя самостоятельность и уверенность.

В – третьей группе с низким уровнем ответственности обнаружены низкие показатели по таким аспектам как «результативность предметная» - отсутствие стремления к успешной учебе и завершению обязательных дел; «мотивация эгоцентрическая» свидетельствующая о преобладании желаний утвердится в группе, улучшить свое материальное положение или получить поощрения, желание обратить на себя внимание других людей; «регуляторная экстернальность» - такие учащиеся не берут на себя ответственность за свои действия уповают на случай или везение, могут обвинять в неудачах других людей, не верят в свои силы и полагают, что вся жизнь предопределена судьбой, и никакая ответственность не может ее изменить,

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: - высокий уровень ответственности проявляется у 4 человек -11%; - большинство подростков имеют средний уровень ответственности-65%; - низкий уровень ответственности выявлен у 9 учащихся – 24%.

Для развития навыков ответственного поведения нами разработан мини-тренинг «Ответственное поведение подростков». Данный тренинг формирует навыки ответственного принятия решений; способствует осознанию своего поведения, пониманию собственных поступков; помогает отработать навыки принятия решения. Включает ряд упражнений: «Ожидание»; «Отсутствуют ключи»; Проблемная ситуация: «Как достичь успеха в жизни?»; «Линия жизни»; «Юбиляр»; «Ваше настроение».

Литература

  1. Ганеева А.А., Гайнуллина А.В. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей: - Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №2(4), 2013

  2. Головинова А.В., Овсяникова Е.А. Механизмы психологической защиты подростков с разными стилями поведения в конфликте: - Сборник материалов VIII Международная научно - практическая конференция «Наука и современность - 2011».Часть 2.Новосибирск,2011.

  3. Муздыбаев, К. Психология ответственности / ред. В.Е. Семенова. - Л.: Наука, 2010.

  4. Прядеин В.П. Психодиагностика личности : Избранные психологические тесты : Практикум. – Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с

  5. Каширская И. К .Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации:- //Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-на-Дону, 2014.

Просмотров работы: 4215